Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету по дисциплине. общепринятое. СПб - Москва -Харьков-Минск.,2002




Дополнительная

1. Бовуар С.де Второй пол. СПб, 1997.

2. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 1986.

3. Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы. Разрыв: реклама, разрушающая

общепринятое. СПб - Москва -Харьков-Минск.,2002.

4. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникаций и проблема

конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов.

Екатеринбург, 1999.

5. Массовая информация в современном промышленном городе: Опыт

комплексного социологического исследования / Под общ. ред

Б.А.Грушина, Л.А.Оникова. М., 1980.

6. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: Уч. пособие

СПБ,2005.

7. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: Учебник

для вузов. СПб, 2004.

8. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. СПб., 2004.

9. Женщина и визуальные знаки. М., 2000.

10. Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, 2000.

11. Морозов А.В. Психология влияния. СПб., 2001.

12. Политический имидж: секреты манипулирования массовым

сознанием. СПб., 2000.

 

«Введение в теорию коммуникации»

 

1. Понятие коммуникации. Предмет, задачи и законы теории коммуникации.

Коммуникация-это обмен инф-ей между индивидами посредством общей системы знаний.

Вопрос о предмете теории коммуникации дискуссионен. В его решении более или менее отчетливо обозначаются два подхода.

 

Законы К. гласят:

1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникационного взаимодействия.

2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта ("закон обратной связи");

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер, не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы.

4) "закон минимального основания": для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Чтобы коммуникация полностью разрушилась, не должно остаться ни одного знака, ни одного правила, общего для приемника и передатчика;

5) "закон гетерогенности коммуникативных систем" - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. Однако в реальности такого совпадения потенциалов не бывает: всегда существует большая или меньшая зона их пересечения, которая и обеспечивает возможность коммуникации, является еенеобходимым условием. Отсутствие таких зон пересечения делает коммуникацию невозможной.

 

Также важен элемент непредсказуемости, степень неожиданности

 

2. Теория коммуникации и другие смежные дисциплины.

Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление. Каждая наука или научное направление(технич.,гуманитр.,естествен.),

изучающие те или иные аспекты коммуникации или соприкасающиеся с коммуникационными

проблемами выделяют из коммуникации свой предмет изучения:

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.

Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет большое внимание таким, имеющим непосредственное отношение к коммуникативистике проблемам, как психологическая природа речи и языка, т.е. способам вербальной коммуникации, а также различным видам невербальной коммуникации и особенностям их восприятия, обусловленным психологическими особенностями личности. В рамках социальной психологии исследуются психология межличностного взаимодействия (способы общения, межличностное восприятие и понимание), психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты), психология межгрупповых отношений и т.д.

Социология, изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов - отдельных личностей, малых и больших социальных групп - классовых, национальных, этнических, демографических и др.

Семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем в обществе (естественные и искусственные языки, некоторые, относящиеся к знакам явления культуры), самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.) природе (коммуникации в мире животных)

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - возникновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.

Коммуникативная проблематика начинает активно вторгаться в область политологии. Возникло целое научное направление (коммуникативно-кибернетическое), изучающее политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики.

В культурологии коммуникативная проблематика проявилась главным образом при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, либо через механизмы опредмечивания и распредмечивания - от человека к человеку, от поколения к поколению и между представителями различных культур.

В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами. Новое направление получило названии этология. В природе существуют многочисленные системы связи, пусть рефлекторные, ограниченные и застывшие. Такие системы связи являются объектом исследования этологов.

Чрезвычайно весомый вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с техническим прогрессом. Развитие технических средств - от изобретения книгопечатания до современной компьютерной революции - полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможным мгновенную передачу информации в большом объеме практически на неограниченное расстояние.

 

3. Истоки и основные этапы развития теории коммуникации.

Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) появился в научной литературе в начале

ХХ века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «четкой границы между средствами

коммуникации и остальным внешним миром не существует -> вместе с рождением внешнего

мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с

нее начинается традиционное развитие коммуникации»

 

история развития коммуникаций претерпела три коммуникационные

революции:

1) изобретение письменности;

2) изготовление печатного станка;

3) внедрение электронных масс-медиа

4. Типология коммуникации. Структурные модели коммуникации.

Типы:

1) по степени репрезентативности аудитории(межличностная, внутригрупповая, массовая, публичная)

2) по форме (устная письменная)

3) по канону восприятия и передачи инф-ции(аудиальная,визуальная, тактильная,аудио-визуальная)

4) по способу уст. и поддержания контакта(прямая/опосредованная, дистантная, синхронн.,асинхронн.)

5)по соц.параметрам(горизонтальная,вертиальная)

6)в завис.от исп.знак.систем(вербальная,невербальная)

7)с точки зрения взаимоотн.участников комм.акта(частная,публичная,официальная)

8)с точки зрения личностных оценок при соблюдении или нарушении соц.равновесия(кооперативная,конфликтная)

 

Модели:

1. Линейные(достоинство в том, что после её появл.возник. представление о ск-ти и кол-ве передаваемой ин-фы. Огранич. В том,что абстрагируется от содержания)

А)м.Лассуэла1948г(: «КТО - сообщает ЧТО - по какому

КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?»)

Б)м.шумовая Шеннон-Уивер(предыдущ.м.+шумовой фактор)

В)функц.м.реч.комм. Якобсона (между коммуникатором и реципиентом он помещает контекст, сообщение, контакт,

код. Эти шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями

языка.)

Референтная функция сосред. На объекте тела, содержания, дискурса. оттенок.

Конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону исп повелительное наклонение.

Метакоммуникативная функция имеет непосредственную связь с кодом.

Когнитивная функция сориентирована на констатации факта

Фатическая функция связ. С поддерж. контакта

Поэтическая (риторическая)функция в большей степени ориентируется на форму, чем на

Содержание

2) Наиболее распространенная нелинейная модель коммуникации разработана Теодором

Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют

коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с

коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой. Если

коммуниканты сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к

совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к

другу отношение коммуникантов к рассматриваемой ситуации не будет совпадать

5. Коммуникативные барьеры.

Под коммуникативным барьерам обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие диском­фортные условия передачи и восприятия информации: акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонт­ные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д. Технические барьеры. В технической литературе для их об значения чаще всего используется понятие «шумы. Оно ассоциировалось с технологическими проблемами (например, с плохой телефонной связью) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником.
«Человеческие» барьеры коммуникации. Главная причина возникновения коммуникативных барьеров — сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические (она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода)) и социокультурные (обусловленные принадлежностью к тому или иному этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно).

6. Особенности вербальной коммуникации. Семиотический аспект коммуникации.

 

7. Формы речевой коммуникации (диалог, монолог, спор и др.).

Диалог. В узком смысле двухсторонний обмен информацией между людьми как

публично, так и посредством масс медиа. В более широком понимании - горизонтальная

передача информации в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают

равноправное участие.

Монолог - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятель­ности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и прак­тически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монолог противоречив по своей сути: с одной стороны, раз человек заговорил, значит, он рассчитывает на общение, с другой — монолог абсолютно не приспособлен к непо­средственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.

Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разных точек зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой называют такой спор, при котором имеется конфронтация, противостояние. Дискуссия - публичный спор, целью которого в отличие от полемики является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Дискуссия- разновидность спора как словесного состязания. Дискутировать - публично

обсуждать спорный вопрос. Диспутировать - участвовать в диспуте, публичном обсуждении,

посвященном какому-либо вопросу. Дебатировать - устраивать дебаты, прения по какому-либо

вопросу. Полемизировать - участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с

опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения. Таким

образом, если дискуссия - это публичный спор с целью добиться истины путем сопоставления

различных мнений, то полемика - публичный спор с целью защитить свою точку зрения и

опровергнуть мнение оппонента.

Беседа - вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной

целью. Совещания, заседания делятся на диктаторские (автократическое), сегрегативные,

дискуссионные и свободные. На автократическом совещании руководитель задает вопросы

поочередно каждому участнику и выслушивает ответы. На информационном совещании до

сведения работников доводится новая служебная информация.

Переговоры - обмен мнениями с целью выяснить точки зрения сторон и принять решение.

Пресс-конференция - эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации, с

раскрытием ее источника или без (закрытая пресс-конференция).

Брифинг (briefing от brief - краткий) - специально подготовленная встреча с

журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов (парламент,

правительство и др.), а также о текущих событиях, затрагивающих интересы органов

власти и населения.

Презентация (от лат. praesentatio - представление, предъявление) - официальное

представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу

приглашенных лиц

8. Свойства и виды устноречевой коммуникации.

Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение –вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной,такивреактивнойформах.
Основная единица говорения - производство конкретного слова, предложения в ходе речевого акта — обмена продуктами речи между адресантом и адресатом.

Слушание как вид коммуникации. Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством кото­рого осуществляется прием и последующая переработка речевогосообщениянаосноведеятельностислуховогоанализатора.


Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, автоматизмом в употреблении языковых средств и способов изложенияинформации.
9. Письменноречевая коммуникация: свойства, виды и функции.

Письмо и чтение объединяются по такому основанию, как форма общения адресанта и адресата информации. Они реализуют пись­менную, опосредованную временем и расстоянием форму общения и решают задачи приема — передачи информации.
Письменноречевая коммуникация предполагает частичное под­ключение видов устноречевой деятельности для достижения ре­зультата передачи — получения информации.
Продуктивным видам речевой коммуникации (го­ворению и письму) предшествует такой вид деятельности, как думание. Он предполагает внутренний способ форми­рования и формулирования мысли.

Письмо - продуктивный вид коммуникации, осложненный целым рядом обстоятельств, связанных с ус­ловиями письменной формы общения

Функции письменноречевой коммуникации:

1. Функцию сообщения реализуют все письменные тексты. В зависимости от сферы общения они несут научную, деловую, общекультурную информацию, которая может быть востребована и использована в любое удобное для читателя время.

2. Говоря о функции общения, часто вообще опускают ее письменноречевой вид, который представлен в деловой переписке, рекламно- информационных текстах, преследующих цель немедленно вызвать ответную реакцию (совершение поступка) и т.д.

3. Функция воздействия присуща как художественным текстам, вызывающим определенное эмоциональное состояние читателя, прогнозируемое автором, так и научно- популярным, публицистическим, учебным текстам.

 

Чтение - это рецептив­ный вид речевой коммуникации, который в процессе становления и функционирования сравним с аудированием (в устной речи), но об­ладает рядом преимуществ:

10. Невербальная коммуникация. Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации.

Невербальная Коммуникация является системой невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения

К паралингвистическим компонентам невербальной коммуникации, определяющим качество голоса, его диапазон, тональность, относят: громкость, темп, ритм и высоту звука. Экстралингвистические компоненты представляют собой атипические особенности произношения — речевые паузы, смех, покашливание, вздохи и т. п.

11.Уровни коммуникации. Межличностная коммуникация.

Эффективность межличностных коммуникативных процессов во многом зависит и от

правильного и своевременного применения различных видов аргументации как в отдельности, так

и в их комбинации. Аргументационные процессы, рассматриваемые с точки зрения

коммуникативных свойств весьма разнообразны. «Дело речей совещательных - склонять или

отклонять... Что же касается судебных речей, то их дело - обвинять или оправдывать... Дело

эпидейтической речи - хвалить или порицать». Каждый вид речи имеет свою специфику

аргументации и, соответственно, требует применения различных видов аргументации. Наиболее

часто в диалоговых коммуникациях встречается доказательство.


# Семиотический уровень - (передача инфо с помощью знаков. Виды знаков по Пирсу – 1. Знаки, которые обозначают объект, например нарисован костер; 2 знаки, которые обозначают свойство, например нарисован дым; 3. Знаки по соглашению, например знак радиации.)
# Лингвистический (языковой) - Передача инфо при помощи слов
# Металингвистический (метаязыковой) - передача инфо при помощи слов, значение которых предварительно зафиксировано. Как правило, речь идет о терминологии. Термины всегда понимаются однозначно, а обычные слова чаще многозначно
# Паралингвисгический уровень. передача инфо говорящим невербальными средствами, например мимика, жесты)
# Синтетический (передача инфо с помощью устойчивых конструктов, объединяющих элементы перечисленных выше уровней).

12. Групповая коммуникация.

О ней говорят, как правило, в тех случаях, когда имеет место общение в малых группах. В групповой коммуникации действуют все закономерности, присущие межличностной коммуникации. Вместе с тем, проявляются и специфические для данного типа коммуникаций особенности: руководство группой (лидерство): процесс межличностного влияния, стимулирования группы, нацеливания её на выполнение задач; процесс принятия группового решения: обсуждение значимых для группы проблем, выяснение позиций её членов, поиск общего группового решения; формирование структуры коммуникации в группе: совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

13. Структура и функции, эффективность массовой коммуникации.

М.К- передача информации с использованием технических средств на численно большие рассредоточенной аудитории. В данном определении можно выделить следующие Структурные элементы:

1. инфа. Актуальна для большего количества людей,

2. специальные технические средства предназначенные для пря передачи инфы.

3. численно большая аудитория рассредоточено территориально и во времени(время контакта с аудиторией)
Основные функции.:

1) информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности);

2) регулятивную (формирование общественного сознания, общественного мнения, создание аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль);

3) культурологическую (ретрансляция культурнозначимой информации, ознакомление с достижениями человечества, сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия)
Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному резуль тату, то можно говорить об их эффективности.

14. Виды профессионально ориентированной коммуникации. Коммуникации в организациях.

   
Ком-ции в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкции. Необходимым условием существования организации является координация совместной деятельности ее работников для достижения поставленных целей. Эффективность деятельности организации зависит от того, насколько хорошо отлажена в ней система приема, передачи и переработки информации. Направленность ком-ций в организациях носит вертикальный и горизонтальный характер. Вертикальные ком-ции – восходящие и нисходящие – возникают между лицами, обладающими различным статусом внутри организации. Горизонтальные ком-ции в организациях возникают в процессе взаимодействия между лицами, равными по положению. К деловым ком-циям относятся беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, деловые встречи. Наряду с формальными в организациях существуют неформальные каналы ком-ции. Канал неформальных ком-ций можно назвать каналом распространения слухов. По данному каналу связи информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения. 2. Политическая ком-ция Политическую ком-цию можно определить как процесс информационного обмена между политическими акторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий. Политическая, как и иная, ком-ция предполагает коммуникатора, сообщение, какой-л. канал или ср-во передачи и получателя. Выделяют три основных способа политической ком-ции: 1) ком-ция через печатные (пресса, книги, плакаты и т.д.) и электорнные СМИ (радио, телевидение и т.д.) 2) ком-ция через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д. 3) ком-ция через неформальные каналы с использование личных связей. Электоральная ком-ция является разновидностью политической ком-ции, связанной в сюжетно-тематическом, временном и пространственном отношениях с выборами. Избирательная кампания как разновидность ком-ционной кампании: направлена на получение конкретных результатов или эффекта в относительно большой группе людей в пределах четко обозначенного периода времени посредством организационного комплекса ком-ных действий. Схема электоральной ком-ции: 1) кандидаты и избиратели; 2) информационные ресурсы; 3) поставляемые на политический ранок кандидатами товары и услуги в виде программ, обещаний, сообщений и т.д.; 4) их восприятие, интерпритауия и оценка избирателями; 5) делегирование властных полномочий определенному политику, политической организации на основе потребностных репрезентаций и ценностных идентификаций. Под влиянием новых информационных технологий происходит изменение содержания и характера политической ком-ции, формирование в ее структуре компьютеро-опосредованной ком-ции. 3. Публичная ком-ция Под публичной ком-цией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Жанры публичного общения: 1) в учебной сфере деятельности (объяснения учителя на уроке, педагогический диалог учителя и учеников в ситуации опроса, лекция, семинар, защита курсовой, дипломной работ). Основная цель учебного публичного общения – передача знаний и контроль за уровнем знаний; 2) в научной сфере (научный доклад, научное сообщение на конференции, круглый стол (при наличии слушателей) и т.д. Основная функция устного научного публичного общения – нахождение научной истины или признание найденной научной истины истинной. 3) в деловой сфере – собрание, банкет, юбилей, цель которых – обеспечить функционирование трудового коллектива как единого организма; 4) в общественно-политическая и социально-культурная сферах – политическое выступление на митинге, публичное телевизионное интервью и дискуссия (при наличии слушателей). Функцией этих жанров явл-ся воздействие на сознание слушающих с целью привлечения внимания к общественно значимым проблемам и создания общественного мнения; 5) для религиозной сферы – проповедь, направленная на      
    формирование нравственных ценностей и общий духовный рост прихожан. Публичная ком-ция дает человеку возможность: осуществлять совместную деятельность с другими по успешному решению жизненных задач, получать знание о мире, формировать образцы и модели своего поведения, организовывать мышление, развивать способность к анализу и оценке, создавать образ мира. 4. Межкультурная ком-ция - это культурное взаимодействие и адекватное взаимопонимание участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным культурам. Межкультурная ком-ция может осуществляться как на уровне групп (больших и малых), так и на индивидуальном уровне. Субъекты межкультурной ком-ции – отдельные индивиды, принадлежащие к разным группам, малые группы, этносы, нации, цивилизации. Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. В широком смысле понятие «организация» применяется к биологическим, социальным и к техническим объектам. В научных работах понятие «организация» определяется как: - внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого; -совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. 3 уровня организации: структурный, процессуальный, соц.-психологич. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. За отправную точку исследования организации cтали принимать уровень социальной системы, объединяющей отдельные элементы. Ключевыми понятиями социальной системы являются представления об открытых и закрытых системах. Система любого типа – это некое целое, состоящее из частей (подсистем), которые функционируют сообща взаимозависимым образом с целью осуществления общих задач. Отрытая система – это система, которая влияет на свое окружение и испытывает влияние с его стороны, и взаимодействует с ним. Концепции, рассматривающие организацию в качестве открытой системы, акцентируют внимание на взаимосвязи различных компонентов и функций организации и признают взаимную зависимость между организацией и ее внешней средой, являющейся источником трудовой силы и сырья и реципиентом продукции и услуг организации. С системной точки зрения организация сумеет выжить и преуспеть, если ее различные функции и компоненты функционируют в согласии друг с другом и система как единое целое поддерживает  

 

15. Формы деловой коммуникации в организации.

Формы деловой коммуникации: беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, разнообразные деловые встречи, обеспечивающие эффективность как внутренних, так и внешних взаимодействий. Особенности каждой формы деловой коммуникации определяются следующими критериями: цель проведения; участники; регламент; коммуникативные средства реализации намерений; организация пространственной среды; ожидаемый результат. Деловой разговор – самый распространенный ситуативный контактный метод. Цель такой коммуникации – обмен информацией по конкретному вопросу. Основная цель деловой беседы – обмен информацией. В зависимости от предметного содержания различают деловые беседы следующего содержания: найм и увольнение персонала, «поручение производственного задания», анализ и разрешение конфликтных ситуаций, внедрение новаций, трудовая и производственная дисциплина, улучшение психологического климата в коллективе.

Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.

Пресс-конференция – мероприятие, направленное на информационную и рекламную поддержку имиджа организации. Этот вид деловых контактов во многом обеспечивает эффективность взаимодействия с внешней средой.

Деловые переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий совместный анализ проблем.

16. Особенности маркетинговых коммуникаций.

Формы деловой коммуникации: беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, разнообразные деловые встречи, обеспечивающие эффективность как внутренних, так и внешних взаимодействий. Особенности каждой формы деловой коммуникации определяются следующими критериями: цель проведения; участники; регламент; коммуникативные средства реализации намерений; организация пространственной среды; ожидаемый результат. Деловой разговор – самый распространенный ситуативный контактный метод. Цель такой коммуникации – обмен информацией по конкретному вопросу. Основная цель деловой беседы – обмен информацией. В зависимости от предметного содержания различают деловые беседы следующего содержания: найм и увольнение персонала, «поручение производственного задания», анализ и разрешение конфликтных ситуаций, внедрение новаций, трудовая и производственная дисциплина, улучшение психологического климата в коллективе. Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения. Пресс-конференция – мероприятие, направленное на информационную и рекламную поддержку имиджа организации. Этот вид деловых контактов во многом обеспечивает эффективность взаимодействия с внешней средой. Деловые переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий совместный анализ проблем.
16. Маркетинговые коммуникации - это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью предоставить ему товар и услуги организации в привлекательном для целевой аудитории свете.
Если исходить из представлений, выдвинутых школой социальных систем, то маркетинговые коммуникации можно рассматривать как необходимый инструмент, обеспечивающий взаимодействие организации с внешней средой прямого воздействия.
Основная цель маркетинговых коммуникаций — воздействие на поведение потребителей. Соответственно, можно выделить следующие задачи маркетинговых коммуникаций:
информирование аудитории о существовании определенных товаров и услуг, объяснение их предназначения;
убеждение - формирование благоприятного отношения потребителя к организации и ее маркам;
создание образа - формирование образа организации, связанного с дифференциацией потребителем марок выпускаемого продукта;
подкрепление - удержание постоянных потребителей.
Маркетинговые коммуникации включают: личные продажи, рекламу в
средствах массовой информации, прямой маркетинг, мероприятия по продвижению продукта и связи с общественностью. Наиболее современными формами маркетинговых коммуникаций считаются различные формы прямого ответа потребителям, продвижение через электронные сети и Интернет.
Основным объектом коммуникативного воздействия не всегда является отдельный потребитель. Зачастую в роли объекта выступает некая «единица, принимающая решение о покупке», состоящая из нескольких лиц. Специалисты характеризуют пять основных покупательских ролей:
инициатор покупки - первым предлагает купить товар или услугу; оказывающий влияние - дает советы;
принимающий решение - совершает выбор по одному из компонентов решения: что покупать, где и вообще покупать ли;
покупатель - совершает покупку;
пользователь - использует товар.
Представления о «единице, принимающей решение» становится основой для построения плана маркетинговых коммуникаций.

17. Структура, средства и модели политической коммуникации.

В структуре политической коммуникации можно выделить как содер­жательный, идеальный элемент, так и формальный, материальный (каналы, средства). Политическая, как и иная, коммуникация пред­полагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средст­во передачи и, наконец, получателя.


Под средствами политической коммуникации понимаются определенные организации и институты, функционирующие в рамках ее социальной и политической систем, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией.
Р.Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политической коммуникации, основанные на использовании различных средств: коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.); коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.; коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.
В политологии различают два вида политической коммуникации: горизонтальный, когда коммуникации осуществляются между относительно рядом расположенными оппонентами, и вертикальный, когда отношения устанавливаются между различными иерархическими уровнями макро-политической структуры.
Сущность изменений в области политической коммуникации, которые позволяют преодолеть доминирование и жесткий контроль отправителя информации над адресатом, достаточно наглядно иллюстрируется с помощью модемлей альтернативных видов движения информации.

^ Модель вещания предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуация встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-либо аудитории.

^ Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты.

^ Консультационная модель также соотносится с большим количест­вом ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в цент­ральном информационном хранилище.

^ Регистрационная модель движения информации является проти­воположностью консультационной модели. Здесь центр запрашива­ет и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сиг­нализации и наблюдения.

18. Публичная коммуникация и ее формы.

Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значи тельному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характер на передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установлен ным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии со циальной группы. При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего. В це лом слушатели, как правило, — это специально организованная ау дитория, и ее параметры должны быть известны говорящему. Слушатели яв ляются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей со циальной роли (например, работники организации, студенты, при хожане, сторонники политической партии и т.д.).

С возникновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные виды публичной коммуникации в соответстт вии с государственными институтами. Они были описаны Аристотелем в трактате «Риторика» и получили название речей: речь показательная (на торжественном собрании), речь судебная (в народном суде), речь совещательная (в народном собрании). Целью таких речей было объединение людей, установление справедливости в споре, обеспечение будущей безопасности.

С появлением письменности, особенно книгопечатания, устная публичная речь стала делить свои функции с письменными те кетами, а в сфере управления государством была оттеснена письменной речью. Однако все виды публичной речи, выработанные еще в античности сохранились и в наши дни, объединившись с письменными текстами в определенные сценарии взаимодействия. Так,? каждое собрание сопровождается ведением протокола и заканчивай ется принятием решений, зафиксированных в письменном виде;'* обсуждение законов в парламенте опирается на письменный вариант закона, копия которого имеется у каждого парламентария

С появлением средств трансляции устной речи на устную публичную коммуникацию стала оказывать влияние массовая коммуникация. Она сделала возможным устное дистантное общение, разделила производителя и получателя речи в пространстве и времени. Лишившись (в большинстве случаев) обратной связи, массовая коммуникация стала втягивать в свою орбиту традиционные формы устной публичной речи — публичный диалог и публичный полилог, под которым понимается разговор при слушателях. Так построены многочисленные телевизионные ток-шоу.

В настоящее время возросла роль и традиционного публичного монолога, что связано с увеличением количества ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать людей, будь то предвыборная кампания или реклама товаров и услуг.

 

 

19. Жанры публичной коммуникации.

Для современного человека, обладающего высоким уровнем коммуникативной компетенции, необходимо знание жанров публичного общения, функционирующих в разных сферах.

Так, в учебной сфере деятельности к жанрам публичного общения относятся объяснение учителя на уроке, педагогический диалог учителя и учеников в ситуации опроса, лекция, семинар, защита курсовой, дипломной работ. Основная цель учебного публичного общения — передача знаний и контроль за уровнем знаний.

В научной сфере основными жанрами публичного общения являются научный доклад, научное сообщение на конференции, круглый стол (при наличии слушателей), защита кандидатских и докторских диссертаций на ученом совете (при наличии приглашенных гостей). Основная функция устного научного публичного общения — нахождение научной истины или признание найденной научной истины истиной.

В деловой сфере можно выделить жанры общения, общие для всех субъектов деятельности независимо от сферы трудовой деятельности (завод, театр, школа и т.д.) — собрание, банкет, юбилей, панихида, цель которых — обеспечить функционирование трудового коллектива как единого организма.

 

 

20. Речевой этикет: на примере одной из стран мира (по выбору студента).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.