Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие речи




СЛОВО

Речь

РЕЧЬ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ЛОГОПЕДИЯ

- прилагательные – несут эмоциональную нагрузку

Играем в превращение детских выкриков в слова…

Понимание и построение развернутой речи, общее речевое планирование, находится в подчинении у группы наиболее высоких координационных уровней - Е.

Речедвигательный процесс представляет собой координацию, текущую на уровне действий - Д, с техническими фонами во всех нижележащих уровнях.

В качестве технических фонов можно указать:

- тонус артикуляционной мускулатуры;

- ритмическую составляющую речи;

- интонирование;

- громкость;

- высоту звучания и др.

Речь – это общение с помощью знаков. Чаще всего мы понимаем речь, как словесное речевое общение.

Появление речи совпадает с уровнем Д - действий теории построения движений Н.А. Бернштейна, и наибольшего развития достигает на высших уровнях интеллекта - Е.

Речь – это всегда общение, диалог. Даже монологическая речь – это говорение, диалог с самим собой. Высшие символические координации, лежащие в основе сознания, первоначально формируются в процессах межличностной коммуникации и взаимодействия. Не случайно, сознание навсегда сохраняет форму внутреннего диалога. (Величковский, 1977).

 

Именно этот уровень определяет «чтобы гвоздь был вбит» (Бернштейн), или в отношении речи «чтобы меня поняли».

Поэтому речь включает в себя два основных процесса: восприятие речи и построение речи – говорение. Рассмотрим на каждый из этих процессов, чтобы лучше понять причины нарушения речи и возможные пути ее коррекции.

 

Номинанта – ур. Д – обозначение целостной ситуации, потом ее части.

Действия (глаголы) – пути решения внутри ситуации.

 

..название собаки включено в некоторую схему … предложение принадлежит ситуации (Найссер, 1998,180). У ребенка вначале слово функционирует как фраза. Дети обращаются с названиями предметов так, как если бы они были неотъемлемыми свойствами этих предметов. (Найссер, 1998, 178).

Слово часть ситуации; слово употребляется, но не замечается ребенком.

 

Слова действия, глаголы строятся на уровне Е построения движений – уровне интеллекта. При афазиях, возникающих после поражения мозга, описаны случаи, когда из речи исчезают все номинанты и остаются только глаголы.

Этот уровень Е у наших детей часто бывает менее нарушен, чем более низкие уровни Д и С. Мы в своей практике встречали целый ряд детей, первыми словами которых были глаголы. Речь такого ребенка звучала так: «Пить. Кушать. Качаться. Играть. Идти. Катить… и т.п.» Лишь много позже появилась более полная фраза: «Кушать суп. Пить молоко… и т.п.»

Первые детские слова, хотя и звучат как номинанты в нашем понимании, но это глаголы, приказы к действию: «Мама!»=требованию еды, или защиты, или развлечения; «Моко» =хочу пить; «Ми» =дай мишку и т.п.

Думаем мы действиями, глаголами, наречиями, иногда определениями: «Встать… зажечь… согреть… налить... погладить…». Именная группа в мыслях подразумевается, существует как опора, от которой идет движение. Именная группа появляется только в речи, готовой для говорения, чтобы сделать ее понятной другому.

 

Даже обычные, привычные нам слова речи практически всегда для нас эмоционально окрашены. Мы можем прислушаться к себе и почувствовать радость, приятие или неприятие, раздражение при произнесении того или иного слова. Со слов А.С. особенно четкую эмоциональную составляющую, с выходом на тело, несут глаголы, слова-действия.

 

Мы не перебираем слова, мы говорим, грамматически согласуем..

Посредством слова человек овладел пространством и временем.

Речь поступает к нам как единый неразрывный звуковой поток. Ребенок ориентируется на слово целиком на общую его звуковую характеристику.

Магическая сила слова заключается в том, что оно способно вызывать представления, образы. «Мы говорим, что слышим ЗВУКИ, между тем как на самом деле мы слышим события, хотя никому не приходит в голову утверждать, что мы видим СВЕТ, когда мы видим объекты». (Найссер, 1998,170).

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Врожденная способность ребенка распознавать слова, близкие по звучанию: ночка, дочка, точка, кочка, почка и т.д.

Формируется к 2-м годам.

Фонематический слух в своем развитии значительно опережает правильное произношение (формируется к 4-м годам).

Следует различать:

- слуховое восприятие;

- фонематический слух;

- звуковой анализ,

т.к. они имеют разные механизмы формирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.