Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение наказания несовершеннолетним




Уголовная ответственность несовершеннолетних основывается на об­щих принципах уголовного законодательства — законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма (ст. 3-7 УК). Однако эти принципы применительно к несовершеннолетним имеют специфику, которая определяется тем, что наказание в отношении несо­вершеннолетних в особой степени должно быть подчинено цели исправ­ления виновных и предупреждения совершения новых преступлений.

Назначая наказание несовершеннолетнему, суд должен учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего, а также влияние на не­го старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 89 УК). Указанные обстоятельства принимаются во внимание при индивидуализации уголовной ответст­венности и наказания. Прав1ртьно квалифицировав преступление, что является важнейшей предпосылкой индивидуализации ответственности, необходимо решить, какую форму реагирования следует избрать в ка­честве правового последствия этого преступления: 1) уголовную от­ветственность, определив при этом вид и размер наказания либо при­нудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые судом взамен наказания (ст. 92 УК), или 2) освобождение от уголовной от-


Глава XXIII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

ветственности с назначением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК).

Индивидуализируя наказание несовершеннолетним, суды должны отдавать предпочтение наказаниям, не связанным с лишением свобо­ды. К несовершеннолетним имеет преимущественное отношение по­ложение ч. 1 ст. 60 УК о том, что «более строгий вид наказания из чис­ла предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить до­стижение целей наказания».

Между тем все еще имеются случаи назначения несоразмерно стро­гих мер наказания, прежде всего в виде лишения свободы.

Так, суд за участие в угоне автомашины без цели хищения осудил к 3 годам лишения свободы несовершеннолетнего П., который учился в школе, пре­ступление совершил впервые, по месту учебы характеризуется положитель­но, проживал вместе с родителями.

Как указано в ст. 60 УК, суд, назначая наказание, учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность виновно­го, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Характер общественной опасности пре­ступления зависит в первую очередь от объекта преступления, характера последствий, формы вины, а также других обстоятельств. Однако при совершении преступления несовершеннолетним следует выяснить, на­сколько подросток осознавал ценность объекта. Несовершеннолетние не всегда могут полно и правильно осознавать многообразные и слож­ные стороны и элементы общественных отношений, охраняемых за­коном; нередко, по их представлению, они посягают на менее ценный объект в сравнении с его действительной значимостью.

Касаясь различных форм вины, следует иметь в виду, что даже в умышленных преступлениях умысел может быть различным по сте­пени осознания виновным своих действий, степени предвидения пос­ледствий, времени возникновения умысла (прямой и косвенный, зара­нее обдуманный и внезапно возникший и т.д.).

В преступлениях, совершенных подростками, в большинстве слу­чаев умысел беднее по содержанию, чем у взрослых. Еще сложнее дать оценку субъективной стороны неосторожного преступления, совершен­ного подростком. Так, при совершении преступления по легкомыслию несовершеннолетнему бывает затруднительно предвидеть абстрактную возможность наступления общественно опасных последствий, а если он ее и предвидит, то нередко, преувеличивая свои возможности, самона-


Раздел шестой. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

деянно рассчитывает на то, что ему удастся предотвратить наступление этих последствий, однако расчет оказывается несостоятельным. Анало­гично и в преступлениях, совершенных подростками по небрежности, слабо бывает выражен субъективный критерий, т.е. способность под­ростка по своим индивидуальным качествам (незавершенность интел­лектуального развития, особенности психики, недостаточность жизнен­ного опыта, незаконченность образования и т.д.) предвидеть наступле­ние общественно опасного последствия.

При определении характера и степени общественной опасности пре­ступления, совершенного подростком, большое значение имеют мотив и цель преступления. При назначении наказания несовершеннолет­ним следует иметь в виду, что нередко даже по преступлениям, обяза­тельным признаком которых являются низменные побуждения, доми­нирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения под­час мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочета­нии с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, жела­нием заполнить свободное время. Хулиганские действия и изнасилова­ния часто связаны со стремлением не отстать от товарищей, выглядеть взрослым, смелым, самостоятельным и т.д.

Если совершению преступления несовершеннолетним предшест­вовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновному. Кроме того, судам следует учитывать, что согласно п. «е» ч. 1 ст. 61 УК к обстоятельствам, смягчающим наказание, относится совершение преступления в резуль­тате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего, в связи с чем при выяснении факта вовлечения его в совершение преступления взрослыми следует решать вопрос о характере примененного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения. По данным криминоло­гических исследований, более трети преступлений (около 38%) подрост­ки совершают под непосредственным влиянием взрослых1.

Значительно понизить степень общественной опасности совершен­ного подростком преступления может второстепенная роль виновно­го в преступлении.

Велико значение личностных данных в индивидуализации ответст­венности и наказания несовершеннолетнего. Основными элементами,

См.: Меркушов Л.Е. О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступле­ниях несовершеннолетних // ВВС РФ. 2000. № 6. С. 21.


Глава XXIII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение; психические осо­бенности; потребности и интересы, отношение к нормам права и мора­ли, отношение к родителям, к учебе или к своим обязанностям по ра­боте, связь с антиобщественными элементами, и пр.

Указание на необходимость учета личности виновного, предусмо­тренную общими началами назначения наказания, применительно к подросткам конкретизируется тем, что несовершеннолетие явля­ется обстоятельством, смягчающим наказание (п. «б» ч. 1 ст. 61 УК). Юридическая природа несовершеннолетия в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, заключается как в том, что подросток неред­ко не представляет себе ни общественной значимости своих действий и их возможных результатов, ни тех последствий, которые могут насту­пить лично для него вследствие совершения преступления, так и в том, что в силу возрастных особенностей, с одной стороны, несовершенно­летние более чувствительны в сравнении со взрослыми к связанным с наказанием лишениям, ограничениям, а с другой стороны, подрост­ки значительно легче поддаются исправительному воздействию, и по­тому применять к ним суровые меры наказания в большинстве случа­ев нецелесообразно.

