Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По управлению биоресурсами 10 страница




Выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экономическая экспертиза.

Иностранные государства, их физические и юридические лица могут осуществлять захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе только при наличии международного договора между РФ и заинтересованным иностранным государством.

Запрос на захоронение веществ должен содержать: наименование заявителя и его официальный адрес; информацию о лице, ответственном за захоронение отходов и других материалов; наименование отходов и других материалов; характеристику и состав отходов и других материалов; характеристику мест и метода захоронения и т.д.

В выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе может быть отказано, если захоронение создает или может создать угрозу безопасности РФ; захоронение несовместимо с требованиями защиты морской среды, минеральных или живых ресурсов; запрос на получение разрешения на захоронение отходов и других материалов подан с нарушением установленных правил; российским и иностранным заявителем ранее были допущены нарушения российского законодательства; российский или иностранный заявитель не выполнил перед РФ обязательство по производимому ранее захоронению отходов и других материалов.

Российские и иностранные заявители обязаны соблюдать условия разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе; принимать на суда, летательные аппараты, искусственные острова, установки и сооружения официальных должностных лиц; регулярно поддерживать связь с береговыми службами РФ.

Если захоронение отходов и других материалов осуществляется с нарушением законодательства и международных договоров РФ, то такое захоронение может быть приостановлено или прекращено.

Правовые нормы предотвращения загрязнения исключительных экономических зон. В соответствии со ст. 56 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает юрисдикцией в области защиты и сохранения морской среды. В этой связи оно вправе принимать законы и правила по недопущению загрязнения морской среды. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" РФ в своей исключительной экономической зоне осуществляет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил РФ по защите морской среды, живых и неживых ресурсов.

Расследование в целях возмещения вреда, нанесенного морской среде и живым ресурсам, в пределах своих полномочий осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды, рыболовству, пограничной службе. Нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод РФ, распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров РФ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Правительство РФ 24 марта 2000 г. утвердило перечень вредных веществ, сброс которых запрещен в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. В этот перечень входят виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластиковые мешки для мусора; мусор, в том числе изделия из бумаги, ветошь, стекло, бутылки, черенки, сепарационные, обшивные и упаковочные материалы, за исключением пищевых; отходы, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, свежей рыбы и ее остатков, химические вещества (соответствующие категории "А" в определении Конвенции МАРПОЛ 73/78).

Всего данный перечень содержит 73 группы веществ.

Для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и международных договоров РФ могут быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям".

При принятии мер по предотвращению загрязнения своей исключительной экономической зоны прибрежное государство обязано воздерживаться от неоправданного вмешательства в деятельность, проводимую другими государствами.

Международно-правовое регулирование применения чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. В ноябре 1990 г. под эгидой ИМО была заключена Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству. Конвенция вступила в силу 13 мая 1995 г. Она регламентирует применение мер по обеспечению готовности на случай инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, и борьбы с ним.

В соответствии со ст. 3 Конвенции каждое государство, участвующее в ней, требует, чтобы суда, имеющие право плавания под его флагом, имели на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. Такой план должны иметь капитаны портов и операторы нефтяных терминалов.

Конвенция 1990 г. устанавливает следующий порядок сообщений о загрязнении нефтью. Любое государство обязано потребовать от капитанов или других лиц, ответственных за суда, плавающие под его флагом, безотлагательно сообщать о любом событии, связанном с его судном, повлекшем сброс или возможный сброс нефти. Если сброс нефти произведен с судна, то сообщение должно быть передано ближайшему прибрежному государству.

Получив сообщение о событии, государство оценивает его, для того чтобы определить, является ли оно инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью, а также оценивает характер, масштабы и возможные последствия инцидента. После этого прибрежное государство незамедлительно информирует все государства, интересы которых затронуты или могут быть затронуты таким инцидентом, и передает подробные сведения о своих оценках и любых действиях, которые оно предприняло или намеревается предпринять по борьбе с инцидентом.

