Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Северное Возрождение




29.10.2012

Началось и закончилось в начале 16 века. Германия, как и Италия, в это время переживала сложное время. Власть императора была практически номинальной.

Тем не менее в Германии тоже развивается гуманизм. Большую роль сыграли т.н. «ученые общества». В Германии тоже присутствовала неолатинская лит-ра. Конрад Цельтис (происходил из крестьян, но был оч образован; писал стихи на лат. языке. Назвал их подобной Овидий amores, опубликовал перевод Тацита со своими комментариями). Другой видный деятель - Рейхлин, способствовал расп. антич. культруы. Вместе с Эразмом опубликовал греч. перевод Библии и отредактировал перевод вульгаты. Ульрих фон Гуттен, отлично владел мечом, ему отец предписал монастырскую жизнь, откуда он потом бежал и стал странствовать по Европе; в осн посвящал себя публицистике; горячо сочувствовал Реформации; осн. сочинения – диалоги, кот. он написал сначала на латыни, а потом перевёл на нем., они обличают распутство нравов; именно Гуттен числится среди одного и авторов писем тёмных людей.

Рабле почитал Эразма своим учителем.

Эразм Роттердамский. 1469-1536 гг. Родился понятно где. Эразм – псевдоним. Наст. имя –Гертсен. Был сыном достаточно зажит. чела. Эразм – реальное воплощение того бесфамильного героя, кот. так часто встречается нам в лит-ре В. Стал человеком вне родины, вне сословия, человеком самим по себе. родители умерли, когда ему был о13 лет. Он вынужден заботиться о себе сам. Он выбирает ед. возможную в этом случае карьеру – карьеру монаху. Там он приобретает огромные знания (в частности, стал великолепным знатоком греч. я), и одновременно приобрёл огромную ненависть к монашескому сословию. Вскоре становится известен благодаря своему таланту и он получает возможность покинуть монастырь и начинает бродячую жизнь во многих странах Европы. Он, зарекомендовавший себя во многих кругах, получает поддержу и приглашение от монархов, пап, епископов и различных меценатов, получая таким образом прочное мат. положение. как только покидает монастырь, он исполняет давнюю мечту – посещает Париж, ходит на лекции в Сорбонну, разочаровывается в ней и почти сразу уезжает в Англию. Там он знакомится с Т. Мором, их связ. оч крепкая дружба. И только потом Э. направляется в Италию. Он совершает оч подробное путешествие по Италии: объезжает всю страну. Потом снова едет в Англию. Там он и пишет «Похвалу глупости». Э сам пишет, что он не хочет принадлежать ни к какой национальности, он хочет быть гражданином мира. «Оч может быть, что я голландец, но не надо забывать, что я родился в той части Г, кот. гораздо ближе к Франции». Прежде всего он был гражданином республики гумм. наук, республики точного знания и образованности. Это проявл. не только в его кочевой жизни, но и в его изд. деятельности. Он выпускал десятки тысяч книг. Благодаря издательской деятельности познакомился с орг. кол-вом представителей всяческих гум. кружков по всей Европе. Он оч тесно общался с Альбом Мануцием (крупнейший венецианский издатель). Не только гуманисты хотели общаться Э: Франциск 1 почитал за счастье переписываться с ним. Эразм выбирает латынь в качестве универсального языка общения.

И Рейхлин, и Эразм публикуют огр. кол-во др. памятников. Э. воплотил мечту Петрарки: сделал латынь живым языком. Неудивительно, что «Похвала глупости» написана на латыни.

Одна из самых ранних публикаций 1500 г. Пословицы «Адагия» (сборник изречений и притч др авторов, отцов церкви, а также библейский). Стремление синтезировать антич. знания с хр. учением. В своим комментах и толкования Э. пытается осущ. этот синтез. Хотя и сам набор этих изречений довольно красноречив. По мнению Э, спасти мир от ужас. бед могут лишь изящ. словесность и связ. с её рассветом науки, кот. опир. и одновременно ведут к благочестию. Знание облад. высшей и этич. ф-ей. Этой же проблеме посвящено «Наставление хр. воину» (1504 г). Предвосхищая Лютера, Э. излагает свои мысли о том, каким должен быть настоящий христианин. 1516г. – «Воспитание хр. князя». Это прямая полемика с Макиавелли. 1517 г. впервые издаёт гр. текст НЗ со своими комментами. Публикуется в кач. приложения новый лат. перевод, корректирующий Вульгату. 1518 г. публикуются «Разговоры запросто». 1524 г. – Диатриба о свободе воли. Сочинение, в кот. Э. публично заявляет о своём несогласии с протестантами вообще и Лютером в частности.