При уголовно-правовой оценке преступления несовершеннолет­него каждое смягчающее обстоятельство уменьшает наказание винов­ного больше, а каждое отягчающее обстоятельство повышает наказа­ние меньше, чем это имеет место при аналогичных условиях по делам взрослых. Объясняется это тем, что в каждом деле подростка любое из смягчающих обстоятельств — это уже совокупность минимум двух смяг­чающих факторов, где второй — несовершеннолетие1.

По преступлениям, совершаемым подростками, чаще других встре­чаются такие смягчающие наказание обстоятельства, как чистосердеч­ное раскаяние и активное способствование раскрытию преступления, совершение преступления вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств; совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зави­симости. Последнее бывает, когда подростка вовлекают в преступную деятельность родители либо лица, их заменяющие, или непосредствен­ные руководители по работе, например бригадиры. Как и в отноше­нии взрослых, суд вправе признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе (ст. 61 УК РФ). В приговорах по делам несовер­шеннолетних нередко делаются ссылки на такие смягчающие обстоя-

См.: Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968. С. 42.


Раздел шестой. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

тельства, как наличие взрослых подстрекателей, совершение преступ­ления под влиянием других лиц, второстепенная роль в совершенном преступлении и т.п.

При индивидуализации наказания несовершеннолетних следует очень осторожно подходить к оценке отягчающих наказание обстоя­тельств. Очевидно, участие несовершеннолетнего в преступлении, совершенном группой лиц по предварительному сговору либо орга­низованной группой, не следует, как правило, рассматривать в каче­стве отягчающего наказание обстоятельства в случае, когда подро­сток вовлечен в преступление взрослыми и принял в нем незначи­тельное участие1.

Как уже отмечалось, при назначении наказания несовершеннолет­нему необходимо учитывать не только указанные в ст. 61 УК смягчаю­щие наказание обстоятельства, но и условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 89 УК). Уголовно-процессуальное законодательство (ч. 1 ст. 421 УПК) также предписы­вает при производстве предварительного следствия и судебного раз­бирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц, год рождения;

2) условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Возраст 14—17 лет — достаточно длительный период; 14-летний под­росток по своему развитию существенно отличается от 17-летнего. В хо­де предварительного расследования и в суде должны быть приняты меры для установления точного возраста несовершеннолетнего. Это необхо­димо как для того, чтобы решить вопрос, отвечает ли несовершенно­летний требованиям субъекта преступления, так и для того, чтобы при индивидуализации ответственности и наказания был учтен не только сам факт несовершеннолетия виновного, но и то, в каком именно воз­расте им совершено преступление.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 фев­раля 2011 г., вопрос о том, подлежит ли уголовной ответственности ли­цо, достигшее возраста, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 20 УК, но имею­щее не связанное с психическим расстройством отставание в психи­ческом развитии, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих

Статьей 150 УК предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолет­него в совершение преступления, а ст. 151 - за вовлечение несовершеннолетнего в со­вершение антиобщественных действий.


Глава XXIII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

действий (бездействия) либо руководить ими, решается судом исхо­дя из положений ч. 3 ст. 20 УК. При этом, как и при решении вопроса о вменяемости лица, необходимо проведение комплексной психоло­го-психиатрической экспертизы. При наличии оснований, предусмо­тренных ч. 3 ст. 20 УК, лицо не подлежит уголовной ответственности.

Устанавливая условия жизни и воспитания, следует выяснить обстоя­тельства, связанные с наличием у подростка родителей, с выполнени­ем родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспи­танию подростка, его бытовое окружение и пр. Судебная практика по­казывает, что одним из криминогенных факторов является проживание подростков в неполных семьях. По данным МВД России, 760 тыс. несо­вершеннолетних живут в социально опасных условиях, 12,5 тыс. детей чис­лятся в розыске1. Наиболее трагично положение беспризорных детей, которых в России насчитывается 2 млн. Такое же их количество было в 1918 г. Но если тогда это было осознано как особо важная проблема для молодого государства, то сейчас данный аспект детской темы ос­тается в стороне.

Плохие условия жизни и воспитания подростка, беспризорность, так же как и влияние взрослых, вовлекших подростка в совершение пре­ступления, могут только смягчить его ответственность.

Иначе суд решил по делу К., признанного виновным в совершении в 2001 г. кражи в составе группы лиц по предварительному сговору. Суд в об­основание наказания в виде лишения свободы указал в приговоре, что в се­мье нет условий для воспитания К.: мать больна, инвалид II группы, имеет кроме К. еще двоих малолетних детей, воспитанию К. внимания не уделя­ет, отец отбывает наказание в виде лишения свободы. К. попал под влия­ние взрослых, ранее отбывавших наказание, с которыми совершил преступ­ление, и, оставаясь на свободе, может опять оказаться в том же окружении и совершить новое преступление. Кассационная инстанция, указав в част­ном определении на неправильную оценку судом смягчающего наказание обстоятельства, изменила приговор и поместила К. в воспитательное учре­ждение для несовершеннолетних.

Наряду с назначением необоснованно суровых мер наказания не­совершеннолетним суды допускают назначение и неоправданно мяг­ких мер наказания, не соответствующих тяжести совершенных пре­ступлений и личности виновных, вследствие чего у некоторых несо­вершеннолетних возникает чувство безнаказанности за совершенное преступление.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».


Раздел шестой. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.