Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры, её сущность и основные функции




ТЕМА № 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

1. Понятие культуры, её сущность и основные функции.

2. Понимание цивилизации в истории философии.

3.Динамика культурно-исторического процесса.

Проблема соотношения цивилизации и культуры.

Литература

1. Бердяев А.Н. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. - М.,

1990. - с.

2. Гаврилов Н.И. Философия - разумный уровень понимания тайн бытия. –

Донецк, 1999. С.151-158.

3. Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций. - М., 1988. с. 281-299.

4. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов/колл. авт.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян. - М.: Высш. шк., 2001. С. 197-213, 461-484.

5. Основы философии. учебное пособие для вузов/ Рук. авт. колл. и ред. Е.В.Попов. - М., 1997. - С.169-197, 217-243.

6. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М., 1999.

7. Философия. Учебн. для вузов /Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1997. С.

9. Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2009. -

С.760-787.

 

Основная идея темы: Культура – это мир высших творений, созданный и

создаваемый человечеством в процессе его

жизнедеятельности.

Н.К. Рерих: «… культура есть любовь к человеку. Культура есть

благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура

есть синтез возвышенных и утончённых достижений.

Культура есть оружие света. Культура есть спасение.

Культура есть двигатель. Культура есть сердце».

 

Культура является фундаментом человеческой жизнедеятельности. Она возникает и развивается вместе с человеком, воплощая в нём то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к её изучению и осмыслению проявился относительно недавно.

Сам термин «культура» имеет три значения, дополняющих друг друга. Первое происходит от общепринятого и общеизвестного латинского корня cultura, что означает возделывание, обработку, культивирование земли с целью её улучшения. Этот первоначальный смысл в дальнейшем уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека. В ХVIII в., вошедшем в историю как эпоха Просвещения, понятие культура по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Именно в этом значении термин «культура» впервые получает достаточно широкое распространение. Главное в нём – просвещённость, образованность и воспитанность человека. Третье истолкование понятия «культура» более древнее и менее известное, состоящее из двух слов: друидического " культ ", что означает почитание, и старого восточного «ур» - свет, огонь, и в целом имеет возвышенное значение - почитание света.

В XVIII и XIX веках культура ещё не стала объектом всестороннего изучения. Только в ХХ в. интерес к изучению культуры резко возрастает, о чём свидетельствует рост числа определений культуры. Эксперты ЮНЕСКО насчитывают свыше 600 определений культуры.

Культура как феномен общественно-исторической жизни людей является объектом рассмотрения многих наук. Его исследуют не только философия и культурология, но и социология, и психология, история и археология, антропология и этнография, искусствоведение и эстетика. Каждая наука стремится реализовать свой особый интерес. Так, история смотрит на культуру как на результат динамического взаимодействия историко-цивилизационных изменений. Такой взгляд ей служит основой для понимания и изучения периодичности и ритма движения культуры, наблюдаемого в том или ином его периоде.

Социология анализирует само строение и функционирование культуры, связывая их с определенными социальными структурами и институтами.

Культурология нацелена на осмысление всего мира человеческой культуры как системного единства, а история культурологии - на понимание «возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры» (см.4, с.25).

Философия рассматривает культуру как целостное и многогранное явление творческой деятельности человечества, она исследует проблемы сущности, целей и ценностей культуры, направляя свое внимание на познание наиболее общих закономерностей развития культуры. Философия проясняет и утверждает фундаментальное значение культуры для понимания смысла человеческого бытия в настоящем и будущем.

Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на природу и, вместе с тем, к обучению и воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности.

Впервые понятие культура употреблено римским императором и философом Цицироном. Он понимал под культурой то благотворное воздействие, которое оказывает философия на ум человека. Она есть тонкий инструмент познания мира и человека в нем. Философия и есть "культура ума". В средние века культура ассоциировалась с личным совершенством человека. В культуре человек становится богоподобным; но одновременно с этим пониманием культура являет себя также и в самоукращении человека.

Соответствие человека высокому гуманистическому идеалу становится содержанием понятия культуры в эпоху Возрождения. Культурным человеком становится универсально развитый, разумный и деятельный человек. В таком освещении культуры есть много общего, что роднит мыслителей и деятелей эпохи Ренессанса с просветителями ХУШ века Вольтером, Дидро, Гельвецием и др. Они также понимали культуру как воплощение разумного. Культура измеряется успехами и достижениями наук и ремесел, а ее цель - стремлением сделать всех людей счастливыми. Только начиная с эпохи Просвещения понятие культуры

Просветители понимали культуру как развитие человеческого разума.

Культурным человеком считается универсально развитый, разумный и деятельный человек.

Начиная с эпохи Просвещения, понятие культуры является широко известным в Европе в его нынешнем употреблении. Культура становится предметом анализа в философии и одной из центральных ее категорий. Это происходит в "философии истории" Вольтера, Тюрго, Гердера, Вико, Кондорсэ. Здесь сама идея культуры выражает степень развитости разумного начала в поступательном историческом развитии, а ее содержание воплощается в достижениях философии, науки и искусства, в религиозном опыте, праве и морали. Впервые целостное понимание культуры формируется у Гердера. Она рассматривается им как развитие способностей ума человека. Рост культуры выступает как один из законов истории общества, но каждый народ творит свою собственную самобытную культуру. Каждая культура выполняет свою цивилизующую функцию.