В соответствии со ст. 6 каждое государство - участник Конвенции 1990 г. учреждает национальную систему срочной и эффективной борьбы с инцидентами, вызывающими загрязнение нефтью. Эта система как минимум должна включать назначение компетентного национального органа и органов, ответственных за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью; национальный план чрезвычайных мер по обеспечению готовности и реагированию на инцидент.

В соответствии с двусторонними соглашениями каждое государство принимает необходимые правовые и административные меры, способствующие прибытию и использованию на своей территории и убытию с нее судов, воздушных судов и других видов транспорта, занятых в борьбе с инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью, или перевозке персонала, грузов, материалов и оборудования, требуемых для борьбы с таким инцидентом, а также быстрому перемещению персонала через свою территорию и со своей территории грузов, материалов и оборудования.

Государства-участники обязуются оказывать друг другу техническую помощь в подготовке персонала, обеспечении наличия необходимых технологий, оборудования и технических средств, а также в составлении совместных программ исследований и разработок.

Конвенция 1990 г. налагает на ИМО оказание информационных услуг, а также обучение и подготовку персонала по борьбе с инцидентами, связанными с загрязнением нефтью.

 

§ 2. Защита, сохранение и рациональное использование

живых ресурсов морской среды

 

2.1. Необходимость правовой регламентации

рыболовного промысла

 

Развитие мирового морского рыболовства связано с комплексом сложных международно-правовых проблем.

Одна из них заключается в установлении пределов, до которых в море распространяется юрисдикция прибрежного государства. В отличие от суши, где решение подобных вопросов обычно связано с границами территории страны, определение границ юрисдикции в области рыболовства зачастую сопровождается претензиями государства на воды открытого моря, оспариваемыми другими государствами. Экономические и правовые предпосылки для подобных притязаний и их целенаправленность соответствуют уровню развития производительных сил в конкретный исторический период.

Другая не менее сложная проблема касается рационального использования рыбных ресурсов с таким расчетом, чтобы обеспечивалось их нормальное воспроизводство. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. хотя и провозглашается свобода рыболовства, однако подчеркивается, что все государства осуществляют свободу открытого моря, разумно учитывая заинтересованность других государств в пользовании ею (ст. 87). Задача состоит в том, чтобы найти сбалансированное, справедливое решение, отвечающее общим интересам всех государств, ведущих промысел в открытом море.

На III Конференции ООН по морскому праву 1982 г. важной международно-правовой проблемой в области регулирования рыболовства являлся поиск сбалансированного сочетания принципа свободы открытого моря с теми ограничениями, которые являются необходимыми в целях сохранения живых ресурсов моря, что отвечает интересам всех государств <1>.

--------------------------------

<1> Международно-правовые вопросы охраны и рациональной эксплуатации живых морских ресурсов подробно изложены в следующих работах: Бекяшев К.А., Сапронов В.Д. Межправительственные рыбохозяйственные организации. Правовой статус и основные направления деятельности. М., 1984; Бекяшев К.А. Морское рыболовное право: Учебник. М., 2007; Burke W. The New International Law of Fisheries. Oxford, 1994; Yturriaga J.A. The International Regime of Fisheries from UNCLOS 1982 to the Presential Sea. Martinus Nijhoft Publishers, 1997.

 

В современный период мировой морской промысел характеризуется большими техническими достижениями в области поиска, добычи и обработки рыбы. В ряде морских районов это привело к огромной концентрации промыслового флота разных стран, что не могло не отразиться на состоянии рыбных запасов.

В последние десятилетия значительно увеличилось количество международных конвенций по рыболовству, повысилась роль межправительственных организаций в регулировании морского промысла и расширились их полномочия по обеспечению нормального воспроизводства рыбных запасов и поддержанию их на устойчивом уровне.

Основные требования сотрудничества государств, ведущих промысел в одних и тех же районах открытого моря, сводятся к тому, что все государства, эксплуатирующие те или иные рыбные ресурсы, должны быть участниками соответствующих соглашений, а методы сохранения запасов - основываться на неопровержимых научных данных.

