Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По управлению биоресурсами 13 страница




Компетентные органы Японии выдают японским рыбакам разрешение на ведение промысла запасов анадромных видов рыб за пределами 200-мильных зон. Компетентные органы РФ осуществляют регистрацию данных о промысловых судах.

Соглашение регламентирует порядок контроля за промыслом. В частности, должностное лицо РФ может подняться на борт японского рыболовного судна, ведущего промысел запасов анадромных видов рыб, для осмотра оборудования, трюмов, судовых журналов и иных документов, улова и других предметов, а также для опроса членов экипажа. При таких осмотрах и опросах указанное должностное лицо должно предъявить удостоверение личности, а также должно свести к минимуму вмешательство в промысловую деятельность этого судна.

Если японское судно ведет промысел в нарушение относящихся к ним договоренностей или имеются достаточные основания полагать, что это судно действительно вело такой промысел до инспектирования его, такое судно может быть задержано. Компетенция проводить судебное разбирательство принадлежит исключительно властям Японии, российские компетентные органы представляют японской стороне акты и доказательства, подтверждающие эти нарушения. В дальнейшем японская сторона уведомляет российские уполномоченные органы о мерах, принятых властями Японии по нарушениям японскими рыболовными судами относящихся к ним договоренностей. Установлен следующий порядок уведомления: в 10-дневный срок после принятия решения о наказании японская сторона направляет информацию по дипломатическим каналам с указанием названия судна и его регистрационного номера; номера свидетельства на ведение промысла лососей за пределами 200-мильных зон; характеристики и содержания нарушения; вида наказания.

В обязанность японской стороны входит обеспечение беспрепятственного доступа уполномоченного российской стороной лица на борт японского рыболовного судна. Члены экипажа такого судна обязаны оказывать ему содействие в проведении инспекции, включая принятие мер по обеспечению устранения выявленных в результате инспекции нарушений.

Японская сторона предоставляет возможности для временного нахождения на своих судах научных наблюдателей российской стороны (на условиях, согласованных между двумя сторонами). Такие наблюдатели осуществляют сбор научной информации, касающейся промысла запасов анадромных видов рыб за пределами 200-мильных зон в северо-западной части Тихого океана.

В соответствии с Правилами, касающимися запасов анадромных видов рыб, образующихся в дальневосточных реках РФ 2008 г., промысел за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны РФ может вестись в установленных объемах, районах, периодах только дрифтерными сетями. Применение любых других орудий и способов лова запрещается. Длина дрифтерных порядков, используемых одним рыболовным судном, не должна превышать 4 км. Расстояние между порядками дрифтерных сетей во всех направлениях должно составлять более 4 км для рыболовных судов, базирующихся на порты. Размеры ячеи (от узла до узла) дрифтерных сетей должны составлять не менее 65 мм между последовательно расположенными узлами сети.

Японские суда, ведущие промысел лососей, должны иметь на обеих сторонах капитанского мостика регистрационный номер и номер свидетельства. На каждом рыболовном судне должен вестись промысловый журнал.

Вопросы регламентации промысла анадромных видов рыб затронуты в Соглашении между правительствами СССР и КНДР от 6 мая 1987 г. В соответствии со ст. 7 Соглашения договаривающиеся стороны признают, что государства, в реках которых образуются запасы анадромных видов рыб, в первую очередь заинтересованы в таких запасах, а также несут за них первоочередную ответственность и соглашаются с тем, что промысел таких видов рыб не должен осуществляться в районах за пределами действия национальной юрисдикции в области рыболовства. В этом Соглашении закреплено стремление обеих сторон продолжать совместную работу по заключению постоянных многосторонних договоренностей, отражающих эту позицию. Правительства обоих государств обязались принимать меры, предотвращающие вылов судами одной стороны запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках другой стороны Соглашения.

Примерно такая же норма закреплена в Соглашении между правительствами СССР и КНР о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 4 октября 1988 г. (ст. 2).

Помимо двусторонних договоров проблема регулирования промысла анадромных видов рыб Тихого океана затронута в ряде многосторонних договоров. В частности, Международная конвенция по рыболовству в открытом море в северо-западной части Тихого океана 1952/1978 г. запрещает промысел лососевых видов рыб к востоку от 175 град. з.д. (Россия в Конвенции не участвует).

Промысел анадромных видов рыб в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях также регламентируется двусторонними и многосторонними договорами. Так, в межправительственных соглашениях СССР с ПНР, Финляндией, Швецией, Канадой, Норвегией, касающихся сотрудничества в области рыболовства, рыбного хозяйства, содержатся положения, относящиеся к сохранению, воспроизводству, оптимальному использованию запасов анадромных видов рыб и управлению ими, и прежде всего лососевых, в северо-восточной и северо-западной частях Атлантического океана и Балтийском море.

