Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ивин а




Н. А. БЕРДЯЕВ.

Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и поэтому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. 11о поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом европейским. И не случайно именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и За­пад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть


 


 


целая часть света, огромный Восток-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.

Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленное и, и бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно овладеть -л ими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры но преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно не как у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как не стала и буржуазной. Дна противоположных начала легли в основу формации русской души: дионистическа/1 стихия и аскетически-монашеское православие...

Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XXвека //О России и русской философской

культуре. -М. 1990.- С. -/.?-./-/

Вопросы и задании:

1. В чём разница между западной и восточной культурами?

2. Как проявляется эта разница а) в бизнесе, б) в политике?

Премьер Сингапура Ли Куан Ю так обрисовывает то, что он называет западной и восточной манерами ведения переговоров. Западный бизнесмен, направляясь для заклю­чения сделки с восточными партнерами, берет с собой лучшего адвоката, досье с инфор­мацией, свод законов и портативный компьютер. Его интересует детальная проработка вопроса, аргументы «за» и «против», соответствие положений соглашения действующем) законодательству, устранение неожиданностей, четкий и ясный характер соглашения компромисс, в котором обе стороны от чего-то отказываются и что-то приобретают. Когда в Европу или Америку отправляется восточный бизнесмен, он берет с собой лучшую секретаршу и чековую книжку. Несколько дней он проводит вместе с потенциальным партнером, стремясь сделать встречу максимально непринужденной. Получив впечатление, что он установил личный контакт, представитель восточного мира стремится «заглянуть в глаза» будущему партнеру и буквально не глядя в текст (ему важен персональный контакт, а не сухое законопослушное крючкотворство) подписывает текст соглашения. «Возникает межцивилизационный кризис. То, что гак важно представителю Запада — анализ, компромисс, четкая фиксация двгевврсннвстей, представляется неважным представителю не-Запада. Последний ценит эмоциональные узы, общий тон, взгляд, честное слово, тост, характер приема, цвета флагов, форму одежды, словом, все символические атрибуты. Анализ и скрупулезность лежат в одной плоскости, эмоции и лояльность— в другой».

Исследователь А. Уткин приводит ряд интересных примеров из советской жизни. касающихся «восточной эмоциональности» и «западной рациональности». В ноябре 1943 г. во время встречи глав держав антигитлеровской коалиции в Тегеране Сталин использовал всю доступную ему дипломатию символов и жестов, направленную па установление дружественности. Он без понуканий, широким жестом пообещал вступить в войну с Японией два-три месяца спустя после окончания войны в Европе. Ему не было


равных в тостах, он взвешивал каждый свой жест. И позднее, в Ялте и Потсдаме задачи 1пуч;т, карту передавалась помощникам. Черчилль, а не С талии, скрупу.нечно. и процентах обозначил будущее влияние СССР и Запада в странах Восточной Гвропы. Сталин лишь мельком взглянул в листок с цифрами и кивнул. Такие жесты Сталина, как вывод советских войск из Ирана, были из той же череды жестов-символов. И ннчсю не могло обидеть его больше, чем несогласованная остановка поставок по ленд-ли:;у. Для Трумэна же в последнем случае проблемы не было: по договору помощь оказывается лишь в военное время, оно для СССР прекратилось 9 мая.

Хрущев шел тем же, что и Сталин, путем. Для Хрущева были важны: полег Гарри Пауэрса накануне встречи в Париже, молчание Кеннеди в Вене (1961). личные письма к нему Кеннеди в декабре 1962 г., давшие возможность в соответствии с обещанием Хру­щева выиечти советские ракеты с Кубы. Ему не пришло и голому приравнять советские ракеты на Кубе к американским в Турции, что сразу же направило бы спор и рациональное русло. Кеннеди же не нужно было даже убеждать, по своей логике он молча вывел ракеты с турецкой территории.

Борьба символизма с анализом была продолжена в годы Брежнева. В Сап-Клемептс. наотрез отказавшись от предоставленной резиденции, он поселился в маленькой комнате спешно выселенной дочери президента Никсона. Дождавшись темноты, он с шалью для супруги президента и неизбежным российским сувениром постучался в спальню соседи. Вручив со слезами на глазах подарки, он предложил радикально решить китайский вопрос.