В настоящее время системой международного регулирования и управления рыболовством охвачены все основные промысловые районы Мирового океана <1>.

--------------------------------

<1> Большая часть многосторонних и двусторонних договоров по рыболовству опубликована в кн.: Сборник международных конвенций и соглашений Российской Федерации по вопросам рыболовства / Под общ. ред. А.А. Крайнего. М., 2010.

 

Правовые аспекты управления морским рыболовством. Управление морским рыболовством осуществляется с помощью социальных и технических норм. В совокупности социальных норм, регламентирующих управленческие отношения, ведущее место занимают правовые нормы. Именно они в наибольшей степени упорядочивают деятельность государств по добыче живых ресурсов Мирового океана.

Под управлением рыболовством (речь идет о его социальной стороне) следует понимать целенаправленное волевое воздействие на субъекты промысла в целях организации и координации их деятельности в процессе охраны, воспроизводства оптимального использования ресурсов, изучения и таксации их, предотвращения загрязнения морской среды.

Правовое управление морским рыболовством может осуществляться государствами непосредственно или в рамках межправительственных рыбохозяйственных организаций (МПРО). Первый способ управления, например, закреплен в Соглашении между правительствами СССР и Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 г. В ст. 1 записано: "Договаривающиеся Стороны развивают взаимовыгодное сотрудничество в области рыбного хозяйства, включая сотрудничество в сохранении, воспроизводстве, оптимальном использовании и управлении живыми ресурсами в северо-западной части Тихого океана". В ст. 1 Соглашения между правительствами СССР и КНР от 4 октября 1988 г. определены формы сотрудничества, в том числе по вопросам управления живыми ресурсами северной части Тихого океана. Об управлении живыми морскими ресурсами неоднократно упоминается в Соглашении между правительствами СССР и США о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства от 31 мая 1988 г. Статья 118 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает сотрудничество государств друг с другом "в сохранении живых ресурсов и управлении ими в районах открытого моря".

Однако государства могут управлять морским рыболовством и путем создания соответствующей МПРО <1>. В последние годы этот способ оказался эффективным средством, поскольку международные организации как бы "оттягивают на себя" решение наиболее значительных и трудных вопросов. В Декларации о принципах рациональной эксплуатации живых ресурсов Мирового океана в общих интересах всех народов земного шара, принятой на Совещании министров 7 июля 1972 г. в Москве, говорится о необходимости повышения роли региональных международных организаций по рыболовству, расширения их функций международного контроля за соблюдением правил ведения промысла, исходя из того, что такая мера будет способствовать большей эффективности охраны рыбных богатств и поддержанию их на максимально устойчивом уровне <2>. Обладая определенными полномочиями и автономной волей, МПРО становятся своего рода управляющей силой. Функции МПРО сводятся к осуществлению организационных мер, направленных на поиск путей оптимизации управления деятельностью субъектов промысла, разработку задач рационального использования ресурсов и их воспроизводства, определение путей решения таких задач и обеспечение выполнения их на практике. В соответствии со своим правом МПРО принимают необходимые меры по осуществлению целей своего учредительного акта. Как и в любой межгосударственной организации, действия государств-членов в рамках МПРО регулируются прежде всего правом этой организации, основанным на ее уставе <3>.

--------------------------------

<1> Appelbaum B. and Donohue A. The Role of Regional Fisheries Management Organizations // Developments in International Fisheries Law. 1999. P. 217 - 249; Swan I. Decision Making in Regional Fishery Bodies or Arrangenents: The Evolving Role of REMO and International Agreement on Decision Making Processes // FAO Fisheries Circular. N 995. Rome, 2004.

<2> Текст см.: ООН. Генеральная Ассамблея. А/АС. 138/85. 1972. 17 августа.

<3> См.: Бекяшев К.А., Сапронов В.Д. Межправительственные рыбохозяйственные организации. М., 1984; Они же. Мировое рыболовство: вопросы международного сотрудничества. М., 1990; Barstow R. The Law of the Sea and Regional Fisheries Organizations // The International Journal of Marine and Coastal Law. 1999. Vol. 14. N 3. P. 333 - 352.

