Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовые отношения




Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовых отношениях стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовыми нормами.

Наряду с общими признаками, характерными для всех видов правоотношений, административные правоотношения имеют и свои особенности:

во-первых, в отличие от иных отношений, в частности гражданско-правовых, административно-правовые отношения - это отношения власти и подчинения. То есть такие отношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон;

во-вторых, административно-правовые отношения по своей сути являются организационными и возникают по инициативе любой из сторон, однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Такие отношения могут возникать и вопреки желанию или согласию второй стороны. Наиболее показательны в этом смысле такие правоотношения, в рамках которых полномочный исполнительный орган применяет предусмотренные административно-правовой нормой меры дисциплинарной или административной ответственности за совершение соответствующих правонарушений;

в-третьих, административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с предписаниями данной нормы между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения.

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру), элементами которого являются субъекты, объекты и нормативное содержание.

Субъектами административного правоотношения являются его участники, среди которых можно выделить тех, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица) и тех, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, негосударственные организации, военнослужащие). Традиционно субъектов административного права классифицируют на индивидуальных и коллективных.

Объектом административно-правового отношения являются действия или решения субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления или в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты.

Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с предписаниями данной нормы между субъектами управленческой деятельности должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события. Действия по их характеру можно условно разделить на две группы: правомерные и неправомерные.

Субъекты административного права и содержание административно-правового статуса.

Субъект административного права - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной нормой.

Административно-правовой статус - это правовое положение субъекта административного права в административно-правовых отношениях, урегулированное нормами государственного и административного права.

Административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями и объемом ответственности субъектов.

Главными составными частями административно-правового статуса субъектов административного права являются административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность - это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия.

Правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей.

Административная дееспособность - это способность физического или юридического лица своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

 

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов.

Административное законодательство закрепляет сам факт и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

1) от возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

2) от должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

3) от правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

4) от результатов проведения соответствующих административных процедур (некоторые организации приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии на осуществление определенного вида деятельности);

5) административная дееспособность зависит также от пола, образования, состояния здоровья, гражданства (например, воинская обязанность, наступающая в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства).

Таким образом, административная дееспособность неодинакова по объёму у разных субъектов и зависит от различных факторов.

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в конкретных нормативных правовых актах.

 

 

Административно-правовой статус государственных органов исполнительной власти.

Законом не закреплено понятия органа исполнительной власти, законодатель ограничился лишь указанием на существование единой системы государственных органов исполнительной власти и определением их полномочий. В российском законодательстве встречаются несколько терминов, обозначающих, по сути, органы исполнительной власти: «государственные органы управления», «исполнительные органы», «исполнительные органы государственной власти». Большинство ученых отмечают, что органы государственного управления тождественны органам исполнительной власти. То, что Конституция РФ не закрепила понятия «государственное управление» или «органы государственного управления», не означает, что практическое государственное управление перестало непрерывно осуществляться посредством образования и наделения соответствующей компетенцией специальных исполнительных органов государственной власти.

Государственный орган исполнительной власти - это государственная организация, являющаяся частью системы органов государственной власти в РФ и учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативно-правовых актов, осуществления функций государственного управления во всех сферах государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

 

Конституция РФ устанавливает систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. Система органов исполнительной власти РФ строится на основе конституционного принципа распределения полномочий между РФ и ее субъектами. К ведению РФ относится установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их образования, организации и деятельности. Конституционные положения определяют также предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, в том числе установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти. Конституции и уставы субъектов РФ устанавливают предметы ведения, относящиеся к их собственной компетенции; при этом, субъекты имеют право определять систему органов исполнительной власти в субъекте РФ, порядок их образования, организации и функционирования.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными конституционными, федеральными и иными законами, положениями об органах. Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Органы исполнительной власти действуют в соответствии со следующими принципами:

1) государственная и территориальная целостность РФ;

2) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

3) верховенство конституции РФ и федеральных законов;

4) единство системы государственной власти;

5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную;

6) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Деятельность органов исполнительной власти имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер. Орган исполнительной власти действует на основе профессионализма и принципов государственной службы.

Понятие и система государственной службы РФ.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003г. государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства в целом. Государственная служба призвана обеспечить практическое осуществление задач и функций государства, поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

В соответствии со ст. 2ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ» система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба субъекта РФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служб а - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.