Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждена или передана другому лицу




Административно-правовой статус граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Основными субъектами, реализующими данные нормы, являются органы исполнительной власти.

Указанные органы в пределах своей компетенции:

• издают нормативные правовые акты, которые конкретизируют конституционные права и обязанности граждан (например, Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 5871;

• издают нормативные правовые акты, которые конкретизируют права и обязанности граждан, установленные законодательством Российской Федерации (например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ ≪Об оружии≫2 детализируется Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 8143;

• издают нормативные правовые акты, в которых первично предоставляют определенные права, например право на управление транспортным средством (Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 10904);

• издают нормативные правовые акты, определяющие способы приобретения ими этих прав и обязанностей (например, Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 6055);

• содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав;

• осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются такие права и свободы, как право на обращение в связи с нарушением их прав, право на свободу передвижения и местожительства, право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и др.

Одной из важнейших обязанностей граждан является соблюдение ими административно-правовых норм и требований органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Вопрос№11 Административная правоспособность и административная дееспособность

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним возможность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера. Многие права гражданина, имеющие административно-правовой характер, возникают с момента его рождения, затем в течение жизни приобретаются им и прекращаются с его смертью. Например, активное избирательное право наступает по достижении лицом 18 лет, право быть избранным депутатом Государственной Думы — с 21 года, а Президентом РФ — с 35 лет.

Однако гражданин может быть в этом временно или частично ограничен в случаях, предусмотренных исключительно федеральным законом, о чем четко прописано в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В соответствии с указанной статьей права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В связи с этим любое ограничение прав граждан будет считаться незаконным, если оно не основано на нормах федерального закона, а виновные в этом должностные лица, несомненно, должны нести ответственность в соответствии с законом.

Следует иметь в виду, что Конституцией РФ закреплены права, которые вообще не могут быть отчуждены или ограничены каким-либо образом. Это, например, право на жизнь, право на достоинство, на свободу мысли, на благоприятную окружающую среду.

Административная дееспособность — это способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами права.

В соответствии с Конституцией РФ полная дееспособность граждан РФ возникает с 18 лет (ст. 60). Однако административная дееспособность, о чем уже говорилось, может возникнуть и раньше, например с 16 лет в связи с совершением административного правонарушения или по другим основаниям.

На основе административной правоспособности граждане могут вступать в различные административно-правовые отношения, реализуя свои права и выполняя обязанности. Такие правоотношения могутвозникать по собственной инициативе граждан (например, всвязи с их правом на получение социальных льгот или правом напоступление в высшее учебное заведение); либо в связи с выполнениемвозложенных на них обязанностей (обязанностью платитьналоги); либо в связи с совершением исполнительными органами иих должностными лицами действий, нарушающих права и законныеинтересы граждан (отказ без достаточных оснований в выдаченеобходимой гражданину справки, документа); либо по инициативеисполнительных органов в случае совершения гражданином административногоправоотношения, влекущего административнуюответственность. Однако чаще всего в осуществлении субъективныхправ инициатива принадлежит гражданам. В некоторых предусмотренныхзаконом случаях лицо может реализовывать свои праваи обязанности через третьих лиц (своих представителей).

Следует также иметь в виду, что административно-правовой статус многих категорий людей, проживающих на территории РоссийскойФедерации, имеет определенные различия, например статусжителей территорий с особым административно-правовым режимом,инвалидов, ветеранов, переселенцев, беженцев и др.

Правовой статус указанных лиц регулируется целым рядом законодательныхактов, например, законами РФ: от 1 апреля 1993 г.№ 4730-1 ≪О Государственной границе Российской Федерации≫1;от 14 июля 1992 г. № 3297-1 ≪О закрытом административно-территориальномобразовании≫2; от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 ≪О беженцах ≫3; от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 ≪О вынужденных переселенцах≫4; федеральными законами: от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ≪О социальной защите инвалидов в Российской Федерации≫5; от 2августа 1995 г. № 122-ФЗ ≪О социальном обслуживании гражданпожилого возраста и инвалидов≫1; от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ≪О ветеранах≫2 и др.

 

Вопрос№12 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации и международными договорами

Российской Федерации.

Основными актами в рассматриваемой сфере являются: Конституция РФ (ст. 27, 62 и 63); федеральные законы: от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ≪О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации≫3 й от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ ≪О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию≫.

Иностранным гражданином в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № И 5-ФЗ ≪О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации≫ является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства, согласно названному Закону, является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.