Законодательство РФ о статусе анадромных видов рыб. Правовой режим промысла анадромных видов рыб в исключительной экономической зоне РФ определен в ст. 15 Федерального закона от 17 декабря 1991 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Российская Федерация, в первую очередь заинтересованная в запасах анадромных видов рыб, которые образуются в ее реках, озерах и других водоемах, несет первоочередную ответственность за запасы указанных видов рыб во всем ареале их обитания и обеспечивает их сохранение путем регулирования промысла, осуществляемого только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях сохранения запасов анадромных видов рыб за пределами своей исключительной экономической зоны и обеспечивает выполнение правил, установленных такими международными договорами.

Охрана запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ за пределами исключительной экономической зоны России, возлагается на органы Федеральной пограничной службы и осуществляется ими путем: патрулирования районов, в которых проходят миграции и нагул этих видов рыб; наблюдения за иностранными судами, ведущими промысел таких видов рыб, фиксирования в специальном журнале выполняемых ими операций, места нахождения, названий, бортовых номеров, национальной принадлежности указанных судов и установления характера осуществляемого ими промысла; контроля за выполнением мер и правил по регулированию промысла этих видов рыб иностранными судами, осуществляющими указанный промысел, на основании международного договора; предъявления претензий к иностранным судам, ведущим незаконный промысел, а также принятия в установленном порядке других мер по его пресечению.

Правительство РФ 20 мая 2005 г. утвердило Положение об организации промысла тихоокеанских лососей. Оно устанавливает:

а) порядок и сроки определения и утверждения общих допустимых уловов тихоокеанских лососей, а также порядок внесения в них изменений;

б) порядок распределения прибрежных квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей во внутренних водах РФ, в том числе во внутренних морских водах РФ и в территориальном море РФ, между прибрежными субъектами РФ;

в) порядок распределения научных квот, квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации тихоокеанских лососей, квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях между пользователями.

Органы исполнительной власти прибрежных субъектов РФ ежегодно направляют в Росрыболовство предложения по распределению квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей для осуществления прибрежного рыболовства между пользователями водными биоресурсами и распределяют между пользователями:

а) квоты добычи (вылова) тихоокеанских лососей в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

б) квоты добычи (вылова) тихоокеанских лососей для организаций любительского и спортивного рыболовства.

Правила ведения рыбного промысла в исключительной экономической зоне запрещают промысел лососевых рыб крючковой снастью. Лов лососевых рыб в исключительной экономической зоне РФ другими орудиями лова может быть разрешен только по специальному распоряжению Росрыболовства.

Вывоз с территории Российской Федерации осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, допускается в пределах экспортных квот, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ. Об указанных квотах уведомляется Секретариат Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. Вывоз с территории осетровых видов рыб и продуктов из них, включая икру, а также реализация их в магазинах беспошлинной торговли допускаются только в специально маркированной упаковке. Вывоз с территории РФ и ввоз на территорию РФ осетровых видов рыб и продуктов из них, включая икру, допускаются при наличии специальных разрешительных документов, а также лицензии Минэкономразвития России.

Административным органом, обеспечивающим выполнение обязательств РФ, вытекающих из Конвенции СИТЕС в отношении осетровых видов рыб, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Она выдает разрешения на экспорт осетровых видов рыб и продуктов из них, включая икру, на импорт осетровых видов рыб и продуктов из них, включая икру, сертификат на реэкспорт осетровых видов рыб и продуктов из них, включая икру, а также сертификат на инпродукцию из моря образцов осетровых видов рыб, подпадающих под действие Конвенции 1973 г.

Российское законодательство устанавливает материальную (таксовую) ответственность за нарушение правил промысла анадромных видов рыб. За ущерб, причиненный анадромным видам рыб гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также анадромным видам рыб, образующимся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны РФ до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств за вылов семги, чавычи, кеты осенней амурской, кижуча, нерки, балтийского лосося, каспийского лосося, черноморского лосося взимается 1250 руб. за один экземпляр, независимо от размера и веса, кеты, симы, кумжи - 580 руб., горбуши - 250 руб.

 

2.8. Правовое регулирование промысла

трансграничных рыбных запасов и запасов

далеко мигрирующих видов

 

Основы правового статуса трансграничных рыбных запасов (ТРЗ) определены в ст. 63(2) Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В случае, когда один и тот же запас или запасы ассоциированных видов встречаются как в исключительной экономической зоне, так и в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней, прибрежное государство и государства, ведущие промысел таких запасов в прилегающем районе, стремятся прямо или через соответствующие субрегиональные или региональные организации согласовать меры, необходимые для сохранения этих запасов в прилегающем районе.

