Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы памяти и массовая коммуникация




Память – необходимое условие накопления опыта и формирования сознания. Коммуникация между людьми восполняет дефицит опыта, а память фиксирует его для целесообразного использования.

 

Накопление в кладовой человеческой памяти созданных ранее другими людьми знаковых систем необходимо для передачи опыта и обеспечения связи между поколениями, а также для сохранения, трансляции и усвоения информации.

 

Память – необходимое звено в цепи психических процессов, составляющих коммуникацию.

 

Явления, связанные с процессами памяти:

  • «предел насыщения» - перегрузка психики, приводящая к резкому снижению способности восприятия аналогичных сообщений;
  • «эффект бумеранга» - коммуникационный результат прямо противоположный искомому;
  • «дремлющий эффект» - отвергнутая ранее точка зрения с течением времени может трансформироваться сначала в смутное представление о ней, а затем и в согласие с ней.

 

Стереотипы – стандартизованные упрощенные образы какого-то явления; создаются в процессах памяти и актуализируют в себе опыт прошлого общения.

 

Преднамеренное запечатление информации и сохранение ее в памяти реципиента ограничивается сообщениями, представляющими утилитарный интерес.

 

Основная информационная продукция средств массовой информации становится предметом непроизвольного запоминания, это информация, удовлетворяющая психические нужды людей.

 

Механизмы непроизвольного запоминания базируются на соответствии информации психическим нуждам реципиентов:

  • Информация, разрешающая какую-то проблему;
  • Подтверждающая некие опасения
  • Указывающая выход из затруднения
  • Порождающая эмоциональную разрядку или эмоциональное переживание.

 

Продуктивность непроизвольного запоминания повышается по мере его активности в осуществлении деятельности.

 

Психическая активность требует:

  • Привлечения внимания
  • Необходимости сопоставления излагаемых фактов с выводами или личным опытом
  • Отыскания аналогов решения или оценки в прошлом опыте.

 

Степень умственной активности реципиента обеспечивает повышение непроизвольной памяти, поэтому следует стимулировать ее:

  • Повторением
  • Подачей информации, удовлетворяющей испытываемые потребности.

 

Виды памяти:

  • Кратковременная – отражает способность одноразового воспроизведения информации, не дает коммуникационного воздействия; сохраняет информацию в течение некоторого краткого периода по окончании коммуникационного акта;
  • Долговременная – остается в сознании реципиента как впечатление при условии значимости данной информации для реципиента;
  • Оперативная – то, что нужно для выполнения конкретной деятельности в определенный момент времени; сохраняет информацию только до конца коммуникационного акта;
  • Эмоциональная.

 

Искомый коммуникационный эффект достигается благодаря долговременной памяти, отражающей способность человеческой психики к сохранению и накоплению информации.

 

Впечатление создается у реципиента через восприятие субъективно значимой информации. Значительная часть впечатлений от восприятия и понимания информации – латентно запечатлеваемые следы пережитого опыта, они сопровождаются интенсивным первоначальным переживанием.

 

Большой удельный вес эмоциональной памяти (самой прочной) характеризует коммуникационные процессы массового характера.

 

Непроизвольная память наиболее связана с эмоциональной сферой человеческой жизни. Прочнее всего она фиксирует события, связанные с переживание какого-либо аффекта.

 

Эмоциональная память связана с процессом узнавания. Последнее порождает чувство знакомости, которое служит важной предпосылкой для выработки согласия между коммуникотором и его аудиторией, а именно готовность реципиентов к восприятию, пониманию, запоминанию и принятию новой информации, новых выводов, которые преподносятся с помощью знакомых фактов или знакомым лицом вещания.

Может вызывать и раздражение от назойливого навязывания одной и той же информации в одинаковой форме.

 

Повторение – важное средство повышения эффективности информации

Информационное воздействие чрезмерной эмоциональной силы замедляет процесс запоминания.

Мнемонические процессы оптимизируются при соответствии нового материала уже заложенному в кладовых памяти.

Переход от запоминания материала к его воспроизведению реципиентом также повышает эффективность массовых коммуникационных процессов.

 

Оживление в памяти однажды уже воспринятого материала происходит в ситуациях осознания необходимости в этих сведениях (удовлетворение психических нужд или практических действий).

 

Память – своеобразный накопитель информации, работающий в различных режимах в зависимости от двух основных условий – актуального состояния психики и обмена прошлым опытом.

 

Учет этих двух факторов значительно повышает эффективность воздействия средств массовой информации.

 

 


Лекция 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.