 

Важным элементом управления является регулирование рыболовства. Однако при этом ни в коей мере нельзя смешивать или ставить знак равенства между управлением и регулированием. Различие между управлением и регулированием в основном заключается в следующем.

Во-первых, управление по сравнению с регулированием является категорией общего характера и состоит из ряда отдельных частей. Оно включает мероприятия по охране, воспроизводству ресурсов, оценке запасов, защите их от загрязнения и заражения и т.д. Регулирование является частью управления. Связь между этими категориями может быть определена как соотношение общего и единичного. Применительно к рассматриваемому нами явлению данный тезис означает, что управление не может иметь место вне отдельных частей (например, мер по регулированию рыболовства, воспроизводства и оценке запасов и др.). Вместе с тем каждая отдельная часть содержит элементы управления как свое основное качество.

Во-вторых, переход от простого регулирования к другим формам управления возникает там и тогда, где и когда отношения по поводу использования живых морских ресурсов осложнены и необходимо принять более масштабные и более эффективные (по сравнению с охраной ресурсов) меры (включая разведение и акклиматизацию рыб, защиту ресурсов от загрязнения и др.). Предельное осложнение взаимоотношений государств по поводу использования ресурсов и необходимость рационального, взаимовыгодного их использования породили организацию и внедрение чрезвычайно сложной и тонкой сети новых организационных отношений.

Меры по регулированию рыболовства, как правило, применяются на начальном этапе процесса управления и направлены на упорядочение промысла, предотвращение произвола при эксплуатации ресурсов. В ряде МПРО (например, НАФО, ИБСФК, НЕАФК, ИКСЕАФ, НПФСК) регулирование является частью системы управления рыболовством, а в других (ГКФМ, ИПФК, КЕСАФ) - основным способом (элементом) регламентации промысла <1>.

--------------------------------

<1> См.: Lodge M. Developing a Model for Improved Governance by Regional Fisheries Management Organisations // Law, Tehnology and Science for Oceans in Globalisation. P. 157 - 174.

 

С учетом тенденций развития морского рыболовства в будущем наиболее важными элементами управления будут: 1) выработка государствами (в рамках МПРО и вне этих рамок) эффективных мер по регулированию рыболовства, в частности установление технико-юридических мер регламентации промысла, определение общих квот вылова и их распределение между заинтересованными государствами, ограничение интенсивности рыболовства и т.д.; 2) повсеместное применение осторожного подхода к сохранению промысловых запасов, управлению ими и их использованию; 3) учреждение международного контроля за выполнением правил рыболовства; 4) заключение международных конвенций по сотрудничеству государства в морском рыболовстве, которые предусматривали бы осуществление государствами и МПРО (действующими и вновь создаваемыми) необходимых мер по рациональному использованию живых ресурсов моря; 5) расширение полномочий МПРО как по совершенствованию действующих норм, так и по выработке новых правил промысла (речь идет о модификации управленческих функций МПРО); 6) принятие совместных мер по воспроизводству рыбных ресурсов (т.е. акклиматизация, трансплантация, аквакультура и т.д.); 7) осуществление мер по защите морской среды от загрязнения и защите живых ресурсов от загрязнения; 8) учреждение универсального механизма для реализации мероприятий, предусмотренных в разд. 2 ч. VII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (речь идет о мерах по управлению рыболовством в открытом море).

Основные принципы управления морским рыболовством были согласованы на Всемирной конференции ФАО по управлению и развитию рыболовства 1984 г. и заключаются в следующем.

1. Управление рыболовством должно осуществляться с учетом особенностей района обитания ресурсов, распространения, изменения годовых уровней восстановления популяций и взаимодействия между различными видами. Правительства должны создавать все необходимые условия для проведения исследовательских работ, включая предоставление исследовательских судов, а также вырабатывать программы исследований.

2. Вследствие необходимости лучшего понимания естественных колебаний, которым подвержены рыбные ресурсы, а также связи между этими колебаниями и экологическими факторами основное внимание при управлении должно быть обращено на всю экологическую систему в целом, с учетом опыта, приобретенного в управлении отдельными запасами.

3. Ввиду своеобразия условий, в которых осуществляется рыбный промысел, и особенностей нового режима рыболовства правительства должны играть доминирующую роль в управлении рыболовством. Эта роль включает сбор и распространение информации, разработку и осуществление мер управления, а также постоянную оценку получаемых результатов.

4. Поскольку управление рыболовством является составной частью процесса развития, необходимо разработать на начальной стадии эффективные принципы управления, особенно на начальной стадии рыболовства, не ожидая появления последствий перелова ресурсов.

5. Важное значение имеет вовлечение специалистов, включая администраторов, ученых и рыбаков, в процесс разработки и осуществления мер управления.

6. Для обеспечения эффективных систем управления необходима правовая и административная основа.

7. В связи с исчерпаемостью биологических ресурсов правительства должны обеспечить оптимальное использование их.

8. Правительственные и международные организации должны принять меры для предотвращения загрязнения и борьбы с ним и со всеми формами деградации окружающей среды.

9. Государства должны сотрудничать в области сохранения, рационального управления и оптимального использования одних и тех же или подобных ресурсов, обитающих в исключительных экономических зонах одного или двух государств или в близлежащих районах открытого моря, при этом особое внимание следует уделять соблюдению положений о роли межправительственных рыбохозяйственных организаций в управлении рыболовством.

10. Там, где биологические ресурсы попадают под юрисдикцию двух и более государств, государства должны сотрудничать в отношении согласования их режимов управления рыболовством, исключая, таким образом, возможность возникновения любого рода противоречий между национальными правилами рыболовства; такое сотрудничество должно включать решение правовых вопросов рыболовства, режима доступа к ресурсам, а также контроля за иностранными рыбаками.

11. Ввиду того что новый правовой режим океанов налагает новые обязанности на развивающиеся страны, которые не всегда располагают средствами для обеспечения наблюдения за районами, находящимися под их юрисдикцией, что является необходимой предпосылкой для управления и рационального развития рыбных ресурсов, международным организациям следует оказывать таким странам помощь в создании системы наблюдения и контроля за иностранным промыслом.

12. Когда открыт доступ иностранным рыболовным судам, то возможное воздействие их деятельности на национальный рыболовный промысел должно компенсироваться налогом. Соглашения по этому поводу должны включать положения, способствующие сотрудничеству, направленному на защиту национального рыболовства, содействие передаче соответствующей технологии.

13. Иностранные государства, занимающиеся рыболовным промыслом, должны периодически снабжать прибрежные государства информацией относительно проводимого ими промысла в исключительных экономических зонах. Эта информация может быть передана через межправительственные рыбохозяйственные организации или непосредственно самим государствам.

14. Следует принять меры для разработки и установления практических механизмов в целях осуществления контроля за промыслом в исключительных экономических зонах на национальном, двустороннем и региональном уровнях; такие меры должны включать программы наблюдения и регистрацию судов.

 

2.2. Основные типы и виды международных мероприятий

по охране рыбных запасов

 

В международной практике наиболее часто встречаются следующие типы и виды мероприятий по охране рыбных запасов.

Охрана маломерных и неполовозрелых рыб и других морских животных. С этой целью применяются: а) установление минимального размера рыб, китов и других промысловых объектов, добыча которых, выгрузка на берег и выставление для продажи разрешаются; б) установление минимального размера ячеи в сетных орудиях лова и верхних сетных покрытиях тралов (чеферах) или минимального размера крючков при лове ярусами; в) запрещение лова в определенные сезоны и в районах с преобладанием маломерной и неполовозрелой рыбы.

