Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность системного подхода 1 страница




Кризис эволюционной теории в первой четверти ХХ в. В 1900 г. были переоткрыты законы Менделя в трех разных странах: Гуго де Фриз (1848-1935) в Голландии, Карл Эрих Корренс (1864-1933) в Германии и Эрих фон Чермак (1871-1962) в Ав­стрии независимо друг от друга получили дан­ные о дискретности наследственных факторов и обнаружили забытую работу Менделя.

Предмет и задачи эволюционного учения. Главным предметом эволюционного учения как науки является биологическая эволюция. Биологическая эволюция – это историческое изменение наследственных свойств и признаков живых организмов в ряду поколений.

Множественный выбор

Базовая структура ветвления

Обеспечивает выбор одного из альтернативных путей, работы алгоритма, в зависимости от проверки условия. Структура ветвления, существует в 3 основных вариантах.

1. Если то, иначе. При выполнения условия, помещенного в символе решения, поток управления, направлен по ветви обозначенной словом да, или знаком +, при невыполнении условия по ветви обозначенной словом нет, или знаком -.

2. Выбор-иначе.

 

Начало
Условие

 


Конец
нет да

 

 

Начало
x
0<=x<=1
Y=sinX

 

 


Y
Начало
Y=cosX
Y=tgX
x>1
- +

 

В случае в множественного выбора, применение символа, условия, при разветвление число ветвей>2 называется переключателем. Если значение переключателя не совпадает, ни с одним из перечисленных ветвях значения, выполняется ветвь иначе. Ветвь иначе может отсутствовать, в этом случае не выполняется ни какого действия. М принадлежит [1,12] напечатать название времени года.

 

Эволюционное учение - это биологическая наука, которая изучает причины, механизмы, закономерности и пути эволюции живых организмов. Эволюция организмов представляет собой исторические преобразования всех уровней организации биологических систем - от молекулярного до экосистемного, включая и биосферу в целом.

С древнейших времен человеческая мысль направлена на познание законов развития живой природы. Однако первая успешная попытка научно решить задачу была совершена только в середине 19 века Чарлзом Дарвином, которому удалось заложить прочные основы теории эволюции. Только после трудов Дарвина эволюционная теория начала развиваться на истинно научной основе. Таким образом, история биологии может быть поделена на два главных периода: многовековой додарвиновский и последарвиновский. Рубежом между ними служит 1859 год – год опубликования труда Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых рас в борьбе за жизнь». Историческая заслуга Ч. Дарвина состоит не в том, что он указал на существование биологической эволюции – об этом писали многие мыслители задолго до Дарвина, - а в том, что он вскрыл материальные факторы (причины) эволюции – наследственность и изменчивость, и один из движущих факторов – естественный отбор и тем самым научно обосновал существование эволюции органического мира.

Первый синтез – Дарвин и Уоллес (1859г.) объяснили причины эволюции, создав фундамент среди хаоса гипотез. В дарвинизме эволюционная теория осуществила синтез всех биологических знаний, накопленных за додарвиновский период.

Второй синтез – 30-е годы XX века – результатом стала синтетическая теория эволюции (СТЭ), возникла в результате синтеза нескольких биологических дисциплин - достижения дарвинизма, генетики, систематики, палеонтологии и экологии.

Синтез эволюционизма с молекулярной биологи­ей привел к возникновению такого направления, как молеку­лярная эволюция. Популяционный подход к микроэволюции дополнился экосистемным подходом к объяснению макроэволюционных явлений. Как должна выглядеть модель эволюции, если принять во внимание масштабность хромосомного видообразования, горизонтального переноса генов, роль глобальных экологических кризисов в эволюции экосистем и биосферы в целом? Третий синтез призван учесть все эти достижения и открытия.

Практические задачи: эволюционная теория решает большой комплекс практических задач. Она является научной основой селекции, широко используется в решении медицинских проблем, в исследованиях причин заболеваний сельскохозяйственных животных и растений. Широкое использование ядохимикатов для уничтожения вредителей вызывает изменение направления естественного отбора – в ряде случаев отбор действует в направлении выработки адаптаций к ядохимикатам, меняется генотипическая структура вида.

