Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания




УК предусматривает освобождение несовершеннолетних как от уго­ловной ответственности, так и от наказания, с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия (в дальнейшем — воспита­тельных мер). Согласно ст. 90 УК предпосылками освобождения от уго­ловной ответственности являются:

1) недостижение лицом 18-летнего возраста;

2) совершение преступления небольшой или средней тяжести;

3) возможность исправления лица путем применения принудитель­ных мер воспитательного воздействия.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением воспитательных мер возможно как в ходе предваритель­ного расследования, так и в результате судебного рассмотрения дела. В отличие от мер наказания воспитательные меры не влекут за собой судимости. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. предоставил ор­ганам предварительного расследования и суду более широкие права, чем были ранее. Так, несовершеннолетний в соответствии с этим За­коном может быть освобожден за преступление не только небольшой, но и средней тяжести; исключен такой признак, как совершение пре­ступления впервые.

Принудительные меры воспитательного воздействия. По своему со­держанию эти меры являются воспитательными. Преследуя цель ис­правления несовершеннолетнего, суд при применении воспитательных мер воздействует на подростка прежде всего путем убеждения, доведе­ния до его сознания понимания недопустимости совершения преступ­лений. Вместе с тем применяемые судом меры носят принудительный характер. Это выражается в том, что воспитательные меры назначают­ся независимо от желания или согласия несовершеннолетнего либо его законного представителя. Исполнение этих мер обеспечивается силой государственной власти. Таким образом, рассматриваемые меры яв­ляются воспитательными по своему содержанию и принудительными по характеру исполнения.

Воспитательные меры разнообразны по своему содержанию. Каж­дая мера обладает спецификой» воспитательного воздействия на несо­вершеннолетнего правонарушителя. Статья 90 УК предусматривает сле­дующие воспитательные меры:

1. Предупреждение (ч. 1 ст. 91 УК) — заключается в разъяснении не­совершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение рассчитано на разовое действие и имеет целью помочь несовершеннолетнему право-


Глава XXIII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

нарушителю осознать неправильность своего поведения и необходи­мость в дальнейшем добровольно, сознательно соблюдать установлен­ный порядок и правила общежития.

2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо спе­циализированного государственного органа (ч. 2 ст. 91 УК) — состоит в воз­ложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специали­зированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Передача под надзор предполагает указание органа, применившего дан­ную меру, лицам или соответствующему государственному органу на не­обходимость тщательного и систематического контроля за поведением подростка, устранения условий, способствующих антиобщественному поведению, и т.д. Эта мера целесообразна, если родители или лица, их заменяющие, способны оказать на несовершеннолетнего положитель­ное воздействие. Несмотря на то что закон не требует согласия родите­лей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом все же должно быть получено1.

3. Возложение обязанности загладить причиненный вред (ч. 3 ст. 91 УК) — понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного вре­да и заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности компенсации причиненного вреда (денежная компенсация, передача предмета, аналогичного утраченному, устранение вреда своим трудом). В случае избрания принудительной меры, заключающейся в заглажи­вании причиненного вреда своим трудом, необходимо наличие у под­ростка соответствующих трудовых навыков. При назначении в качестве воспитательной меры обязанности возместить причиненный ущерб не­совершеннолетний должен иметь самостоятельный заработок либо по­лучать стипендию.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 91 УК) — могут предусматривать запрет по­сещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным сред­ством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. На несовершеннолетнего может быть также воз­ложена обязанность возвратиться в образовательное учреждение либо тру­доустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, и орган, при­менивший воспитательную меру, может возложить на несовершенно­летнего иные обязанности.

См.: Меркушов А.Е. Указ. соч. С. 22—23.


Раздел шестой. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

В некоторых случаях целесообразно назначение несовершеннолет­нему не одной, а нескольких различных по содержанию воспитатель­ных мер (ч. 3 ст. 90 УК). Например, допустимо одновременное назначе­ние таких мер, как предупреждение, возложение обязанности загладить причиненный вред и запрет посещения определенных мест.

Воспитательные меры, указанные выше в п. 2 и 4, назначаются на сроки: при совершении преступления небольшой тяжести — от 1 месяца до 2 лет, при совершении преступления средней тяжести — от 6 месяцев до 3 лет.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним при­нудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представ­лению специализированного государственного органа может быть от­менена и материалы направлены для привлечения несовершеннолетне­го к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК). Под систематическим неисполнением понимается неисполнение несовершеннолетним вос­питательных мер более 2 раз.

