Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие теорий массовой коммуникации




Индивид в процессах массовой коммуникации

Существует 2 основные концепции, объясняющие место личности в коммуникационном процессе:

- поведенческая (основана на бихевиоризме). В рамках этой концепции в системе коммуникации индивид рассматривается как пассивный элемент, на который направлено воздействие. Стимулом, воздействующим на аудиторию, выступает информация. Основой подобной концепции является признание манипулятивной функции СМИ. Манипулирование заключается в сокрытии фактов, в неточном толковании определенных явлений, искажении противоположных мнений, фальсификации. Назначение СМИ сторонники этой концепции видят в удовлетворении природных потребностей человека. При этом почти полностью игнорируется социальная природа индивида, который рассматривается безотносительно к условиям жизни. Мотивационные переменные социального поведения они усматривают в инстинктах или врожденной готовности к социальному действию. Представители: Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, Г. Олпорт. Возникла концепция: 50-60-е гг. ХХ в.

- когнитивная. Согласно этой концепции поведение человека детрминировано его знаниями, которые трактуются как информированность человека. В этой теории человек – не пассивный объект пропаганды со стороны СМИ, а преобразователь информации. Когнитивная концепция заключается в стремлении понять, каким образом индивид расшифровывает информацию и принимает на ее основе решения. Предмет исследования массовой коммуникации с т. зрения этой концепции включает в себя: процессы распространения сообщений, психологическую сторону процессов возникновения и функционирования ОМ, способы побуждения людей к действиям на основе их установок. Представители: Ч. Осгуд, П. Танненбаум. Время возникновения: 60-е гг. ХХ в.

Вывод: когнитивная концепция отличается от поведенческой тем, что согласно ей общественное сознание не только подвергается воздействию, но и само воздействует на коммуникатора.

 

Толчок к появлению исследований массовой коммуникации дало развитие радиовещания в 20-е гг. ХХ в. А рождение тоталитарных государств с их мощной системой массовой пропаганды сделало актуальными проблемы эффективности этой пропаганды.

Начало исследований массовой коммуникации связано с именем М. Вебера. В 1910 году он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и её влияние на формирование человека как члена социума.

Итак, этапы развития исследований массовой коммуникации:

- 20-40-е гг.

Уолтер Липманн. 1922 г. кн. «Общественное мнение» Понятие «стереотип» было впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в кн. «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление о действительности, не вытекающее из собственного опыта человека.

Стереотип (греч. – stereos (твердый) + typos (отпечаток)) – стандартизированный (упрощенный), обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социального объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые (иногда несущественные) его (объекта, явления, процесса) черты.

Стереотип – неточное, иррациональное, чрезмерно общее представление.

Стереотип имеет важное значение в процессе оценки человеком социальных явлений, где играет двойственную роль (позитивную и негативную). Позитивная роль стереотипа – они “экономичны” для сознания и поведения, ускоряют поведенческие реакции. Негативная роль – стереотипы ведут к построению довольно примитивного сознания.

Источники формирования социальных стереотипов: индивидуальный и групповой прошлый опыт и ограниченная информация, целенаправленная деятельность СМИ и политической пропаганды.

Структура стереотипа:

ü Внешне: центр (1-2 ярких признака), периферия (свойства признаков, реакция на них, явления). Напр., центр (для этно-политических стереотипов – цвет кожи, форма глаз, цвет волос и т. д., для социально-политических – символы (флаг, герб, афоризм (девиз)).

ü Содержательно: когнитивно-информационный компонент (знания), эмоционально-чувственный и оценочный компоненты – доминирует, действенный компонент ( см.: Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 С.)

Появление стереотипов связано с готовностью людей давать социальным группа недифференцированные и пристрастные оценки. Социальные стереотипы используются детьми задолго до появления ясных представлений о тех группах, к которым эти стереотипы относятся. Социальные стереотипы становятся более отчетливыми в периоды возникновения враждебности между социальными группами. Стереотипы отличаются стабильностью, процесс их изменения происходит крайне медленно. Главную роль в формировании социальных стеротипов в современном обществе играют СМИ. Социальное мифотворчество является определенной функцией СМИ. Обычно в мифе содержится одна значимая идея. Один миф может порождать другой, но в той же мере и уничтожать его. В основе механизма мифологизации лежат подтасовки, извращения фактов, событий, документов. Быстрому распространению мифов способствует низкая информационная культура; наличие стойких предубеждений к сведениям, распространяемым официальным источником; склонность к некритическому восприятию действительности.

ü Представители американской школы изучения массовой коммуникации – Г. Лассуэлла, К. Ховланда. Основная задача данной школы – изучение условий эффективного пропагандистского воздействия и содержания пропаганды. Лассуэл, в частности, предложил формулировку акта коммуникации: кто сообщает (коммуникант) – что (в какой мере СМК отражают идеологию общества?) – по какому каналу (уточняется специфика технических средств передачи информации и ее (специфики) влияние на особенности усвоения этой информации – кому (аудитория, ее интерес к информации или к источнику информации) – с каким эффектом. В этот же период складывается методический арсенал исследований массовой коммуникации: разрабатывается процедура массового выборочного опроса и панельного исследования аудитории (П. Лазарсфельд), методика контент-анализа (Г. Лассуэл, П. Берельсон), методика эксперимента (К. Левин, К. Ховланд).

ü Политико-экономическая теория. Английские социологи Г. Мердок, П. Голдинг. На первое место эта теория выдвигает роль экономических и политических факторов, определяющих функции СМК, представители активно использовали постулаты марксизма.

ü Экономико-социологическая традиция. Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер. Изучает массовую коммуникацию в процессе реализации ею

- 50-60-е гг. объектом исследований наряду с пропагандой и рекламой все чаще становится

§ взаимосвязь массовой коммуникации с культурой, популярными становятся различные теории массовой культуры.

§ В это же время в рамках структурно-функционального анализа изучаются системные связи внутри процесса массовой коммуникации и между СМК.

§ Одновременно появляются концепции технологического детерминизма, утверждающие, что массовая коммуникация появилась в результате усовершенствования технических средств переработки и распространения информации. К числу таких относится концепция Маршалла Маклюэна.

- 70-80-е гг. Объект изучения – международные коммуникации, глобальные проблемы распространения информации. Представители: Х. Миллер, Т. Варис, К. Норденстренг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.