 

Тема 2. Зарождение и развитие эволюционной идеи

 

Античность – длительный период до нашей эры, характеризуется возникновением и упадком ряда цивилизаций и сменой философских школ в разных странах (Шумер, Китай, Индия, Египет, Греция, Рим), отличающихся по своим направлениям и достижениям, а также оказавших неоднозначное влияние на дальнейший прогресс человечества. Таким образом, отдельные идеи и элементы, положенные в основу эволюционной теории, возникли уже в далекой древности.

Практическая деятельность человека способствовала накоплению знаний о домашних животных и культурных растениях. Как в дальнейшем отмечал Ч. Дарвин, к этому периоду восходят истоки применения искусственного отбора в бессознательной форме.

Первые попытки систематизировать и обобщить разрозненные сведения о явлениях живой природы принадлежат античным натурфилософам Древней Греции и Рима. Именно ими были выдвинуты две главные идеи: идея единства природы и идея ее развития (вечности движения, закономерного характера развития окружающего мира). Идея единства природы и ее движения философов ионийской школы развивались в трудах Анаксагора, Эмпедокла и Демокрита.

Принцип целевого развития, сформулированный Аристотелем или принцип «конечных причин», положил начало телеологии – от слова telos – цель. Телеология – идеалистическое учение, считающее, что все в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределенной богом или природой целью.

Средневековье. Если для человека античного периодаприрода была действительностью, то для человека средневековья она была лишь символ божества. Так возник схоластический период в развитии естествознания.

Эпоха Возрождения. В 15-17 веках возрождается все лучшее из научного и культурного достояния античности. Период в развитии естествознания XV – XVII в.в. называют метафизическим периодом, в котором сбор и описание большого объема материала все еще сопровождаются рассмотрением видов неизменными и с точки зрения телеологии. В науке преобладает описательный метод. Это время накопления знаний – описательный метод и описательный период в биологии.

Развитие систематики накопление новых сведений о растениях и животных затрудняло их изучение. Первые попытки классификации носили совершенно произвольный характер. Это были каталоги, в которых животные или растения располагались в алфавитном.

Английский естествоиспытатель Джон Рэй (1627-1705) впервые дал определение вида и впервые поставил вопрос о его критериях.

Карл Линней - шведский нату­ралист, фармаколог, врач, этнограф, прославившийся как основополож­ник принципов и методов системати­ки органического мира, завершил усилия ученых 16-17 веков в области ботанической и зоологической систематики и построил систему организмов, завоевавшую всеобщее признание.

В течение столетия от Линнея до Дарвина магистральным руслом развития биологии была систематика. Этот период по праву можно назвать линнеевским периодом развития биологии.

Вклад Линнея в развитие эволюционизма в биологии:

ü показал универсальность вида как структурной единицы живой природы и практическое значение вида в систематике;

ü ввел в практику классификации бинарную номенклатуру;

ü выдвинул принцип иерархичности систематических категорий (таксонов).

 

 

Тема 3. Эволюционная концепция Ж.Б.Ламарка

 

Ж.Б. Ламарк (1744–1829) впервые обосновал проблему эволюции как предмет специального изучения и создал первое в истории стройное целостное эволюционное учение.

По философским убеждениям Ламарк – материалист деистического толка. Деисты утверждали, что никто не в состоянии изменить естественные законы природы. Однако первопричиной этого естественного порядка природы по их представлениям являлся «творец всего сущего» - божественное начало. Движение рассматривалось не как свойство, присущее самой материи, а как явление, обусловленное воздействием извне.

Ж.Б. Ламарк пришел к идее эволюции благодаря убеждению в изменяемости видов. Великая заслуга Ламарка состоит в том, что он первый предложил генеалогическую классификацию, основанную на принципе родства между организмами. Открыть естественный порядок – значит выяснить степень родства, создать генеалогическую классификацию. Система животных Ламарка представляла в то время значительный шаг вперед в разработке естественной классификации. Работая над классификацией организмов, Ламарк убедился, что все организмы легко могут быть расположены как бы ступенями в порядке постепенного усложнения. Ступенеобразное повышение организации Ламарк назвал градацией (от лат. gradatio – «постепенное повышение»).

Это, по мнению Ламарка, и есть главное направление эволюционного процесса - прогрессивная эволюция. Движущей силой градаций Ламарк считал «внутреннее стремление природы к прогрессу», изначально присущее всем организмами заложенное в них творцом. Внутри классов ряд видов разветвляется, и возникает процесс приспособительной дифференцировки видов в зависимости от различных условий существования.