Во всех этих и подобных им случаях обычно видят противостояние «восточною символизма» (или «восточной эмоциональности») и-«западной рациональности». Однако это поверхностный взгляд, идущий в русле старого противопоставления Востока и Запада и идеи, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись никогда». Главным во всех перечисленных эпизодах было не противостояние восточного и западного меыталитетов, а столкновение коллективистической (или заметно тяготеющей к коллективизму) культуры с индивидуалистической культурой. Первая постоянно склоняется к символу и символическому жесту, пренебрегая рациональной, сциентист­ской аргументацией, в то время как вторая, оставаясь равнодушной к символам и связан­ным с ними эмоциям, обращается в первую очередь к анализу и конкретным, обращенным к разуму доводам. Большое упрощение говорить просто о «Западе» и «Востоке» и не уточнять, что Запад — это индивидуалистическое западное общество, а Восток что типично коллективистическое общество или общество явно коллективистического типа.

Шин А. Философия истории. -М.. /998.

Вопросы и задания:

1. Ч го такое техногенная цивилизация (культура)?

2. Чем техногенная культура отличается от традиционной?

3. Есть ли будущее у техногенной культуры?

В. С. СТЁПИН

Из 21 цивилизации, выделенных известным историком и философом Арнольдом Тойнби, большинство принадлежали к традиционалистскому типу.

Техногенная цивилизация возникла намного позже, в европейском регионе, в Эпоху становления капитализма.

Её часто называют западной, по региону ее возникновения, но в наше время она уже представлена не только странами Запада. Я называю эту цивилизацию техногенной поскольку в ее развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных технологий, обеспечивающих


экономический рост, но и технологий социального управления и социальных коммуиикацнй.

Техногенной цивилизации предшествовали две мутации традиционных культур. '>к> культура античного полиса и культура европейского христианского средневековья.

Грандиозный синтез их достижений в -эпоху Возрождения, Реформации и Просвещения сформировал ядро системы ценностей, на которых основана техногенная цивилизация. Фундаментальным процессом ее развития стал технико-технологический прогресс. Часто на протяжении жизни одного поколения он радикально меняет пред­метную среду, в которой живет человек, а вместе с тем - тип социальных коммуникаций, отношений между людьми, социальные институты. Динамизм техногенной цивилизации разительно контрастирует с консервативностью традиционных обществ, где виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно, иногда воспроизводясь на протяжении веков.

Инновации и технологические новшества выступают приоритетом техногенной культуры, он и самоценны и считается, что они приведут к улучшению качества жнчни, обеспечат социальный прогресс. В традиционалистских культурах ничего подобного

не было. Там инновации никогда не выступали как ценность, они всегда были подчинены традиции. Жить в эпоху перемен для традиционалистского тина общества считалось совсем не благом, а наоборот. В древнекитайской притче сказано, что самая тяжелая участь для человека - жить в эпоху перемен.

Система ценностей и жизненных смыслов, "которая характерна для техногенного развития, включала особое понимание человека и его места в мире. Это прежде всего представление о человеке как о деятельностном существе, которое противостоит природе и предназначение которого состоит в преобразовании природы и подчинении ее своей власти. С этим пониманием человека органично связано понимание деятельности как процесса, направленного на преобразование объектов и их подчинения человеку, и опять-таки можно констатировать, что ценность преобразующей, креативно!! деятельности присуща только техногенной цивилизации, и её не1 было в традиционных культурах. Им было присуще иное понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры "у-вэй", который провозглашал идеал минимального действия, основанного на чувстве резонанса ритмов мира. Древнекитайская притча о "мудреце". который пьггаясь ускорить рост злаков, стал тянуть их за верхушки и вытянул их нч земли, наглядно иллюстрировала, к чему может привести нарушение принципа "у-вэй".

Традиционные культуры никогда не ставили своей целью преобразование мира. обеспечение власти человека над природой. В техногенных же культурах такое понимание доминируя. Оно распространяется не только на природные., но и на социальные объекты. которые становятся предметами социальных Технологий.

В рамках базисных ценностей техногенных культур природа понимается как проти­востоящий человеку неорганический мир, который представляет особое закономерно упорядоченное поле объектов, выступающих материалами и ресурсами для человеческой деятельности. Вспомним изречение героя романа Тургенева. "Отцы и дети": "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Противоположностью этим установкам было традиционалистское понимание природы как живого организма, малой частичкой которого является человек.

В техногенной культуре доминирует ценность автономной и суверенной личности. Кстати, идея прав человека развивалась с опорой именно на эту ценность. Но человек традиционалистских обществ не принял бы такого понимания личности. В этих обществах личность формируется в системе жестких, веками воспроизводившихся корпоративных связей, как принадлежащая к строго определенной касте, клану, сословию.

