Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный компонент




ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Содержание разделов дисциплины

 

Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход; роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума; коммуникации как способ формирования целей развития; технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации. СМК как социальная подсистема; факторы отбора информации в реальной деятельности информационных органов: профессиональные факторы, факторы групп интересов; СМИ и власть, понятие «четвертой власти»; понятие информационной безопасности. Динамика представлений социологов на роль СМК в жизни индивида; тоталитарная и демократическая модель взаимоотношений; теоретические модели – одноступенчатая и двухступенчатая; понятие «лидера мнений»; соотношение проблемы формирования и выражения общественного мнения.

Деятельность средств массовой информации как реализация интересов разных социальных субъектов; формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы; влияние форм собственности на деятельность информационных органов; гарантии плюрализма мнений, проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала; коммерческая, политическая и социальная реклама в средствах массовой информации.

Коммуникатор и социологические способы его изучения, содержание информации и методика его анализа; исследование аудитории – соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов, электронные способы измерения аудитории; проблема рейтинга аудитории; исследования функций СМК: эмпирический и теоретический анализ; социальные функции массовой коммуникации; проблема эффектов и эффективности, цели коммуникатора и цели аудитории, способы измерения эффектов и эффективности коммуникации; потребление информации аудиторией: факторы и барьеры.

Средства массовой информации и общественное мнение; роль в механизме функционирования демократии; взаимодействие межличностной и массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения; опросы общественного мнения в прессе как текст; профессиональные требования к публикации опросов; влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида.

ПРОГРАММА ГОСЭКЗАМЕНА:

Предмет социологии массовой коммуникации. История и современное состояние СМК в России. История изучения массовой коммуникации: ранние подходы к изучению массовой коммуникации. Современные подходы к исследованию массовой коммуникации. Социология рекламы и СО как специальная социологическая теория. Исследования производства медиа-продукции. Исследования содержания медиа-продукции.

Исследования потребления медиа-продукции. СМК в информационном обществе и процессы глобализации. СМК и конфликты. Нормативные теории СМК и медиа-регулирование. Сетевые сообщества.

 


 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Задания к семинарам
  Социология массовой коммуникации как наука и учебная дисциплина
 
 
 
 

Объект и предмет социологии массовой коммуникации. Социология массовых коммуникаций в системе теоретических и прикладных наук. Актуальность изучения социологии массовой коммуникации; ее место в системе подготовки специалиста по связям с общественностью. Теоретико-методологические основания социологии массовой коммуникации. Методы социологии массовой коммуникации.