Среда, по Ламарку, действует на организмы непосредственно (прямое влияние) и опосредованно (косвенное влияние). Такие изменения становятся наследственными, если воздействие носит длительный характер, и сохраняется в ряду поколений. Ламарк придавал большое значение «упражнению» и «неупражнению» органов, считая, что упражнение ведет к усилению данных органов и признаков в онтогенезе конкретной особи (что признается и современной наукой) и что, более того, результаты такой тренировки передаются потомству. Эта гипотеза об адекватности влияния среды на наследственность организма обычно называется «наследованием приобретенных признаков». В современной науке изменения, которые растения и животные приобретают в течение жизни, учёные называют «модификациями» (от лат. modificatio – «видоизменение», «преобразование чего-либо с появлением новых свойств»).

Ламарк отождествляет понятия «изменение» и «приспособление», считая, что любое изменение под влиянием среды или особенностей функционирования уже является готовым приспособлением. Ламарк не смог правильно решить вопрос о приспособительной эволюции. Его крупной ошибкой было отделение приспособительной эволюции от главного ее направления – градации, в связи с чем он не полностью выявил главную особенность органической эволюции – ее приспособительный характер.

 

 

Тема 4. Научные и общественно-экономические предпосылки дарвинизма

 

Ø Успехи в области сравнительной анатомии и морфологии, систематики и палеонтологии;

Ø Развитие эмбриологии;

Ø Создание клеточной теории;

Ø Успехи геологии;

Ø Развитие биогеографии и возникновение экологии;

Начало 19 века следует признать эрой поворота исследований живой природы на качественно новый уровень, завершившийся принципиальными обобщениями в разных областях биологии.

Систематика первой половины 19 века по-прежнему занимает в комплексе биологических наук ведущее место. Накопленные знания о фактическом многообразии живых форм приводят к быстрому развитию учения о естественной системе, внедрению в анатомию и морфологию сравнительного метода. Важнейшие сравнительно-анатомические проблемы, не утерявшие актуальность и сегодня, - вопрос о единстве плана строения, о правомерности сравнения структур животных, далеко отстоящих друг от друга на "лестнице существ", об аналогах и гомологах.

Большое значение имели работы крупнейшего зоолога первой половины 19 века, французского ученого Жоржа Кювье - основателя сравнительной анатомии, палеонтологии и классика систематики. Как для сравнительной анатомии, так и для систематики, большое значение имел выдвинутый Ж.Кювье принцип корреляции в строении организмов, из которого следовало, что организм это не сумма частей, а целостная система. По мнению Кювье, организмы, обладающие одинаковой корреляционной системой, входят в состав одной естественной группы.

Работы Кювье по ископаемым способствовали выделению палеонтологии как науки. Кювье пришел к выводу о том, что ископаемые остатки расположе­ны в слоях не случайно, а закономерно, что по ископаемым остаткам можно определять временную последовательность слоев. Постепенную смену ископаемых в слоях Земли, все большее их сходство с современными формами по мере приближения к верхним слоям Ж.Кювье не связывал с эволюцией, возникновением вторых из первых. Для объяснения последовательной смены ископаемых животных Кювье придумал особую "теорию катастроф", в истории Земли. Изменения в природе, по его мнению, происходили в результате внезапных стихийных бедствий (землетрясений, наводнений и т.д.), постигавших время от времени земной шар, которые не изменяли внутреннего состояния организмов.

Большие успехи были достигнуты в исследованиях эмбриологии позвоночных. Крупнейший эмбриолог 19 века – Карл Максимович Бэр ( 1792-1876). К.М. Бэр впервые применил эмбриологический критерий в систематике и обосновал его значение. Появилась возможность сопоставить данные эмбриологии и сравнительной анатомии. Ученый сформулировал общий принцип эмбриогенеза: на всех этапах формирования животного развитие идет от гомогенного (однородного) к гетерогенному (разнородному) и от общего к частному. В процессе зародышевого развития первыми появляются признаки типа, затем класса, отряда, семейства, рода и вида. Эта закономерность получила название Закона зародышевого сходства.

Создание клеточной теории. Во второй четверти 19 века были сделаны крупнейшие открытия в области клеточной теории. К 40-м годам 19 века завершилась формулировка клеточной теории строения организмов благодаря исследованиям М.Шлейдена (1804-1881) и Т.Шванна (1810-1882). Главная ценность клеточной теории с эволюционной точки зрения заключалась в доказательстве универсальности клеточного строения всех животных и растений и, следовательно, вывод об их эволюционном родстве.

