Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вынужденный переселенец наделяется некоторыми правами и обязанностями




Так, он вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, каковым может быть один из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы, или место жительства у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание. При отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации он может получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Временный переселенец вправе также получить содействие в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров или инвалидов, одинокий родитель с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет и т. д.) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

В то же время вынужденный переселенец обязан соблюдать Конституцию РФ и законы, соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного их поселения.

Кроме того, при перемене места жительства перед выездом он должен сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы, проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

 

Вопрос №15 Паспортная система в Российской Федерации

Под паспортной системой следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов и правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства. Паспортную систему можно рассматривать и как совокупность общественных отношений, возникающих между различными государственными органами (органами внутренних дел, военкоматами, органами загса, медицинскими учреждениями, жилищно-коммунальными и иными организациями, занимающимися регистрационным учетом граждан) и гражданами в связи с выдачей им паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом по месту жительства и месту пребывания.

Указанные вопросы регулируются: Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 ≪О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации≫1; федеральными законами от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ ≪О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию≫2; от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ ≪О гражданстве Российской Федерации≫3; Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 ≪Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации≫4; Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 8285; Положением о паспорте моряка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. № 15086; Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ, от 17 июля 1995 г. № 7137, а также рядом приказов и инструкций МВД России и др. актами.

Паспортный режим — совокупность правил паспортизации и регистрации граждан. Он является частью общего административного режима страны. Эти правила распространяются на всех граждан и не связаны с какими-то особыми обстоятельствами.

В соответствии с вышеуказанным Положением о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В нем производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета (органами регистрационного учета), об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста (военными комиссариатами и органами внутренних дел). Кроме того, в паспорте делаются также отметки о регистрации и расторжении брака (органами загса и органами внутренних дел), о детях, не достигших 14-летнего возраста (теми же органами), о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на ее территории (органами внутренних дел). За пределами Российской Федерации отметки о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, делаются органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.

По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте могут производиться отметки о его группе крови и резус-факторе, соответствующими налоговыми органами — об идентификационном номере налогоплательщика. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные вышеупомянутым Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. В случае внесения в паспорт подобных сведений, отметок и записей паспорт будет являться недействительным.

Выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту их пребывания. Общим основанием для замены паспорта является достижение гражданином сначала 20-летнего, а затем 45-летнего возраста. Помимо этого паспорт подлежит замене в случае изменения гражданином фамилии, имени, отчества, изменения сведений о дате (число, месяц, год) или места рождения, пола, непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, обнаружения неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей и др.

 

Вопрос №16 Правила регистрационного учета граждан

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 27) каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила осуществления регистрационного учета устанавливаются Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 ≪О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации≫.

В соответствии с этим Законом граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могутслужить основанием ограничения или условием реализации прав исвобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законамиРоссийской Федерации, конституциями и законами республик всоставе Российской Федерации.

В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — местная администрация.

Под местом пребывания понимаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха и других подобных местах производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о регистрации по месту пребывания. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется гражданами на срок до 6 месяцев. Регистрация граждан по месту пребывания в указанных местах осуществляется на основании документов, удостоверяющих их личность.

Гражданин, изменивший место пребывания, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить документ, удостоверяющий личность, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенную копию).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживани принадлежащие им на праве собственности жилые помещения,

трехдневный срок со дня обращения граждан передают соответствующие документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационного статистического учета в 3-дневный срок дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства, призыва на военную службу, осуждения к лишению свободы, признания безвестно отсутствующим, смерти или объявления решением суда умершим, выселения из занимаемого жилого помещения и др. основаниям.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, и на других территориях. Такие ограничения вводятся в целях обеспечения безопасности граждан, предотвращения угрозы их жизни и здоровью, обеспечения режима Государственной границы РФ, охраны государственной тайны и в иных целях.

 

Вопрос № 17 Административно-правовые гарантии прав граждан

Под гарантиями административно-правового статуса граждан принято понимать комплекс экономических, политических, идеологических,организационных и юридических мер, обеспечивающихреализацию прав, обязанностей и ответственности гражданинав сфере государственного управления.

Экономические гарантии обусловлены состоянием и развитием промышленности, сельского хозяйства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным

образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг, уровнем благосостояния населения и др.