Регулирование промысловых усилий с целью обеспечения максимального устойчивого вылова. Оно может быть осуществлено: а) прямым ограничением максимального размера вылова путем установления ежегодных квот; б) косвенным ограничением размера вылова путем установления закрытых сезонов, закрытых районов или ограничением видов и размеров орудий лова (например, длины дрифтерных порядков), а также вспомогательного оборудования и промыслового флота.

Мероприятия по обеспечению воспроизводства рыбных ресурсов. Помимо мер по охране маломерных и неполовозрелых рыб и других морских животных, а также регулирования объема промысла могут применяться: а) запрещение промысла в районах размножения, в период нереста, а также на путях миграции рыб к местам нереста; б) охрана и улучшение состояния естественных нерестилищ; в) дифференцированный промысел особей разных полов для установления желаемого соотношения самцов в популяциях с целью обеспечить в дальнейшем нормальное воспроизводство запасов.

Мероприятия по улучшению видового состава рыб и увеличению живых морских ресурсов. Эти мероприятия связаны со значительными вложениями материальных и денежных средств в расчете на получение компенсации в виде больших по объему и более ценных в стоимостном выражении уловов.

Международные соглашения, конвенции и договоры по вопросам рыболовства, исходя из целей и объектов регулирования, можно разделить на следующие основные виды.

1. Соглашения о регулировании морского рыболовства и проведении морских рыбохозяйственных исследований.

2. Соглашения о научно-техническом сотрудничестве в области рыболовства, об оказании технического содействия в области развития рыболовства и совместном регулировании и использовании морских живых ресурсов.

3. Соглашения о регулировании промысла морского зверя (китов, тюленей, котиков).

4. Соглашения, касающиеся правовой регламентации работы промысловых судов, а также порядка урегулирования конфликтов, возникающих между рыбаками разных государств в открытом море.

5. Соглашения о регулировании рыболовства и проведении рыбохозяйственных исследований в пограничных и международных реках и озерах.

6. Соглашения о взаимных правах на рыболовство в зонах национальной юрисдикции.

В настоящее время системой международно-правового управления и регулирования промысла охвачены практически все районы Мирового океана.

Конференция ФАО 31 декабря 1995 г. одобрила Кодекс поведения при ответственном рыболовстве (Code of Conduct for Responsible Fisheries). В нем определены следующие меры управления рыболовством:

а) не должно быть избыточных добывающих мощностей, и в этой связи эксплуатация запасов должна оставаться экономически жизнестойкой;

б) экономические условия, в которых работает добывающая отрасль, должны способствовать ответственному рыболовству;

в) необходимо учитывать интересы рыбаков, включая тех, которые занимаются добычей рыбы для питания, а также мелкомасштабным и кустарным рыболовством;

г) следует сохранять биологическое разнообразие водных районов обитания и экосистем и защищать виды, находящиеся под угрозой;

д) истощенным запасам необходимо обеспечить возможность восстановиться или (где это целесообразно) активно пополняться;

е) следует оценивать и (где это возможно) уменьшать официальное экологическое воздействие факторов человеческой деятельности на морские ресурсы;

ж) необходимо свести к минимуму загрязнение, сброс отходов, выбрасывание рыбы в море, попадание рыбы в потерянные или брошенные орудия лова, прилов как рыбы, так и нерыбных объектов, а также воздействие на ассоциированные или зависимые виды посредством мер, включающих (насколько это возможно) разработку и использование селективных, экологически безопасных и рентабельных орудий и методов лова.

Для того чтобы управление рыболовством было эффективным, оно должно иметь дело даже с единичным запасом во всем районе его обитания и учитывать ранее согласованные меры по управлению, установленные и применяемые в данном регионе, все величины изъятия, а также биологическую целостность и другие биологические характеристики данного запаса.

Принцип предосторожного подхода к рыболовству. Этот принцип упомянут в материалах Рио-де-Жанейрской конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. Так, Принцип 15 Декларации по окружающей среде и развитию, принятой на этой конференции единогласно, гласит: в целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип предосторожности в тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба. Отсутствие полной научной уверенности не учитывается в качестве причины для отсрочки принятия эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.