Успехи в области геологии. Главная заслуга в этом направлении принадлежит английскому геологу Чарлзу Лайелю (1797-1875), автору знаменитой книги «Основы геологии». Именно с его именем связывают появление идеи актуализма - прошлое познается через изучение современности, истоки которой можно просле­дить вглубь вплоть до античных авторов.

Успехи биогеографии и экологии. Знаменитый немецкий географ А. Гумбольдт (1769-1859) исследовал зависимость географического распространения организмов от климатических условий. Его имя тесно связано с разработкой основных принципов климатологии, изучении земного магнетизма и вулканизма. Гумбольдт установил закономерности в распределении растений: горизонтальную зональность (с севера к экватору) и вертикальную поясность (от вершины гор к подножию). Он попытался установить единство растительного ландшафта в разных географических областях. В итоге он предложил 17 основных образующих ландшафт типов растений (например, пальмовый тип, тип кактусовых, тип хвойных, папоротниковых и т.д.), доказывая, что каждая местность имеет свою характерную особенность в растительном мире и зависит от внешних условий.

О.П. Декандоль предложил классифицировать растения по «местообитанию» - совокупность условий обитания данного вида растений (морские, приморские, культурных земель и т.д.) и «местонахождению» - географическая область распространения видов. Исследования Гумбольдта и Декандоля заложили основы биогеографии. Их взгляды опровергали представления о неизменности видов. Именно в это время начинает развиваться экология – наука об отношениях организмов со средой. Развивался экологический подход в анализе взаимоотношений живой и неживой природы, т.е. необходимость познания живых организмов только в их взаимодействии с условиями среды.

Общественно-экономические предпосылки возникновения дарвинизма. Огромное значение для формирования теории Дарвина имели политико-экономические идеи. Прежде всего, это взгляды Адама Смита и Томаса Мальтуса. Смит создал учение о «свободной конкуренции». Двигателем свободной конкуренции при этом является «естественный эгоизм» человека. Таким образом, идея о конкурентных отношениях в экономике, как это ни парадоксально, повлияла на формирование представлений о развитии живой природы. Особое значение имели и идеи Мальтуса (1766-1834) о законе народонаселения. Где проблема перенаселения также решалась конкуренцией – выживанием более сильных, более здоровых. Эти идеи натолкнули Дарвина на гипотезу существования аналогий в природе и способствовали созданию эволюционной теории.

Тема 5. Эволюционное учение Ч.Дарвина

 

Биография и научная деятельность Ч.Дарвина. Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 г. в английском городе Шрусбери в семье потомственных врачей. Сначала готовился стать медиком и обучался два года в университете в Эдинбурге. Затем, по настоянию отца, перешел в Кембриджский университет, где в 1831 г. закончил богословский факультет. В эти годы Ч. Дарвин увлекался естественными науками, целеустремленно изучал специальную литературу, занимался коллекционированием, охотой, принимал участие в экспедициях по исследованию геологии, фауны и флоры отдельных районов Англии, наблюдал, записывал виденное и старался дать ему рациональное объяснение.

В 1831 г. после окончания учёбы Ч.Дарвин был зачислен в качестве натуралиста в состав экипажа британского военного брига «Бигль». Пятилетнее кругосветное путешествие на этом корабле явилось поворотным моментом в биографии Дарвина, определившим всю его последующую научную деятельность. За период путешествия Дарвин, интенсивно работая, как геолог, палеонтолог, зоолог и ботаник, собрал огромный и ценный научный материал, который сыграл исключительную роль в развитии эволюционной идеи. Обобщение полученного материала привело к крутому перевороту его мировоззрения в сторону эволюционного взгляда на развитие всего живого.

После возвращения из путешествия 2 октября 1836 г. Дарвин подробно обрабатывает и публикует собранные геологические, зоологические и другие материалы и работает над разработкой идеи исторического развития органического мира, которая зародилась еще во время путешествия. Дарвин уже не сомневался в том, что виды возникают благодаря постепенному преобразованию исходных видов. Эволюция для него является неопровержимым фактом.