Человек уже с рождения был закреплен за определенным местом в кастово-сословной системе, ему предстояло усвоить определенный тип профессиональных и иных навыков, чтобы продолжить передачу эстафеты традиций. В современной же техногенной


цивилизации человек становится личностью именно благодаря тому, что он не привязан жестко к некоторой одной корпоративной структуре, не сращен с ней, а может гибко строить свои отношения с другими людьми, включаясь в разные социальные общности и и разные традиции.

Успех преобразующей деятельности, приводящей к позитивным для человека ре­зультатам и социальному прогрессу, рассматривается в техногенной культуре как обусловленный знанием законов изменения объектов. Такое понимание органично увязывается с приоритетной ценностью науки, которая дает знание об ->тик законах. Научная рациональность в этом типе культуры выступает доминантой и системе че­ловеческого знания, оказывает активное воздействие на все другие его формы. По в традиционалистских культурах этого нет. Там наука подчинена религиозно-мифоло­гическим или философско-идеологическим формам знания, которые доминируют и мировоззренческих ориентациях людей.

Наконец, среди ценностных приоритетов техногенной культуры можно выделим, особое понимание власти и силы. Власть здесь рассматривается не только как власть человека над человеком (это есть и в традиционных обществах), не прежде всего - как власть над объектами. Причем объектами, на которые направлены силовые воздействия с целью господствовать над ними, выступают не только природные, но и социальные объекты. Они тоже становятся объектами технологического манипулирования.

Из этой системы ценностей вырастают многие другиг особенности техногенной культуры. Эти ценности выступают своеобразным геномом техногенной цивилизации, ее культурно-генетическим кодом, в соответствии с которым она воспроизводился и развивается.

Техногенный тип развития в значительно большей степени, чем традиционалистский, унифицирует общественную жизнь. Наука, образование, технологический прогресс и расширяющийся рынок порождают новый образ мышления и жизни, преобразуя традиционные культуры.

Техногенные общества сразу после своего возникновения начинают воздействовать на традиционные цивилизаций, заставляя их видоизменяться. Иногда эти изменения становятся результатом военного захвата, колонизации, но чаще - итогом процессов догоняющей модернизации, которую вынуждены осуществлять традиционные общества под давлением техногенной цивилизации. Таков был и путь России, которая прошла через, несколько модсрнизационных эпох, основанных на трансплантации западного опыта, заимствования технологий и пластов техногенной культуры (реформы Негра 1. Александра II, большевистская революция и ускоренная индустриализация советской России в первой половине XX века).

В конце XX столетия м'одернизационные процессы перерастают в глобализацию. Техногенная культура внедряется практически во все регионы мира, прежде всего через технико-технологическую экспансию и мировой рынок.

Техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений. Научно-тех­нологический прогресс и экономический рост привели к новом) качеству жизни, обес­печили возрастающий уровень потребления, медицинскою обслуживания, увеличили среднюю продолжительность жизни. Большинство людей связывало с прогрессом ним цивилизации надежды на лучшее будущее. Еще полвека назад мало кто полагал, что именно Техногенная цивилизация приведет человечество к глобальным кризисам, когда оно окажется буквально на пороге своего самоуничтожения. Экологический кризис. антропологический кризис, растущие процессы отчуждения, изобретение вес новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему человечеству, все это побочные продукты техногенного развития. И поэтому сейчас стоит вопрос: можно ли выйти из этик кризисов, не меняя базисной системы ценностей техногенной культуры?

Я исхожу из того, что эту систему ценностей придется менять. Очевидно, что придется изменить наше отношение к природе, выработать иное понимание целей человеческой


деятельности, чем то, которое представлено фундаментальными мировоззренческими установками техногенной культуры.

Не исключено, что человечеству предстоит духовная революция, сопоставим;»' с юн. которая была в эпоху Возрождения и Реформации.

ЛИТЕРАТУРА:

Философия (под ред. Л. А. Никитич). - М., 2000.

Философия. - Ростов-на-Дону, 1999.

Спиркин А. Г. Философия. - М., 2000.

Кармин А. С. Основы культурологи. Морфология культуры. - СПб., 1997.

Гуревич П. С. Философия культуры. - М., 1994.

Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. //

Проблемы человека в западной философии. - М., 1988.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.