 
  Понятия массовой коммуникации (МК) и средств массовой коммуникации (СМК) Понятия массового общества, массового сознания и массовой коммуникации. Специфика массовой коммуникации в отличии от межличностной и специальной. Признаки и функции массовой коммуникации. Основные подходы к изучению МК. Функциональный подход в изучении массовой коммуникации. Роль коммуникации в обеспечении устойчивости социума. СМК как ретранслятор и производитель информации. Критерии отнесения к СМК различных информационных органов: физическая и финансовая доступность. Факторы отбора информации в реальной деятельности информационных органов. Профессиональные факторы. Факторы групп интересов.  
  Возникновение и эволюция массовой коммуникации в социуме. Возникновение и этапы развития коммуникаций в доиндустриальных и индустриальном обществах. Массовые коммуникации и мировые информационные процессы в современном постиндустриальном обществе. Технологические и социальные революции как фактор изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.  
  СМК как социальная подсистема. Динамика представлений социологов на роль СМК в жизни индивида. Социальные функции СМК. Функции системы СМК в современном массовом обществе. СМК как социальный институт и вид бизнеса. Влияние форм собственности на деятельность информационных органов.  
  СМИ как средство массовой коммуникации. Деятельность средств массовой информации как реализация интересов разных социальных субъектов; формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы; влияние форм собственности на деятельность информационных органов; гарантии плюрализма мнений, проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала.  
  Политическая коммуникация. Политическая реклама в СМК.   Роль политической коммуникации в современном обществе. Особенности СМК в политике. Понятие политического манипулирования. Роль и место политической рекламы в СМК. Политическая реклама как манипуляция массовым сознанием. Виды и формы политической рекламы: зависимость от этапов избирательной кампании и электоральных групп. Перспективы политической рекламы.  
  Коммерческая и социальная реклама в СМК Реклама как массовая коммуникация. Характеристики системы массовых коммуникаций как основного рекламоносителя. Формы присутствия рекламы в СМК. Проблема контекста рекламы. Понятие скрытой рекламы. Социальная реклама как современный способ создания социально одобряемого и социально не одобряемого действия. Отличие социальной рекламы от комплекса просветительских, агитационных способов борьбы с аномальными явлениями в социуме. Заказчики социальной рекламы.  
  СМИ и власть Понимание СМИ как «четвертой власти»; Нормативные модели взаимодействия СМИ и государства. Правительственные, оппозиционные и независимые СМИ. Способы контроля над властью. Место прессы в способах контроля. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности. Понятие информационной безопасности. роль в механизме функционирования демократии; факторы отбора информации в реальной деятельности информационных органов: профессиональные факторы, факторы групп интересов;  
  СМК в индивидуальном и массовом сознании. Индивидуальное и массовое сознание. Формы и способы влияния группового и общественного мнения на личность. Индивидуальные и социальные интересы. Теоретические модели взаимоотношений СМК и индивида: тоталитарная и демократическая модель, одноступенчатая и двухступенчатая модели. Понятие «лидера мнений».  
  СМИ и общественное мнение Двойственность феномена общественного мнения. Подходы к определению общественного мнения. Содержание общественного мнения. Функции и виды общественного мнения. Общественное мнение и ПР. Методы формирования и выявления общественного мнения. Теория «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман и ее прикладное значение для изучения общественного мнения. Соотношение проблемы формирования и выражения общественного мнения. взаимодействие межличностной и массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения; опросы общественного мнения в прессе как текст; профессиональные требования к публикации опросов; влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида.  
  Методика социологического исследования массовой коммуникации. Типы прикладных исследований массовых коммуникаций. Эмпирический и теоретический уровень исследования функций СМК. Особенности социологического исследования массовой коммуникации: объект и предмет, цель и задачи социологического исследования. Его основные этапы.
 
 
  Аналитическое (проблемное) количественное исследование в социологии массовой коммуникации Задачи аналитического или проблемного количественного исследования в социологии массовой коммуникации. Особенности постановки проблемы, выбора программы и методик, создания выборки, анализа и обработки данных в аналитическом количественном исследовании. Программа исследования. Понятие исследовательской проблемы в социологии массовой коммуникации Диагностика проблемы и выдвижение гипотезы исследования. Концептуализация и операционализация основных понятий. Подготовка методического инструментария социологического опроса. Создание выборки исследования. Случайная, квотная и гнездовая выборка. Анализ и обработка данных. Статистические методы обработки данных. Требования к отчету.  
  Исследование аудитории как способ изучения коммуникатора. Аудиториометрия как описательный метод изучения коммуникатора.
 
 
 
 

Соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов, описательных (аудиториометрических) и аналитических исследований. Количественные и качественные аудиториометрические методы в социологии массовой коммуникации. Методика интегративной оценки аудитории. электронные способы измерения аудитории; проблема рейтинга аудитории. Проблема объективности измерения аудитории.

 
  Техника организации и проведения исследований массовых коммуникаций с использованием качественных методов Качественные исследования массовой коммуникации, основанные на: анализе текста; Качественные исследования массовой коммуникации, основанные на: анализе текста;  
  Эффекты и эффективность коммуникации Проблема эффектов и эффективности, цели коммуникатора и цели аудитории, способы измерения эффектов и эффективности коммуникации; потребление информации аудиторией: факторы и барьеры.  
  Особенности изучения теле-, радиоаудитории Технические и «вербальные» способы получения информации о потреблении аудиторией разных телепередач. Место рекламодателей в корпусе заказчиков. Рейтинги передач. Аудиметры: плюсы и минусы качества полученной информации. Стандарты измерения радиоаудитории. Основные единицы измерения телеаудитории. Российские профессиональные организации на рынке теле- и радиометрии.  
  Тенденции массовой коммуникации и ее исследований. Интернет как новое медийное средство. Положительное и отрицательное влияние интернета на общество. Процессы, характеризующие развитие современных масс-медиа: глобализация, демассовизация, конгломерация и конвергенция. Содержание глобальных информационных потоков.  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.