Прочитав работу Мальтуса Томаса Мальтуса "О народонаселении" («Опыт о законе народонаселения»), Ч.Дарвин находит соответствующий ключ для объяснения механизма эволюции. Таким образом, Дарвин начинает обосновывать причину процесса эволюции и ее приспособительного характера.

Знаменитая книга Ч.Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» была издана в 1859 г. Было напечатано 1250 экземпляров, которые были распроданы в тот же день. После выхода в свет работ Ч. Дарвина сам факт эволюции перестал вызывать сомнения у большинства ученых; основной спор развернулся вокруг путей развития жизни на Земле и движущих сил эволюции. Эволюционное учение Ч. Дарвина основано на огромном фактическом материале. В то же время, дарвинизм отличается от всех остальных эволюционных теорий строгой логичностью и последовательностью. Дарвин устанавливает способ, при помощи которого можно вскрыть причины эволюции. Движущими силами эволюции Ч. Дарвин считал изменчивость, наследственность и естественный отбор. Ч. Дарвин для обоснования своей эволюционной теории использовал практику английского животноводства и растениеводства. Именно поэтому эволюционная теория Дарвина состоит из двух неразрывно связанных частей: учения об эволюции культурных форм и учения об эволюции диких видов.

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Исходным положением учения Дарвина является его утверждение о наличии изменчивости в природе. При этом характер изменчивости определяется двумя причинами: природой организма и природой условий. Дарвин устанавливает классификацию форм изменчивости: неопределенная, или индивидуальная (наследственная, зависящая от природы организма) изменчивость; определенная или групповая (ненаследственная, зависящая от специфики внешних условий) изменчивость; коррелятивная или соотносительная и комбинативную изменчивость. Без наследования изменчивость для выведения новой породы роли не играет. Следовательно, наследственность – второй необходимый фактор эволюции - способность всех организмов передавать особенности строения, функции, развития своему потомству.

Дарвин устанавливает основной фактор образования новых культурных формотбор, производимый человеком. Заслуга Дарвина состоит в том, что он разработал учение об искусственном отборе как ведущем и направляющем факторе эволюции домашних форм. Таким образом, творческим фактором эволюции культурных форм выступает целенаправленная деятельность человека, которую Дарвин назвал искусственным отбором.

Индивидуальные различия имеют очень большое значение для эволюции в природе, так как большинство из них имеет наследственный характер и путем накопления их могут образоваться новые разновидности, а из них, в конце концов, новые виды. Чтобы подтвердить факт изменяемости видов в природе, Ч. Дарвин приводит ряд косвенных доказательств этого процесса: наличие сомнительных видов (разновидностей) – промежуточных между видами. Широко расселенные и процветающие виды имеют соответственно и большое число разновидностей, т.е. наиболее изменчивы; виды крупных родов образуют больше разновидностей, т.е. обладают более высокой изменчивостью, чем виды малых родов.

Виды, по Дарвину, являются динамическими системами, охваченными процессом эволюции.

Назвав свое произведение «Происхождение видов», где изложены основные положения эволюционной теории, автор тем самым показывает, что в основе исторического развития органического мира лежит процесс образования новых видов, т.е. единицей эволюции является вид.

Установив изменчивость организмов в природе, Ч.Дарвину необходимо было понять, как и под влиянием каких факторов происходит в природе отбор. Решающее влияние на ход мысли Чарлза Дарвина, так же как и Алфреда Рассела Уоллеса, оказала работа знаменитого английского экономиста Томаса Роберта Мальтуса, опубликованная в 1798 г. Мальтус утверждал, что народонаселение Земли растёт гораздо быстрее, чем пищевые ресурсы. Вывод Мальтуса был перенесён учёными на животных и растения.

Дарвин и Уоллес пришли к следующим выводам: скорость размножения организмов велика, но число их остаётся приблизительно постоянным; не всем удаётся выжить и оставить потомство, т.е. происходит борьба за существование. Таким образом, естественный отбор в природе выступает как результат взаимодействия трёх предпосылок: наследственная изменчивость и неоднородность особей, перенаселение как результат геометрической прогрессии размножения («давление жизни») и, как следствие первых двух предпосылок – борьба за существование. Естественный отбор – это неизбежный результат борьбы за существование и наследственной изменчивости организмов.

Непосредственным результатом естественного отбора является возникновение приспособлений (адаптации) организмов к условиям их существования, придающее строению живых существ черты "целесообразности» и как итог в дальнейшем – видообразование.