Похвала Глупости. 1511 г. Написана на латыни, но популярность среди самой разной читающей публики огромна. За неск. лет - 20 000 экземпляров разошлось среди читателей. ПГ зачитывались и гуманисты, и монархи, и сам папа Лев 10. Э. скрещивает по крайней мере 4 традиции: 1) высокая, восходит к античности (ещё до Э. гуманисты возродили жанр т.н. «похвального слова», но уже антич. похвала была окруж. пародийным ореолом); 2) аллегорическая традиция (тоже может быть окружена пародийностью; глупость – типичная персонификация абстрактного понятия; Э. ни раз обращался к этой традиции – см. «Жалобы мира», где выступает аллегорическая фигура Мир); 3) проповедь (узко риторическая традиция Средневековья; прежде всего проповедь повлияла здесь, как жанр, предполагающий смесь разных регистров); 4) собственно низовая традиция, восходящая к народно-смеховой культуре (здесь у Э. были предшественники в пис. традиции: 1492 г. – «Корабль дураков» Бранта, корни уходят глубоко к средневековую карнавальную традицию; КД - аллюзия на потоп; 1500 г. – народная книга о Тиле Эленшпигеле).

Не только враги, но и друзья советовали Э. написать что-то вроде похвалы разуму. В ПГ сразу бросается в глаза, что Э. сделал ГГ Глупость. Рассуждение ведётся с т.з. категорий, кот. противостоят и разуму, и. Глупость выступает против основного положения гуманистов. Гуманисты поэтому вставали в тупик. Но оказывается, что соотнош. между глупостью и мудростью сложнее, чем может показаться. Э. неслучайно оговаривается в предисловии, что для понимая его произведения нужна особая игра ума. Чтобы понять смысл похвалы глупости, надо понять, что такое глупость. Глупости соотв. множество синонимов, хар. её совершенно по-разному: невежество, отсутствие знания; неопытность, наивность; отсутствие ума; бесхитростность; некое стадное чувство - в то же время некий общий здравый смысл; безумие; счастливая способность не видеть недостатков других. Глупость абсолютно неоднозначно. На её дурное качество тут же найдётся благое. Кроме того, глупость часто определяет себя через мудрость, составляя с ней нераз. единство. Это нераздел. двуликий Янус. И зачастую неизвестно, какое же из его лиц глупое, а какое – мудрое. Часто гл. преследует тут же цель, что и мудрость. «Я хочу докопаться до истины и сделать людей счастливыми».

С одной стороны, в рассуждениях Э видят социальную критику пороков. Но это явно не явл. главным для Э. Госпожа Глупость так гибка в своих рассуждениях, что легко принимает самые разные стороны. ГГ говорит то от имени здравого человека, то гуманиста, то дурака. Глупость может то восхвалять ложь, то истину; то недостатки, то спорит с самими гуманистич. достоинствами человека. Обратить внимание на гл. 29 (мастерство жить). «Вся жизнь человечества есть ни что иное как комедия. В театре всё оттенено более резко, но, в сущности, в нём играют так же, как и в жизни».

В отличие от ранних гуманистов, Э. видит оборотную сторону медали: он видит, что наши знания - тоже Янус о двух лицах. Э. проигрывает в голове осн. концепцию естества человека. Чувство, естество – царство глупости. Но для Э. очевидно, что природа человека двойственна. Она может быть злой и глупой. Глупость выступает кА первооснова, она подчиняет все остальные ест. реакции чела (страх, любовь, дружбу). Э. показывает, что любое врождённое чувство может быть стимулом развития как высокого, так и низкого (напр, самолюбие).

Несоответствие между планом выражения и планом содержания ведёт за собой и переоценку способов познания мира, и способов овладения этим миром. Оказывается, что судить о вещах нередко невозможно. Э. понимает, что есть некий релятивизм в том, что провозгласили гуманисты. Поскольку мир неоднозначен, то не всегда хорошо знать правду. Иногда нужна спасительная пелена. «Не заблуждаться - вот величайшее из несчастий». Глуп тот, кто полагает, будто в самих вещах заключается счастье. Благие перемены в челе и благие изменения в обществе, в кот. раньше верили гуманисты, вовсе не так легко достижимы и поэтому так всесильна глупость. В мире всегда есть несоотв-ие причины и следствия. Э. заостряет разрыв между утопией и действительностью.

 

Возрождение принципиально переосмысл. соотношение утопии и реальности. Все описания идеального устройства предназнач. для того, чтобы здесь скорее всё это воплотить.

 

Традиционная критика пороков - своего рода полупризнание несбыточности посылов гуманистов.

Лишь безумцы в своих мечтах и видениях могут вкусить блаженство и приобщиться к вечному и духовному. Что такое вера? Очередная иллюзия, очередной обман? На этой зыбкой ноте и заканчивается ПГ. Пока что у Э. ещё сохраняется гармония между двумя сторонами медали: между высоким и телесным. Э. только проигрывает разные варианты, он предполагает возможные логич. развития гум. мысли. Традиционная комичная форма спасает Э. от полного пессимизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.