Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы социального восприятия




Характеризует психологически и социально незрелую личность.

Психическое отражение человеком человека в условиях массового общества

 

Общение между людьми возможно как прямое (непосредственное) и опосредованное (через посредника: другого человека, предмет, «макет») взаимодействие двух субъектов в единицу времени («лицом к лицу») на основе опыта актуального взаимодействия или памяти (прогноз, опережающее отражение - предвидение).

 

«Макеты» – посредники – знаково-символические формы:

  • Изображения (технические и художественные; статические, динамические),
  • речевые описания (устные и письменные),
  • следы присутствия (непосредственные физические признаки и следы символы),
  • продукты деятельности (изделия, произведения).

 

Образ другого человека развивается:

  • Первое впечатление
  • Устойчивый (константный) образ
  • Обобщенный образ (при недостатке последующей проверки одни черты «стираются», другие абсолютизируются).

Т.н. «массовое» общение характерно для ситуации мегаполиса;

оно поверхностно (не слишком глубоко, единократно, кратковременно, быстро, в динамике, интенсивно, как разовый опыт, без стремления к возобновлению);

оно коротко и обрывочно (как незавершенный процесс), кратко по времени (сиюминутно), происходит в однообразных, стандартизованных ситуациях, с большим количеством людей, с использованием стандартных речевых штампов, интенсивно (с единовременным совмещением различных по характеру процессов (например, еды, игры, просмотра зрелищ, работы));

его отличает неполный цикл контакта (отсутствие начальной или финальной стадий пред- или пост-контакта), отсюда его неудовлетворяющий индивида характер (он остается психологически «голоден» и сбит с толку);

он зачастую имеет манипулятивный характер (использование другого для достижения собственных целей), т.е. без уважения к личности и интересам другого человека;

 

«Социальное восприятие» характеризует процессы восприятия других людей, себя самого, отдельных групп и сообщества в целом в различных ситуациях социального взаимодействия как т.н. «социальных объектов»

 

Механизмы:

  1. Межличностные
  2. Социального восприятия:
  • «Внутригрупповой фаворитизм» – тенденция благоприятствования интересам (социальному восприятию) членов собственной группы в ущерб членам другой группы – особенно в случае неудач в межгрупповом взаимодействии;
  • «Физиогномическая редукция» - специфические способы для «прочтения» личности (или характеристики группы) через интерпретацию его внешних признаков – неэффективны для представителей значительно отличающихся культур (к примеру, европейцы - японцы);
  • Стереотипизация – тенденция максимально усилить воспринимаемое различие между группами и свести к минимуму различия между членами одной и той же группы, иначе говоря, представление о единичном явлении как об общем, или же проецирование неких общих представлений на единичный объект (субъект) - упрощает процесс восприятия социального окружения индивида, но социальные стереотипы порождают предрассудки, вражду, дискриминацию.

 

– благодаря их действию устанавливаются различия между группами и происходит осознавание своей принадлежности к определенной группе.

 

Процессы групповой идентификации и усвоения групповых стереотипов взаимно дополняют друг друга;

 

успешность адаптации индивида в группе связана с успешностью овладения им ее стереотипами.

 

Механизмы (1 и 2) равно необходимы, но должны дополнять и уравновешивать друг друга в процессе коммуникации.

 

Механизмы общения (взаимно необходимые и целесообразные):

  • Межличностные (тонки, гибки, индивидуализированы) – обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности
  • Межгрупповые (грубы, консервативны, наименее личностны, задаются социальными и культурными факторами) – обеспечивают взаимосвязь социальной группы с другими группами посредством следующих механизмов:

 

Процесс развития состоит в постоянном переводе неизвестного и пугающего в знакомое, понятное, обычное, привычное, подлежащее оперированию им.

 


Лекция 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.