Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношения цивилизации и культуры




Динамика культурно-исторического процесса. Проблема

 

Культуру нельзя понять как духовный общественный феномен человеческой деятельности, если ее рассматривать вне истории. В культуре выражается человеческое начало истории. Поэтому если общество ориентировано на человека, его наиболее полное целостное развитие, то культура как раз и представляет собой способ и меру этого развития. Природу и сущность культуры можно уяснить, если исходить из сущности исторического и эволюционного процессов развития человеческого сознания, возвышения его духа.

С этим созвучны философские положения нашего соотечественника Н.А.Бердяева: культура развивается из религиозного культа, она "есть результат его дифференциации, разворачивания его содержания в разные стороны"; все заключено органически целостно в церковном культе - философская мысль и научное познание, архитектура и живопись, скульптура и музыка, поэзия и мораль. Всякая Культура, по мнению философа, (даже материальная культура) есть проявление Культурыдуха, " всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями". В своем глубинном смысле Культура вечна. Хотя "античная культура пала и как бы умерла", но она "продолжает жить в нас как глубокое наслоение нашего существа. В эпоху цивилизации Культура продолжает жить в качествах, а не в количествах, она уходит в глубину ". (1, с. 166, 172).

Из этих размышлений русского философа Н.А.Бердяева нельзя не уяснить наиболее существенные особенности Культуры как ярко выраженной категории духа. В этом направлении весьма близким и созвучным является понимание культуры как восхождение человеческого духа, как его сосредоточие, данное известным русским художником, мыслителем и подвижником Н.К.Рерихом: " Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты". В Культуре человек выступает как универсальное существо. Именно пребывая в творчестве - поле Культуры, он принципиально открыт всему миру Беспредельности: человек выявляет и реализует свои неограниченные возможности познания и творчества. Наследуя Культуру, осваивая ее, человек восходит путем эволюции сознания, его расширения и утончения; он обнаруживает способность духа превосходить любой заранее установленный масштаб.

Культура, в отличие от цивилизации, является самоорганизующей системой духа, она действует в соответствии с уровнем и качеством энергий этого духа.

Каждая цивилизация возникает на энергетическом поле Культуры, и ее характер определяется в первую очередь уровнем взаимодействия с культурой. Цивилизации в истории могли приближаться в различной степени или отдаляться от Культуры, но никогда они не существовали отдельно от нее.

Особенностью ХХ и начавшегося ХХI вв. является то, что современная человеческая цивилизация наиболее удалилась от Культуры. Ее отличает от прошлых цивилизаций явный и грубый прагматизм. Цивилизация подменила цели жизни средствами жизни, ее орудиями. Сами же цели жизни меркнут и закрываются. Сознание людей направляется "исключительно на средства жизни, на технику жизни. Соотношение между ними "перемешивается и извращается"" (см.1, с.168). Такова реальная ситуация в современной техногенной цивилизации. В ней угашается дух, в ней иссякает духовная энергия, поэтому господствует в человеческих душах царство машинности и механистичности, оно подменяет собой подлинно человеческое бытие, ибо своей основой цивилизация "имеет не природную и не духовную основу, а машинную". В нашей цивилизации торжествует техника над духом, над организмом. Само мышление стало техническим. Даже само творчество и всякое искусство приобретает технологический характер, утилитарный по своей сути; и поэтому наша технократическая цивилизация менее всего выражает нужду в духовной философии, великом, подлинном искусстве, подлинной религии. Произошла подмена культуры технократической цивилизацией; здесь на первом месте стоит не забота о развитии духа, творчества, гармонии, расширении сознания, а развлекательная индустрия на базе которой возникла и широко распространяется так называемая "массовая культура" (массовая лжекультура); последняя не напитывает человеческий дух, а развращает его через унижение, через распространение и умножение низших эмоций, чувств и животных страстей.

Цивилизация, направленная на мир обладания вещными ценностями, низводит самих людей до уровня вещей, а само сознание до уровня вещного сознания. Сегодня материальная мещанская цивилизация Запада задерживает и всячески затрудняет эволюционное восхождение человечества.

История человечества вступила в переходную фазу безмерности и хаоса, наполняющуюся эмоциями беспокойства, страха, агрессии, стремления к плотским удовольствиям, к обладанию и власти - всем тем, что несет в себе дух вещной разрушающейся технократической цивилизации. Причина, зашедшего в тупик человечества, подчинившегося техногенной цивилизации, состоит в расхождении Культуры и цивилизации, в умалении, в гашении Культуры духа и вознесении, господстве вещной цивилизации. " Жизнь во всех ее новых формах уже перерастает понятие условной цивилизации. Проблемы жизни, повелительно устремляют людей к высшим решениям" и нельзя уже отговориться " условными, изжитыми формами ", на которые уповают наши политики и руководители партий. "Или все вновь преображенные возможности сочетаются с прекрасным, истинно культурным решением, или пережитки цивилизации потянут слабовольных к одичанию". (6, с.62,124).

Поиск "высшего", "истинно культурного", а значит духовного решения, был и остается основным вектором и целью нашей отечественной философии, при осмыслении назревших проблем истории, самой движущей силой отечественной культуры. "Высшее решение" диктуется сегодня путями эволюции человечества, эволюции его духа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.