Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная толерантность




Специфика невербальной коммуникации

Необходимые коммуникативные теории

В данном курсе, который носит прикладной, практический характер даются только две коммуникативные теории: теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса и концепция Г.М.Маклюэна.

Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Различие понятий целерационального и коммуникативного действий. Коммуникативное действие как основа социокультурной жизни. Причины искажения социальной коммуникации. Перспективы общества «неискаженной коммуникации». Коммуникативное действие и дискурс. Проблема и условия достижения согласия (взаимопонимания) в коммуникации. Коммуникативное действие и жизненный мир. Рационализация жизненного мира в современном обществе. Колонизация жизненного мира системой: влияние этого процесса на коммуникацию и способы преодоления его негативных последствий.

 

Концепция Г.М.Маклюэна: построение типа культуры задается типом коммуникации в ней. Основные «коммуникативные революции» в истории западноевропейской культуры: создание фонетического алфавита, открытие книгопечатания, периодическая печать, телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютерные системы. Аудиальный и визуальный типы культуры, понятие о глобальной деревне, средства связи как продолжение органов человека, «связь есть сообщение».

Основные каналы невербальной коммуникации: проксимика, кинесика, вокалика, физические характеристики, эстетика, артефакты. Понятие конгруэнтности и не конгруэнтности, т.е. совпадения и несовпадения вербального и невербальных языков в конкретном общении, способность женщин к экспертизе общения на предмет конгруэнтности. Проксимические зоны коммуникации: интимная, личная, социальная, публичная. Основные принципы организации коммуникативного пространства.

Язык жестов и поз в коммуникации. Открытость и закрытость в межличностной коммуникации. Невербальные признаки напряжения в контексте. Основные причины нарушения коммуникативного контакта и способы его восстановления. Эффект зеркального отражения в коммуникации. Значение глаз в коммуникативном контакте, «социальный» и «интимный» взгляд. Лево- и правополушарная ассиметрия в невербальной коммуникации. Типы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический и их особенности в общении.

 

Коммуникативная толерантность - это отношение личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, с ее точки зрения, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Это одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она является собирательной, так как в ней отражаются факторы и воспитания, и судьбы; опыт общения личности и различные ее проявления (культура, ценности, потребности, интересы, привычки, характер, темперамент, особенности мышления). Это стержневая характеристика личности, так как определяет ее жизненный путь и деятельность. Это и системообразующая характеристика личности, поскольку в ней согласуются и составляют психологический ансамбль многие другие качества индивида: нравственные, характерологические и интеллектуальные. Коммуникативная толерантность – свидетель психического здоровья, внутренней гармонии, способности к самоконтролю и самокоррекции.

Безусловно, ресурсы на терпимость той или иной личности определяются не только ее психологическим портретом, но и ситуацией общения (производственная, семейно-бытовая, случайная, экстремальная и другие) и потому изменчивы, вариативны. Задаче уловить и измерить уровень этой важнейшей характеристики человека служит тест на проявление нетерпимости при общении. Этот тест применяется при работе со студентами с целью развернуть проблему толерантности в межличностном общении в практическую, повседневную плоскость.

Изучая коммуникативную толерантность, мы, прежде всего, узнаем, насколько партнеры по взаимодействию чувствуют свои психологические различия и насколько они способны устранять обстоятельства, вызывающие и подчеркивающие эти различия. Таким образом, коммуникативная терпимость проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу этих различий. Отсутствие же данной характеристики у человека или ее низкий уровень объясняется негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и подструктурами личности партнера.

Тест выявляет реакцию на основные подструктуры личности, обуславливающие коммуникативную толерантность: интеллектуальную, ценностно-ориентационную, этическую, эстетическую, эмоциональную, сенсорную (чувственную), алгоритмическую, характерологическую, функциональную. Уровень общейкоммуникативной толерантности складывался из: ситуативной (фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку – брачному партнеру, коллеге, случайному попутчику и т.д.); типологической (выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей – представителям определенных национальностей, социального слоя, профессии); профессиональной (проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду службы - студенты, преподаватели и т.п.).

Тест состоит из 9 групп вопросов, по 5 в каждой. Каждая группа выявляет ту или иную сторону нетерпимости испытуемого и представляет собой ответ на тот или иной вопрос: 1. Вы не умеете либо не хотите понимать и принимать индивидуальность других людей; 2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, Вы рассматриваете в качестве эталона самого себя; 3. Вы категоричны и консервативны в оценках других людей; 4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера; 5. Вы стремитесь переделать или перевоспитать своего партнера; 6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным; 7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные Вам неприятности; 8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер; 9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам и притязаниям других.

Проведение тестирования и обсуждение его итогов приводит к выводу, что вопрос о повседневной терпимости актуален; терпимость и управляема и изменяема, как свободной волей субъекта терпимости (самовоспитание, самоограничение, самодисциплина), так и правилами поведения, принятыми в социуме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.