Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как мир смыслов и символов




Предметы материальной культуры имеют двойственную природу. С одной стороны, они выступают как объективная реальность, т. е. они существуют сами по себе. отдельно от человека. С другой стороны, они выступают как субъективная реальность: в них воплощается то, что называют «смыслом», «значением». В них человек «опредмечивает» свои пред став пения, цели, желания и т. д. Они-то (представления, цели, желания и т. д.) и есть та «человечность», которую вносит человек в продукты своей деятельности.

Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, что объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа. служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека.

Необходимо подчеркнуть, что смысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей, и в тех, кто эту культуру освоил. Этот смысл создаётся и придаётся вещам людьми. Поэтому нет ничего удивительного ь том, что одна и та же вещь приобретает в различных культурах (и даже в рамках одной культуры для разиых людей) совершенно различные смыслы.

Существуют три основных вида смыслов:.знание (то, что даётся иочнанием). ценности (то, что устанавливается с помощью оценки) и регулятивы (то, чем регулируются действия).


В общефилософском смысле, знание - это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. В рамках семиотического подхода. знание - это информация о свойствах объекта. Необходимо дополнить, что данная информация должна характеризовать только объект, а всё, что связано с субъектом, выносится за скобки. Знание должно быть объективным. Далее, знание может бьги, истинным или ложным. Различают также истину относшегьную, истину абсолютную и заблуждение. Подробно эти проблемы разбирались в лекции по теории познания.

Объектом знания может быть всё, что угодно, - физические тела и человеческие мысли, реальные явления и несбыточные мечты, то, что существует, существовало и будет существовать или никогда не существовало и не будет существовать. Это значит, что в состав знаний входят не только обоснованные и проверяемые утверждения, по и непроверяемые высказывания, необоснованные суждения, верования и вымыслы.

Знание - важнейшая часть культуры. С развитием культуры, объём знаний. которыми располагает общество, постоянно растёт.

Наука является частью современной культуры. Научное знание ото знание. оправданное практикой.

Ценность - это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нём средство для удовлетворения какой-либо своей потребности.

Строго говоря, ценностью является не объект сам по себе, а его свойство. способнос'гь удовлетворять человеческую потребность. Объект есть лишь носитель ценности. Надо добавить, что объект только тогда обладает ценностью, когда человек осознаёт наличие в нём таких свойств.

Способность оценивать объекты, то есть устанавливать их ценность, связана с образованием в уме человека ценностных представлений. Это представления о том, какими объекты должны быть, чтобы удовлетворять человеческие потребности. В формировании ценностных представлений большую роль играет воображение. С его помощью люди создают мысленные образцы объектов, которые максимально полным и совершенным образом отвечали бы их потребностям. Такие образцы называются идеалами. Они служат эталонами ценностей. Индивид заимствует идеалы и ценности из поля выбора, предоставляемого ему культурой.

Регулятив - это правило или требование, в соответствии с которым люди строям своё поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, т. е! указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие -нет.

В отличие от животных, люди не могут жить на основе врождённых, генетически заданных образцов поведения. Сложные виды человеческой деятельности но запрограммированы в генах, им надо учиться. Культура несёт в себе внегенетические программы деятельности, которые в жизни людей играют такую же роль, как-генетические программы поведения у животных.

Культурные нормы чрезвычайно разнообразны. Они в большей или меньшей степени регламентируют всё, с чем связана человеческая жизнь - еду и одежду, отношения между мужчинами и женщинами, развлечения и труд.

Рождаясь и воспитываясь в определённой культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регулятивы. В результате его действия оказываются в значительной мере обусловленными ими. Однако это обстоятельство не лишает личность свободы выбора действий. Развитая, богатая культура несёт в себе необъятное множество самых разнообразных программ и предлагает каждому огромный выбор возможностей Вопрос, однако, в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию, и насколько он оказывается в состоянии Твёрдо и последовательно осуществлять то, к чему толкает его свободный выбор.


Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками, символами.

Знак есть предмет (процесс, явление), выступающий в качестве носителя информации о других предметах, процессах, явлениях и используемый для приобретения. хранения, переработки и передачи информации.

Символ (от греч. з1тЬо1оп - знак, примета) - понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, а также чувственных образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного, чувственно-телесного бытия.

Знаки и знаковые системы исследуются особой наукой - семиотикой (семиологией). Исходной знаковой системой является обычный, разговорный язык. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (фотографии и т. п.); знаки-признаки (например, озноб признак болезни); знаки-сигналы (например, звонок); знаки-символы (например. двуглавый орёл символизирует российскую государственность); знаки общения вея совокупность естественных и искусственных языков (к последним относятся, например. азбука Морзе, формулы и т. п.). Любой язык функционирует только р. соотнстствующей системе.

Употребление знаков даёт возможность в сокращённом виде фиксировать связи мыслей.

Символ - это культурный феномен. В качестве символов могут выступать не только знаки, но и предметы (меч или шпага, прикреплённые к поясу, становятся символом, означающим, что его носитель - воин, рыцарь, дворянин, человек благородно! о происхождения), природные явления (в Средние века эпидемии и различные стихийные бедствия люди воспринимали как проявления гнева богов) и даже сам человек (в качестве кинозвезды, писателя, политического вождя, представителя чой или иной профессии и г. д.).

На основе вышесказанного можно утверждать, что знак - это пример единства материальной и духовной культуры. Знак - это своего рода «материальная оболочки» человеческих мыслей, чувств, желаний. Условием сохранения и ретрансляции продуктом духовной деятельности является их закодированность в знаковой форме.

5) Человек в мире культуры.

С точки зрения деятельностного подхода можно выделить следующие сферы человеческой деятельности: политику, экономику, религию, искусство, науку и т. д. Соответственно, выделяют политическую культуру, экономическую культуру. нравственную, эстетическую и прочие культуры. Единство мира культуры определяется целостностью общественного человека, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего носителя - человека. И в этом смысле, «Человек [действительно | является мерой всех вещей...:>>(Протагор), всех этических и эстетических ценностей. морально-нравственных норм.

Культурные нормы (регулятивы) изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость. «инерционность» в культуре - это традиция: элементы культурного наследия плен. ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. п. - сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции обеспечивают преемственность в развитии общества: молодое поколение усваивает накопленный человечеством опыт, проверенные временем нормы культуры, а не занимается изобретением велосипеда. Другой стороной развития общества является изменчивость, новация, творчество.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре лаем основание для разделения обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном»


виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы как правило не одобряются и отрицаются.

В современном обществе базисной ценностью является новаторство. Здесь действует принцип запрета на копирование. Любая новация имеет индивидуального автора. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер Современное общество пронизано гонкой за новизной.

Развитие культуры - противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное - две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Однако в рамках этой культуры объектом эксплуатации является природа, ресурсы которой небезграничны. Экологический кризис ныне ставит границы существующему типу экономических отношений. Необходимо выработать новые ценности и способы производственной, политической.1 иной деятельности, направленной на сохранение Земли как уникальной экосистемы. Иными словами, сегодня важнейшее значение приобретает экологическая культура.

Вопросы для самоконтроле:

1. Что такое «культура»? Сколько определений культуры вы знаете?

2. Какие точки зрения по поводу происхождения культуры вам известны?

3. В чём заключается двойственность предметов культуры?

4. Чем знак отличается от символа?

5. В чём заключается проблема места человека в культуре?

Выводы по теме

5 мип\I

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы и задания:

1. Какие противоположные начала в русской культуре (в русской душе) выделил I!. Д.
Бердяев?

2. Как автор объяснял происхождение этих противоположностей?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.