КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. «Прикладная культурология
Вводные замечания По общему курсу МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ «Прикладная культурология. Коммуникации в культуре» для студентов факультета философии и политологии отделения «Культурология»
Санкт-Петербург
Рекомендовано к изданию Ученым Советом факультета философии и политологии СПбГУ Утверждено на заседании кафедры теоретической и прикладной культурологии
Составитель: к.ф.н. Н.В.Круглова
Рецензент: д.ф.н., проф.Е.Г.Соколов
Настоящие методические указания предназначены для студентов факультета философии и политологии, отделения «Культурология» (дневной, вечерней и заочной форм обучения) и призваны облегчить студентам усвоение содержание общего курса «Прикладная культурология. Коммуникации в культуре»
Лаборатория оперативной печати Факультета журналистики СПбГУ Подписано в печать 25 октября 2006 г. Объем 0,8 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №……..
Общий курс «Прикладная культурология. Коммуникации в культуре» призван познакомить студентов со всем многообразием форм коммуникаций в современном обществе. Учитывая, что курс лекций семестровый, не предусматривающий семинарских занятий, задача эта представляется весьма трудной. Для облегчения усвоения студентами материала данного курса он предваряется необходимыми минимальными знаниями в области теории коммуникации, студенты знакомятся с основной терминологией, им предлагается классификация видов коммуникаций в современной культуре. С первых же занятий студентам предлагается активная форма участия в данном курсе в виде сообщений двух типов: 1. «Актуальное событие (в нашем городе, стране, в мире) и освещение его в различных СМИ»; 2. «Антисобытие и освещение его в различных СМИ» (под «антисобытием» подразумевается чисто информационный генезис данного события или избыточное освещение его в СМИ). Доклад предполагает использование текущих знаний, получаемых студентами на лекциях, базовой терминологии, активный поиск максимально различных интерпретаций выбранного события, сопоставление их, самостоятельный анализ данного события и попытку его реконструкции. Каждый доклад сопровождается студенческой дискуссией. Данная самостоятельная работа студентов ставит перед собой цель: выработать навыки самостоятельного анализа и интерпретации событий и их информационных презентаций, противодействие приемам манипуляции сознания реципиентов СМИ.
Коммуникация – (лат. communicatio от глагола communicare – делать общим, связывать, сообщать, беседовать) понятие обозначающее: 1. средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2. общение, передачу информации от человека к человеку; 3. общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация) Социокультурная коммуникация – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Коммуникативная функция культуры состоит в том, что наличные социокультурные коммуникации обеспечивают саму возможность: 1. формирования социальных связей; 2. управления совместной жизнедеятельностью людей; 3. регулирование отдельных областей этой жизнедеятельности и 4. наконец, обеспечивают накопление и трансляцию социального опыта по горизонтали и вертикали. Условиями коммуникации и ее структурными компонентами являются: - общий язык у субъектов коммуникации; - каналы передачи информации; - правила осуществления коммуникации (семиотические, этические и т.д.). Типология процессов коммуникации может быть построена по следующим основаниям: - по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.); - по формам коммуникации (вербальная, невербальная); - по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специальных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специального уровня к обыденному и т.п.). Массовая коммуникация выступает специфической сферой социокультурных коммуникаций и может быть определена как культурная область, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающейся целенаправленному порождению и регулированию. Основные термины теории массовой коммуникации: Адресант – отправитель, посылатель, экспедиент, коммуникатор. Адресант в системе массовой коммуникации может быть представлен группой или даже иерархией типов от создателей, генераторов до коммуникаторов. Адресат – получатель, принимающий, реципиент, коммуникант. Адресат в системе коммуникаций выступает в предельно широком значении от конкретного собеседника в процессе межличностного общения до анонимно-безразличного реципиента в процессе восприятия содержания средств массовой коммуникации. Аксиальное-ретиальное – система коммуникации, состоящая из двух подсистем – адресант и адресат. В зависимости от семантики сообщения оно может быть направлено либо точно известным адресатам, либо их некоторому вероятному множеству. Характер этой направленности и является основанием разделения коммуникативных процессов на аксиальные и ретиальные. Аксиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений строго определенным получателям информации. Ретиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений неопределенному количественно и неизвестному качественно множеству принимающих систем. Актуальное - историческое – категории теории массовой коммуникации, описывающие два основных класса коммуникативных систем. Актуальные коммуникативные системы ориентированы в основном на пространственное перемещение сообщения, на его трансляцию и передачу на расстояние. Исторические коммуникатьивные системы преимущественно ориентированы на временное – диахронное (см. синхронное-диахронное) передвижение сообщения, на его консервацию. Знание – информация – пара категорий, которая выбрана в данном курсе как основание для разделения типов коммуникаций на формирующие (институты образования, библиотеки, музеи и т.