КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие цивилизации в философии истории
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Многомерность и сущность культуры проявляется в ее основных функциях: социализирующей, познавательной, аксиологической и семиотической. Социализирующая функция проявляется в том, что культура способствует преобразованию, совершенствованию человека, гуманизации отношений между людьми, утверждению подлинно человеческого в человека, следовательно, и гуманизации и одухотворению самого общества. Без приобщения к культуре (освоения, распредмечивания науки и искусства, достижений философии и высокого религиозного опыта - переживание, понимание и овладение их смыслом) нет, и не может быть сформирована личность с расширенным и целостным сознанием. Познавательная функция реализуется в культуре таким образом, что через ее распредмечивание человек овладевает знанием о мире, о самом себе и о других людях. Самосознание любой культуры невозможно без понимания и освоения накоплений других культур - диалога культур. Важное место принадлежит сегодня аксиологической функции в культуре, ибо она составляет особое вместилище ценностей, ценностных ориентиров в жизни людей и общества в целом. Семиотическая функция (семиотика - учение о знаках и знаковых системах) культуры реализует закрепление в системе принятых в ней знаков и символов, само содержание ее духовных и нравственных ценностей.
Впервые понятие "цивилизация" появилось в античности. Этим понятием греки противопоставляли новый уровень гражданской жизни - порядок и правопорядок периоду варварства и дикости. Термин "цивилизация" (от лат. civilis - гражданский, государственный) закрепляется в языке французскими философами-материалистами в эпоху Европейского Просвещения. В разное время он истолковывается неодинаково; и на сегодняшний день также не имеет своего строго категориального статуса. В истории и философии выделяются четыре подхода к пониманию цивилизации: 1. Смешивание понятий цивилизации и культуры, доходящее до их отождествления. Этот рассудочный подход к пониманию цивилизации распространен как в западной, так и в отечественной научно-академической литературе. 2. Унитарный подход. Цивилизация истолковывается и принимается в качестве идеала прогрессивного развития человечества как единого целого. 3. Стадиальный подход. Цивилизация выступает как определенная стадия в развитии локальных культур; при этом она имеет свои периоды расцвета и подъема, упадка и деградации, заката и уничтожения. 4. Локально-исторический подход. Цивилизации выступают как качественно различные, своеобразные этнические общественные образования; они характеризуют уровень общественно-материального развития различных регионов планеты. В общем смысле цивилизацию можно определить как гражданское обустраивание материальной жизни людей, и как определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство и преумножение общественного богатства, и регламентацию гражданской жизни. В развитии истории человечества складывались различные типы цивилизаций. Известный английский исследователь в философии истории А.Тойнби утверждает, что в настоящее время существуют пять цивилизаций: Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская и Дальневосточная. О.Шпенглер цивилизацию определяет как заключительную стадию развития любой культуры: она является свидетельством ее упадка и деградации вследствие урбанизации самого мира и машинизации человека. Шпенглер считает, что культура умирая, перерождается в цивилизацию. Многие исследователи сходятся в одном: в основе цивилизации лежит развитие производства и экономических отношений. Понимание цивилизации как ступени в истории общества, сменившей дикость и варварство и основанной на разделении труда и товарно-денежных отношениях, выражает цивилизационный подход к историческому процессу.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |