Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы убеждающей коммуникации




Вопрос

Вопрос

Вопрос

План

1.Массовая коммуникация как социальный феномен.

2.Функции массовой коммуникации.

3.Способы убеждающей коммуникации.

4.Психологические эффекты массовых информационных процессов.

5.Эффекивность массовых информационных процессов.

 

 

Социальная жизнь людей, их совместная деятельность, как мы уже знаем, невозможны без общения, в ходе которого происходит обмен информацией, содержащей знания, нормы и ценности. Осуществляют этот процесс люди, передавая и принимая сообщения, облеченные в материальную форму знаков. Совокупность значений в конкретных сообщениях, которые передаются людьми для того, чтобы каким-либо образом оказать влияние на мышление, поведение и деятельность других людей, составляет социальную информацию.

Социальная информация выступает в качестве важнейшего связующего звена между социальной средой и личностью. Информационные процессы, происходящие в обществе, оказываются необходимой составной частью всей социальной жизни людей. С помощью информационных процессов люди присваивают общественно-исторический опыт предыдущих поколений, на практике осуществляя то, что А. Н. Леонтьев очень точно назвал «механизмом социальной «наследственности»», и удовлетворяют свои текущие психические потребности в знании, в подтверждении правильности ранее усвоенной «картины мира», в поддержке во мнениях по спорным вопросам.

Способы общения, передачи социальной информации различны. В структуре общения как информационного процесса все возрастающая роль принадлежит массовым коммуникациям и их специфическим средствам. К средствам массовых коммуникаций относятся газеты, журналы, радио, кино, телевидение и т. д. В последнее время они стали настоящей индустрией, осуществляющей сбор, обработку и выдачу социальной информации, а также ее комментарий. Как указывает Б. Г. Парыгин, средства массовых коммуникаций несут возможности как блага - подключение к ценностям мира, так и зла - замыкание в себе, явное ослабление непосредственных контактов. Однако даже благая роль средств массовой коммуникации может обернуться простой манипуляцией, если личность не готова к критической оценке информации. А если и готова, то следует четко представлять, что точка зрения индивида при восприятии сообщения тесно связана с нормами группы, в которой он живет. Но сами вкусы, нормы, взгляды группы определяются и формируются средствами массовой информации. Средства массовых коммуникаций способны с большой силой психологического пресса влиять на мнения, оценки аудитории, предлагая всем одну и ту же норму, меру и стереотип впечатлений. Воздействие телевидения, кино и т. д. способно активизировать механизмы социально-психологического подражания, заражения, внушения, моды и, следовательно, формировать мысли, чувства, потребности масс. Поэтому сегодня все острее встает вопрос о ближайших и отдаленных психологических последствиях влияния средств массовых коммуникаций.

Массовая коммуникация представляет собой односторонний поток сообщений, адресованный относительно анонимной, достаточно большой численно и весьма разнородной аудитории.

Суть этого процесса заключается в целесообразно организуемом систематическом распространении особым образом подготовленных сообщений среди рассредоточенных аудиторий с применением технических средств тиражирования информации (печати, радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи). В ходе массовых информационных процессов распространяются сообщения, содержащие информацию, которая четко ориентирована на утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм данного общества или какой-либо его части с целью оказания идеологического влияния на настроения, мнения, оценки, решения и поведение значительных масс людей. С появлением массовой коммуникации значительно расширился круг интересов людей. Их все больше волнуют проблемы социального характера, даже если эти проблемы не затрагивают их лично, а относятся к жизни людей других континентов и стран.

Массовые информационные процессы используются для пропагандистского воздействия. Близка по целям к нему и другая область их применения — просветительное воздействие, хотя общий объем передаваемых сообщений здесь несколько меньше, чем в пропаганде; Черты пропаганды и просвещения несет на себе коммерческая реклама, хотя она и предназначена совсем для иных целей. Наконец, массовая коммуникация служит государственному управлению благодаря возможности доводить официальные распоряжения до больших аудиторий в очень сжатые сроки. Несмотря на различия, и пропагандистское, и просветительное, и рекламное воздействие в массовых информационных процессах всегда осуществляется в определенном идеологическом контексте. Анализ функциональных целей массовых информационных процессов показывает, что в конечном счете воздействие сводится к тому, чтобы побудить реципиентов к определенной деятельности, ориентированной относительно разделяемых данным обществом ценностей, к определенному поведению, осуществляемому в пределах выработанных обществом норм.

Использование массовой коммуникации для решений в первую очередь идеологических задач накладывают свой отпечаток на содержание и форму, на функциональные цели этого вида человеческой деятельности.

 

 

Социальные функции массовой коммуникации можно сгруппировать следующим образом:

1).распространение знаний о действительности;

2).социальное регулирование и управление;

3).распространение культуры и,

4).развлечение.

В рамках этих функций возникают своеобразные процессы, с помощью которых достигаются цели массовой коммуникации: идеологическая, пропагандистская, просветительская, развлечение, передача прямых распоряжений власти.

Основными являются информационная и пропагандистская функции.

В социально-психологическом аспекте главная цель МК – сплочение, сближение людей, формирование их общности.

Если человеческое общение во всех своих функциях — социальных и социально-психологических — заключается в том, чтобы обеспечить обмен информацией для удовлетворения определенных потребностей групп и личностей, то массовая коммуникация как преимущественно односторонний поток информации служит тем же целям, но иными способами и совершенно в других масштабах. Ее осуществление отличается значительно меньшей произвольностью, которая характерна для беседы давно не видевшихся друзей, значительно большей ориентацией относительно групповых интересов, а также более точным учетом социальных и психических потребностей аудиторий.

Важнейшим предварительным условием, делающим возможным возникновение массовых информационных процессов, является система, состоящая из источника и получателя, связанных каналом движения сообщений. При этом источник должен иметь непрерывно пополняемый запас сведений из своих собственных источников (в виде функционирующей корреспондентской сети, информационной продукции различных агентств, возможностей обращения к архивам, справочным материалам и экспертам), а получатель — испытывать потребность в получении информации. В массовой коммуникации, в отличие от обычной — межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщений (или коммуникатор) является некоторой организованной группой, действующей в рамках и в интересах другой системы более высокого уровня, какой может быть государство, партия, социальное движение. В качестве получателя сообщений выступает разделенная пространством или временем (или же тем и другим) массовая аудитория. В ходе этого процесса сообщения адресуются не конкретным личностям, а аудитории, предпочтительно одинаково ориентированной в своих интересах и деятельности относительно определенных ценностей. Связь между коммуникатором и аудиторией в массовой коммуникации всегда опосредована, так как коммуникатор и аудитория не находятся в непосредственном физическом контакте.

Звеном, опосредующим связь коммуникатора и его аудитории, являются: печать — в виде газет, журналов, листовок, плакатов, брошюр и книг массовых изданий; радио и телевидение — в виде регулярно функционирующей системы широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприемные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью кинотеатров; звукозапись — в виде системы производства и распространения дисков или кассет. Собирательно эти технические средства обозначаются терминами «средства массовой информации и пропаганды» или «средства массовой коммуникации».

От средств массовой коммуникации принято отличать ее каналы, под которыми понимается конкретная газета, рассчитанная на определенную читательскую аудиторию, излюбленная слушателями радиостанция или предпочитаемая телезрителями постоянная программа. С функционированием канала массовой коммуникации связаны понятия потенциальной и реальной аудитории. Потенциальную аудиторию определяет количество людей, интересы которых ориентированы относительно информационной продукции данного канала массовой коммуникации и которые могут стать ее получателями. Реальная аудитория — это та часть потенциальной аудитории, которая фактически вступает в контакт с данным каналом массовой коммуникации и воспринимает его продукцию. Обычным стремлением коммуникаторов является максимально возможное увеличение реальной аудитории за счет той части потенциальной аудитории, которая в силу различных причин не вступает в контакт с данным каналом. Функционирование конкретных каналов массовой коммуникации характеризуется определенной ценностной ориентацией деятельности коммуникаторов. Эта ориентация относительно политических, моральных, этических, эстетических и иных — в конечном счете идеологических — ценностей, хорошо понимаемая аудиторией, вызывает четкую группировку потенциальной аудитории и служит фактором увеличения или уменьшении численности реальной аудитории. Постоянство получения информации от определенного канала выступает в качестве самостоятельного фактора влияния массовых информацнонных процессов на личность, поскольку сообщение, получаемое от «своего», привычного канала, оказывается более значимым и важным, чем сообщение, воспринятое от канала, который не рассматривается «своим», привычным или заслуживающим доверия.

Эти моменты особенно четко проявляются в практике пропаганды, которая является важнейшей функциональной формой массовой коммуникации. В процессе пропагандистского воздействия происходят последовательные динамические изменения в сознании аудитории, которые, накапливаясь количественно, приводят к новому качеству — к иному по сравнению с прежним отношению к фактам действительности, к иному мнению по социально значимым вопросам, к иным действиям и даже поведению в целом.

Возможным такое воздействие становится при наличии в передаваемых сообщениях информации двух видов: основной информации, содержащей ценностные значения, в первую очередь и дополнительной информации, задача которой состоит в том, чтобы привести восприятие человека в состояние, благоприятное для принятия основной информации. Заключая в себе элементы новизны, ясности, контрастности, конкретности, занимательности, или, наоборот, однообразия, сухости, серости, невыразительности, фальши, дополнительная информация возбуждает впсихике людей соответствующие — положительные или отрицательные — эмоции, что в значительной степени предопределяет ход и исход психической переработки основной информации.

Исследовать массовые информационные процессы социально психологически — значит понять, какие именно образования в сознании людей подвергаются изменениям в результате восприятия и дальнейшей психической переработки информации, как эти изменения влияют на состояние сознания людей, на их поведение. Социалъно-психологическое исследование этого процесса в конечном итоге должно дать ответ на вопрос о том, как, каким образом, с помощью каких психических механизмов под влиянием внешних факторов вообще и коммуникационных факторов в частности изменяется «мое отношение к моей среде», т. е. то, что, составляет сознание человека, его личную сущность.

Социально-психологическое рассмотрение вопроса о том, как повысить эффективность массовой коммуникации, неизбежно приводит к выводу о необходимости выявления социально-психологических особенностей объекта воздействия, а также конкретных способов осуществления этого воздействия.

Коммуникативное воздействие, как правило, вынуждено преодолевать известную инертность, а то и определенное внутреннее сопротивление аудитории. В ходе массовых информационных процессов преодолеваются препятствия (или барьеры) нескольких родов: физические — в виде пространства и времени, социальные — определяемые статусом и ролями индивидов, составляющих аудитории, гносеологические — возникающие из-за отсутствия или недостатка опыта и знаний или же из-за неразвитости абстрактного мышления, идеологические — проявляющиеся как результат усвоения мировоззрения или стереотипов, противоречащих идеологическим основам осуществляемого воздействия, и, наконец, психологические — в виде уже имеющихся в сознании аудитории социальных установок, сформированных мнений, привычек, предрассудков, пассивности внимания и т. д. Совокупность этих факторов определяет «высоту» барьеров, стоящих между источником и получателем информации '.

Характерной чертой массовой коммуникации нашего времени является убеждающая коммуникация.

Существуют два основных способа убеждения: прямой и косвенный. Прямой способ состоит в предоставлении системы аргументов, косвенный -использует косвенные факторы, намеки, и склоняет к одобрению без раздумывания

 

 

Прямой

Аудитория Процесс Сила убеждения
Склонная к анализу, мотивированная Приложены усилия (обдумывание) Длительное согласие
Незаинтересованная аудитория Объяснения на «пальцах», обещания и т. д. Кратковременная симпатия  
Аудитория Процесс Сила убеждения  
           

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.