Наряду с освобождением несовершеннолетних от уголовной ответст­венности УК предусматривает возможность освобождения несовершенно­летних от наказания. Такое право при совершении подростком преступ­ления небольшой или средней тяжести предоставлено суду. При этом суд применяет к несовершеннолетнему те же воспитательные меры, что и при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответст­венности (ч. 1 ст. 92 УК). При осуждении за преступление средней тя­жести или тяжкое суду предоставлено право освободить несовершен­нолетнего от наказания и поместить в специальное учебно-воспита­тельное учреждение закрытого типа органа управления образования. Помещение в такое учреждение применяется как принудительная ме­ра воспитательного воздействия в целях исправления несовершенно­летнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и тре­бующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им воз­раста 18 лет, но не более чем на 3 года (ч. 2 ст. 92 УК).

Согласно ч. 1 ст. 430 УПК при постановлении приговора в отноше­нии несовершеннолетнего подсудимого суд обязан решить вопрос о воз­можности его освобождения от наказания в случаях, предусмотренных ст. 92 УК, либо о возможности предоставления условного осуждения или назначения наказания, ^е связанного с лишением свободы.

Если по заключению специализированного государственного орга­на, обеспечивающего исправление, будет признано, что несовершен­нолетний для своего исправления не нуждается в дальнейшем пребыва­нии в специальном учреждении, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учрежде­нии (ч. 3 ст. 92 УК), применение данной меры может быть прекращено.


Глава XXIII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Согласно ч. 4 ст. 92 УК суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учрежде­нии закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пре­бывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания не­совершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовер­шеннолетнего в указанном учреждении не может превышать 3 лет. В слу­чае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соот­ветствующих образовательных программ или завершения профессио­нальной подготовки продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается толь­ко по ходатайству несовершеннолетнего.

Помещение подростка в специальное учебно-воспитательное учрежде­ние закрытого типа, связанное с изъятием несовершеннолетнего из семьи и помещением в условия специального режима, является наиболее стро­гой мерой при освобождении несовершеннолетнего от наказания. Вме­сте с тем помещение в эти учреждения не является наказанием, так как:

1) применяется в порядке замены наказания;

2) не содержится в системе видов наказания;

3) не влечет судимости.

В специальное учебно-воспитательное учреждение помещаются не­совершеннолетние правонарушители, нуждающиеся в особых услови­ях воспитания и строгом педагогическом режиме. Образовательная, воспитательная и хозяйственно-экономическая деятельность такого учреждения регулируется Типовым положением о специальном учеб­но-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением1. Воспитательная работа в специальном учебно-воспита­тельном учреждении сочетает общее политехническое обучение с про­изводительным трудом. Несовершеннолетние правонарушители в этих воспитательных учреждениях должны не только повышать свой обще­образовательный и культурный уровень по программе обычных школ, но и приобретать или повышать свою профессиональную квалифика­цию в объеме училищ системы профессионально-технического обуче­ния. Проведение воспитательной работы в этих училищах предполагает

1 См.: Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено Постановлением Прави­тельства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420, с изменениями и дополнениями, внесенны­ми постановлениями Правительства РФ от 8 января 1997 г. № 19, от 23 декабря 2002 г. № 919, от 1 февраля 2005 г. № 49, от 18 августа 2008 г. № 617, от 10 марта 2009 г. № 216 // СПС «КонсультантПлюс».


Раздел шестой. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

также осуществление целого комплекса трудового, нравственного, эс­тетического и физического воспитания несовершеннолетних с учетом специфических особенностей отдельных категорий правонарушителей.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовно­го наказания» суд при освобождении несовершеннолетнего от наказания в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 92 УК, и направле­нии в специальное учебно-воспитательное учреждение может дать это­му учреждению указание о необходимости учесть определенные особен­ности личности несовершеннолетнего при обращении с ним (п. 24)1.

Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применени­ем воспитательных мер должно осуществляться таким образом, что­бы у подростка не возникло чувство безнаказанности за совершенное преступление.

Органы правосудия в обоснование решения о применении указан­ных институтов ссылаются на такие обстоятельства, как совершение подростком преступления впервые, признание себя виновным и чи­стосердечное раскаяние, положительная характеристика, ненормаль­ные условия в семье, неблагоприятное окружение, второстепенная роль подростка в преступлении и др.

В ч. 5 ст. 92 УК содержится перечень преступлений, при соверше­нии которых несовершеннолетние не могут освобождаться от наказа­ния в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.