Таким образом, теория Дарвина дала логически последовательное и строго материалистическое объяснение важнейшим проблемам эволюции организмов. Дарвин первым обосновал реальность эволюционных изменений организмов. Взаимоотношения организма и внешней среды в его теории имеют характер диалектического взаимодействия.

Современная эволюционная теория сложилась на основе теории Дарвина. Признавая это, нередко впадают в одну из двух крайностей: либо считают, что сейчас концепция Дарвина имеет уже только исторический интерес, и в современной науке осталась лишь идея естественного отбора; либо, напротив, утверждают, что со времени Дарвина основы теории не претерпели существенных изменений. В действительности, как это нередко бывает, истина находится между этими крайними точками зрения. Несомненно, современная теория эволюции является развитием основных идей Дарвина, но в процессе их развития выявлены многие неизвестные во времена Дарвина факторы, механизмы и закономерности эволюционного процесса и сформировались новые представления, отличающиеся от классической теории Дарвина.

 

 

Тема 6. Развитие эволюционной биологии в последарвиновский период

 

Формирование эволюционной биологии. Поддержку и признание учение Дарвина получило в Англии, Германии, России и других странах. Таким образом, после опубликования Ч. Дарвином "Происхождения видов" был принят принцип биологической эволюции. Результатом явилось проникновение исторического метода в биологию, а анализ конкретного материала частных наук стал проводиться с позиций эволюционной теории. Появились такие дисциплины как эволюционная палеонтология, экология, эволюционная эмбриология, историческая биогеография и др.

Основателем эволюционной палеонтологии, бесспорно, был Владимир Онуфриевич Ковалевский (1842-1883). Он был первым палеонтологом, кто показал успешность применения эволюци­онного метода для восстановления филогенеза, возможности установления исторической преемственности форм и воссоздал ход эволюции семейства лошадиных.

Прогресс в изучении эмбрионального развития беспозвоночных и сходства их стадий развития с позвоночными был достигнут благодаря исследованиям Александра Онуфриевича Ковалевского (1840-1901), Ильи Ильича Мечникова (1845-1916), Фрица Мюллера (1821-1897) и Эрнста Геккеля, которые оказались у истоков эволюционной эмбриологии. Филогенетическое родство беспозвоночных и позвоночных показал А.О.Ковалевский при исследовании эмбриогенеза ланцетника и асцидий.

Под влиянием идей Ч.Дарвина возрос интерес к биогеографии, к изучению географического распространения животных и растений, и влияния климатических и топографических условий в историческом развитии вида. Таким образом, внимание ученых всё больше акцентировалось на роли экологических факторов в формировании живой природы, в связи с чем Э.Геккель предложил выделить специальную дисциплину – «экологию». Возросший интерес к задачам экологии и развитие исследований в этой области имел важное значение для внедрения экологического мышления в естествознание.

Таким образом, сторонники и пропагандисты учения Дарвина смог­ли завершить тот синтез, который был начат самим Дарвином: возникли эво­люционная морфология, эволюционная палеонтология, эволюционная эмб­риология, сравнительная и историческая биогеография.

Первые генетики фактически выступили против учения Дарвина и предложили свой взгляд на объяснение механизмов и движущих сил эволюции. Одни учёные считали, что только крупных мутаций достаточно для возникновения новых форм в природе. Другие сводили эволюцию к перетасовке уже имеющихся генов и отбору отводилась роль браковщика неудачных комбинаций. Два основных открытия: установление корпускулярной природы наследственных факторов (генов) и мутационной изменчивости трактовались неправильно: наследственная изменчивость признавалась главным и непосредственным фактором эволюции; как следствие, предполагалась возможность образования видов без отбора.

Совокупность идей, направленных против теории естественного отбора, объединенных названием генетический антидарвинизм имело несколько основных течений:

Ø мутационизм – макромутации – единственная причина эволюции;

Ø гибридогенез – абсолютизация комбинативной изменчивости;

Ø преадаптационизм – отождествление приспособлений с мутациями.

Позднее стало ясно, что противоречия между генетикой и дарвинизмом было искусственным. Результаты генетики на самом деле подводили научную основу вопросу о причинах и механизме наследственной изменчивости: открытие мутаций подтверждало наличие материала для отбора; относительная стабильность генов обеспечивала закрепление результатов действия отбора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.