п.), манипулирующие (реклама, деятельность в области паблик рилейшнз, СМИ и т.д.) и промежуточные (конфликт как форма коммуникации, Интернет и т.д.). Знание – проверяемый практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в объективном, и в субъективном отношении и, на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание. Знание должно служить становлению и развитию личности, которая этим знанием обладает – образовательное знание. При всем многообразии знания, его отличительной чертой является динамический и творческий характер. Нельзя установить совокупность того, что знает человек, так как знание представляет собой открытую систему, и нет четкой границы, отделяющей знание от незнания, догадок, предположений. Граница эта постоянно меняется, делая актуальной для человека вопрос о собственном незнании. Информация – любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов. В кибернетике информация – это сведения, ведущие к уменьшению неопределенности (снижению количества возможных альтернативных вариантов) в ситуации общения, т.е. сведения, направленные на управление и согласование. Важны прежде всего прагматические аспекты информации, т.е. оценка ее с точки зрения актуальности, количества (достаточная, избыточная, излишняя информация), ценности, полезности, адекватности, достоверности, полноты, новизны, убедительности, выразительности, восприимчивости. На восприятие информации, помимо 5 элементов коммуникативного процесса (см. ниже), влияют внутренние и внешние барьеры (фильтры): внутренние – индивидуальные психические и психологические особенности участников информационного обмена, их опыт, компетентность; внешние – социальные и культурные нормы, ценности, коллективные представления, что трансформирует (не всегда рационально) информацию. Информация есть сырой материал и состоит из простого собрания данных, тогда как знание предполагает некоторые размышления и рассуждения, организующие данные путем их сравнения и классификации. Информация – это знание минус субъект, а знание – это информация плюс субъект.
Коммуникация – общение, опосредованное техническими средствами связи, передачи сообщения, информации. Коммуникативная цепь – теоретическое описание коммуникативного процесса как последовательности элементарных составляющих и трансформация формы сообщения. Манипуляция – способ воздействия на личность через системы СМК с целью модификации ее установок, представлений, вкусов, поведения в направлении, заданном коммуникатором. Массовая коммуникация - объективно-исторический процесс: а). культуронаследования (исторический аспект) и б). передача информации внутри данного социума (актуальный аспект). Межличностные средства связи – средства связи, осуществляющие опосредованное технически межиндивидуальное общение (телефон, магнитофон, переписка). Молчание – предельная форма коммуникации, выступающая как знак по отношению к содержанию сообщений или как способ выражения позиции коммуникатора. Общение – способ взаимодействия индивидов и групп, предполагающий производство, потребление и усвоение информации. Оригинальное - банальное – категории, описывающие степень сочетания информативности передаваемого сообщения с его читабельностью и избыточностью. Наиболее оригинальное сообщение обладает наиболее высокой степенью информативности, крайне незначительной степенью предсказуемости, его читабельность возможна при большой знаковой избыточности. Банальное сообщение – наименее информативно, полностью предсказуемо, характеризуется абсолютной читабельностью при минимальной избыточности. Полностью банальное сообщение в системе СМИ не функционирует, его предельный вариант трансформируется в штамп. Синхронное-диахронное - противопоставление двух способов анализа: диахронного анализа с установкой на историчность и синхронного анализа (собственно структурного) с установкой на имманентность, гармоничность. Сообщение - конечное упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из некоторого контекста и объединенных в определенную структуру. Структура коммуникативного процесса – состоит (минимально) из пяти элементов: адресата, адресанта, сообщения, канала связи и культурно-коммуникативного контекста. Уникальное-тиражированное – парные категории, характеризующие тип сообщения в системе средств массовой коммуникации. Проблема производства копий (тиражирование) возникла как производная проблема одновременного распространения информации по горизонтали общества.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |