Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие и массовая коммуникация




ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ.

 

Наличие постоянной (двусторонней) информационной связи человека с внешним миром и другими людьми – условие его нормальной жизнедеятельности.

 

Имеют значение также интенсивность и качество информационных процессов, а именно количество поступающей и воспринятой (перерабатываемой) информации.

 

Характеристики психической деятельности реципиентов, такие как способность к концентрации и удерживанию внимания на определенном промежутке времени, индивидуальны и имеют важное значение.

 

Коммуникативное воздействие начинается со внимания и без него невозможно, поскольку информация не воспринимается реципиентом, а отправитель информации без внимания не способен ни ясно сформулировать «послание», ни адресно направить его.

 

Внимание повышает эффективность психической деятельности и вызывает ясное, отчетливое, быстрое и более плавное (равномерное) протекание психических процессов, а также служит фильтром для побочных раздражителей (помех), не связанных с объектом внимания. Анализ и обобщение получаемой информации протекает быстрее и более сильно влияют на сознание.

 

Внимание – психический механизм, с помощью которого человеческое сознание организует свою деятельность избирательно, избегая перегрузок и фокусируясь на удовлетворении нужд и потребностей индивидуума в конкретный момент времени, «здесь и сейчас».

 

Внимание есть первичная реакция на коммуникативный акт. Затем следуют: восприятие, понимание, оценочное сопоставление с опытом, принятие информации.

 

Характеристики внимания:

  • Направленность – специфическая психическая способность к выбору деятельности в определенный момент времени (сознательно или бессознательно);
  • Сосредоточенность – углубление, концентрация на деятельности, протекающей в данный конкретный момент. Сопровождается «отключением» внимания от других посторонних, не задействованных в данном процессе объектов;
  • Распределение – возможность сочетать и дозировать степень вовлеченности психики в те или иные процессы;
  • Динамичность – выражается в колебаниях и периодической смене объектов внимания (переключении на другие объекты, попадающие в поле восприятия реципиента);
  • Объем – способность психики воспринимать определенное количество объектов или элементов, которые могут быть осознаны примерно с одинаковой степенью ясности в определенный момент времени. Индивидуален. Увеличение объема внимания повышает интенсивность и эффективность коммуникационных процессов, поскольку увеличивается число сторон и элементов воспринимаемого объекта;
  • Интенсивность – характеризуется количеством затрат нервной энергии на осуществление психической деятельности. Определяется субъективной значимостью информации для реципиента;
  • Устойчивость – способность к удержанию определенного уровня интенсивности внимания в единицу времени.

 

Утомления внимания избегают с помощью смены объекта, чередованию объектов с разными психологическими эффектами, изменением режима подачи материала, сокращения времени затрат

 

Виды внимания:

  1. Непроизвольное (вынужденное) – вызывается внешними причинами, легко привлекается и удерживается с помощью раздражений, контрастных по отношению к фону;

раздражители психики –

  • интенсивность (звука, например, масштабного изображения, эмоциональная лексика, темп особый или интонация усиленная); недостаточная интенсивность создает ситуацию игнорирования;
  • уникальность – эффективна для внимания (как необычность, новизна, непривычность), а также
  • движение, особенно на фоне статики,
  • повторяемость,
  • контрастность,
  • длительность,
  • размер – внимание привлекают «и великан, и карлик», то, что отличается от привычного размера
  • резкое изменение в характере раздражителя
  • соответствие внешних раздражений внутреннему состоянию человека и его потребностям
  • актуальная информация – соответствует психическим нуждам индивида в данный момент
  • эмоциональная информация (затрагивает чувства);
  1. произвольное – субъективное представление человека о значимости предлагаемой ему (поступающей к нему) информации – необходимое условие начала деятельности:
  • психическое состояние (утомленному, эмоционально возбужденному или больному индивидууму сложно удерживать внимание)
  1. послепроизвольное – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте в связи с ранее осуществленным его восприятием (осознание его значимости) – характерно для взрослого человека, вытекает из произвольного:
  • поддерживаемое чувствами (наиболее надежное средство поддержания интенсивного и устойчивого внимания аудитории)
  • поддерживаемое творческим процессом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.