В классической немецкой философии культура выражает сферу духовной свободы человека. Культура исследуется в ней как прогресс морального (Кант), эстетического (Шиллер) и философского (Гегель) сознаний. Идея моральности становится у Канта высшим проявлением культуры. Поэтому он считает, что культура достигла такого уровня, когда явственно обозначилась нравственная необходимость развития человека; теперь она требует от него исполнения морального долга и перед собой и перед всем человечеством. Культура выступает необходимым условием нравственного совершенствования людей - это есть, по Канту, единственно возможный путь достижения человечеством своего предназначения.

Шиллер стремился сохранить для культуры само богатство чувственной жизни, преодолевая кантовскую антиномию между природой и свободой, чувственным и разумным. По утверждению Шиллера культура состоит в гармоничном сочетании индивидуального и всеобщего, чувственного и разумного, действительности и идеала. Задача культуры заключается в том, чтобы гармонически развить и примирить чувственную и нравственную природу человека, их взаимно объединить, чтобы каждая из них сохранилась. Эту задачу, по Шиллеру, в состоянии решить культура посредством искусства и эстетического воспитания. Именно эстетическое воспитание способно восстановить целостность человека и наполнить его гармонией бытия.

В философии Гегеля термин "культура" означает "образование" индивида, его возвышение. Оно идет от "необразованной точки зрения" (в повседневной жизни) к "знанию" и дается научной философией, т.е. философией Гегеля. Индивид посредством философии проходит ступени "образования мирового духа". Смысл культуры состоит в том, чтобы сделать его понятным, теоретически освоенным, т.е. закрепленным в его собственном мышлении. Таким образом, гегелевское понимание культуры сводится к развитию сознания, развитию индивидуального мышления.

В марксистской философии категория культуры заключает в себе специфическую характеристику общества, определенный уровень его развития. Выявляется он отношением человека к природе и к обществу. Культура же непосредственно выступает как характеристика человека и только человека. Она есть мера и синтез его духовного, нравственного и профессионального развития. Культура проявляется в развитии человека как родового, т.е. сознательного, творческого и самодеятельного существа. Реальный человек живет и развивается в обществе, поэтому и культура человека - это специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека. Культура в марксизме осознается через проблему создания необходимых (материальных - прежде всего) условий для всестороннего и целостного развития человека. Культура есть не только совокупность результатов человеческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми.

В отечественной философии понятие культуры имеет, прежде всего, нравственное наполнение. Идеи добра и милосердия, справедливости и сострадания, жертвенности и взаимопомощи, идеи солидарности между всеми людьми и народами пронизывают дух православия, дух нашей отечественной культуры. Делание добра, творение красоты и гармонии в жизни - в этом и состоит главное предназначение человеческой культуры. Отечественные философы убеждены в том, что определяющую роль в культуре имеет культ добра и справедливости, первенство духовного начала по сравнению с культом денег, вещей и торгашества, присущим западной цивилизации.

В дальнейшем под культурой стали понимать совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых в результате созидательной деятельности людей.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы обихода и т.д.).

Духовная культура происходит от слова Дух, поэтому имеет определенную нравственную основу и опирается на такие качества человека как доброта, сострадание, человечность, ответственность.

Духовная культура включает все виды познания и просвещения, литературу, искусство, философию, религию, науку, мораль, а так же все учреждения культуры.

Материальная культура преимущественно представляет достижения в овладении силами природы. Духовная культура характеризует уровень и глубину познания природы и общества.

Предметы материальной и духовной культуры используются

по-разному. Но и те, и другие являются предметами культуры, несущей в себе материальное и духовное их единство. В материальной культуре формирующее её духовное начало, так как она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека.

Культура – это не просто система материальных и духовных ценностей, но и результат освоения («очеловечения») действительности, которая создаётся в ходе творчески преобразующей деятельности людей. Поэтому культура представляет собой материализацию человеческих идей, овеществление знания, она связана с преобразованием окружающей среды и самого себя.

Культура предстает не только как творческая деятельность, но и процесс самораскрытия человека, обнаружения его возможностей в многообразии отношения к миру, являет собой совокупность всех духовных достижений человечества.

Подлинный гимн культуре воспел замечательный русский художник и мыслитель Н. К. Рерих: «Культураесть истинное просветлённое познавание и разрешение проблем человечества. Культура есть красота во всём её творческом величии. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мысленном и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа. Нести знамя культуры, значит, сохранить её лучшие ценности».

Т.о. культура – это все высшие духовные и материальные ценности, все, что способствует развитию духовного света в человеке.

«Мы устали от разрушений и взаимного непонимания, - писал Н.К.Рерих,- Лишь Культура, лишь всеобъемлющие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки». Люди истинной культуры для Н.К.Рериха не мечтатели, но воплотители своих высочайших и прекраснейших мыслей и мечтаний. Назначение и смысл жизни человека культуры – служить культуре, помогать ей, созидать повсюду Культуру. Но Культура, в понимании Н.К.Рериха, не отвлеченность, культура есть органически конкретное творческое выявление. «Культура выражается в изысканном многообразном творчестве».

Так Н.К.Рерих дает новое, одухотворенное понимание культуры. Делает ее лозунгом новой эпохи. «Мир через Культуру» - девиз всего мирового движения Рериха. Победить сознание культурою, Победить красотой и знанием, всеобъемлющей и всепонимающей духовностью. «Там, где Культура, там и мир, Там и подвиг, там и правильное понимание труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.