Политические гарантии проявляются в политической стабильности в обществе, в эффективной деятельности органов государственной власти, в создании условий для реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также наличии многопартийности, наличии общественных объединений и др.

Идеологические гарантии определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного порядка и т. д.

Организационные гарантии включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида. К ним относятся судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контролирующие, надзирающие и инспектирующие органы, например Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата, образуемая парламентом РФ, органы исполнительной власти и др. Все эти органы на основе и во исполнение законов и в силу возложенных на них полномочий осуществляют практическую реализацию прав и интересов граждан в различных областях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

Юридические (правовые) гарантии включают в себя правовые нормы об охране прав и интересов граждан и делятся на два вида: судебные и внесудебные.

В Конституции РФ, законах и иных нормативных правовых актах предусмотрен целый ряд гарантий прав граждан.

Так, ст. 45 Конституции РФ устанавливает: ≪Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом≫.

Одним из основных гарантов прав и интересов граждан является закон, который может выполнять такую роль, если он в полной мересоответствует экономическому и политическому развитию общества,не ущемляет и не ограничивает права граждан кроме как вцелях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 КонституцииРФ). При этом следует иметь в виду, что Конституцией РФ закрепленытакие принадлежащие гражданам права, которые вообщене могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Имиявляются: право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности(ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), свободуслова и мысли (ст. 29). Кроме того, необходимо помнить, чтозаконы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека игражданина, не могут применяться, если они не опубликованыофициально для всеобщего сведения.

Судебные гарантии считаются более предпочтительными по следующим основаниям. Во-первых, их приоритет в этой области определен Конституцией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Во-вторых, суды, рассматривая дела по различным видам правонарушений, осуществляют одновременно и контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий для выполнения ими своих обязанностей.

В настоящее время законодательством Российской Федерации значительно расширена юрисдикция судов (судей) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, их пересмотру и обжалованию. Об этом свидетельствуют нормы, установленные КоАП РФ. Во-первых, в отличие от КоАП РСФСР, в новом КоАП РФ увеличился перечень дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых является прерогативой судьи (ч. 1 ст. 23.1). К их исключительной компетенции относится более 170 составов административных правонарушений. Кроме того, в соответствии с КоАП РФ им могут быть переданы дела, которые находились на рассмотрении других органов (ч. 2 ст. 23.1) или органов, которые упразднены (ч. 1 ст. 22.3).

Во-вторых, на основании КоАП РФ только судьи могут назначать все виды административных наказаний. Никакие другие органы, кроме судьи, не могут рассматривать дела об административных правонарушениях, если за их совершение следует административное наказание в виде административного ареста, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения и дисквалификации.Необходимо отметить, что в КоАП РФ содержится довольно много составов правонарушений, которые влекут перечисленные меры административного наказания.

В-третьих, согласно КоАП РФ дела об административных правонарушениях, помимо судей районных судов, мировых судей, гарнизонных военных судов, рассматривают также и судьи арбитражных судов (дела об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности).

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан занимает деятельность Конституционного Суда РФ. Он разрешает дела по жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти, законодательных органов о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Процесс расширения сферы деятельности судебных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях и их обжаловании вполне закономерен и обоснован, поскольку судьи являются наиболее подготовленными и компетентными в профессиональном отношении специалистами, способными объективно и по существу решать правовые вопросы.

Внесудебные (административные) гарантии фактически призваны осуществлять все органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица. Все они, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и образованы, чтобы обеспечивать реализацию прав и интересов граждан и создавать все условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные права и применять к нарушителям соответствующие меры административного воздействия.

Кроме того, органы исполнительной власти осуществляют также контрольные функции в отношении органов и должностных лиц, уполномоченных применять меры административного наказания, заслушивают их отчеты о работе в сфере защиты и охраны прав и свобод граждан, проводят проверки по выступлениям печати, в которых указывается на случаи нарушения и ущемления прав и интересов граждан, рассматривают представления прокуроров о причинах таких нарушений и т. д.

 

 

Вопрос№ 18 Обращения граждан

Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

Исходя из смысла этой статьи, граждане Российской Федерации вправе обращаться к Президенту РФ, в любые органы законодательной, исполнительной, судебной власти, в органы прокуратуры и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.