Учитывая общий характер ст. 63 (п. 2) Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., многие международные организации стали конкретизировать правовой режим промысла трансграничных рыбных запасов или хотя бы обращать внимание на важность проблемы уточнения правового статуса трансграничных рыбных запасов и сохранения их.

Рио-де-Жанейрская конференция 1992 г. рекомендовала принять эффективные меры, в том числе в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества, с тем чтобы обеспечить управление рыболовством в открытом море в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Впервые в международной практике Рио-де-Жанейрская конференция 1992 г. обязала государства при осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. рассмотреть вопросы, связанные с использованием запасов видов рыб, выходящих за пределы исключительной экономической зоны и возвращающихся в нее (т.е. речь идет о трансграничных рыбных запасах и запасах далеко мигрирующих рыб). В разделе "Д" содержится программа для прибрежных государств (в договорных рамках или путем сотрудничества с международными организациями) по оценке ресурсов и эффективному управлению ими.

Существенный импульс в кодификацию норм по управлению трансграничными рыбными запасами и запасами далеко мигрирующих рыб внесла Техническая консультация по вопросам рыболовства в открытом море (Рим, 7 - 15 сентября 1992 г.).

Участники этой Консультации пришли к выводу о том, что управление рыболовством в открытом море должно существовать в рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. и на основании ее соответствующих положений.

Принимая во внимание рекомендации Рио-де-Жанейрской конференции 1992 г., 47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла в 1992 г. Резолюцию 47/192 "Конференция ООН по трансграничным и далеко мигрирующим видам рыб". Согласно этой Резолюции было решено созвать в 1993 г. под эгидой ООН Межправительственную конференцию по трансграничным и далеко мигрирующим видам рыб. Эта конференция рассмотрела следующие задачи: выявить и оценить проблемы, связанные с сохранением и рациональным использованием трансграничных рыбных запасов, а также запасов далеко мигрирующих видов рыб; рассмотреть способы совершенствования сотрудничества между государствами в области рыбного промысла; выработать соответствующие рекомендации.

Конференция провела шесть сессий, разработала и одобрила путем консенсуса текст Соглашения об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими (далее - Соглашение 1995 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Итоги шестой (заключительной) сессии Конференции ООН по трансграничным рыбным запасам и запасам далеко мигрирующих рыб. М., 1996. С. 75 - 88. О ходе подготовки Соглашения см.: Корельский В.Ф., Бекяшев К.А. Конференция ООН по трансграничным рыбным запасам и запасам далеко мигрирующих видов: итоги и перспективы // Московский журнал международного права. 1994. N 1. С. 35 - 54; Бекяшев К.А., Корельский В.Ф. Итоги второй сессии Конференции ООН по трансграничным рыбным запасам и запасам далеко мигрирующих рыб // Московский журнал международного права. 1994. N 3. С. 70 - 96; Jeame-Pierre Levy and Gunnar G. Schram. United Nations Conference on Straddling Fish Stocks and Highly Migratory Fish Stocks. Selected Documents. The Hague; Boston; London, 1996.

 

Соглашение 1995 г. состоит из 50 статей и двух приложений. Цель его - обеспечить долгосрочное сохранение и устойчивое использование трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб посредством эффективного осуществления соответствующих положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Соглашение 1995 г. применяется к сохранению трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управлению ими за пределами районов под национальной юрисдикцией. Однако это Соглашение применяется также к сохранению таких запасов и управлению ими под национальной юрисдикцией при условии соблюдения различных правовых режимов, применяемых согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. под национальной юрисдикцией (т.е. главным образом в исключительной экономической зоне) и в районах за пределами национальной юрисдикции. При осуществлении своих прав в районах под национальной юрисдикцией прибрежное государство применяет mutatis mutandis - общие принципы, перечисленные в ст. 5 Соглашения 1995 г.

Впервые в международном рыболовном праве в Соглашении 1995 г. закреплены следующие принципы сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими.

Первый принцип - обеспечение долгосрочного сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и их рационального использования. Такие меры, основанные на научных данных, должны быть направлены на поддержание или восстановление запасов на уровнях или до уровней, при которых может быть обеспечен максимально устойчивый вылов.

Второй принцип - применение при промысле трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб осторожного подхода. В частности, если имеющаяся информация носит неопределенный, ненадежный или недостоверный характер, то государства должны действовать с большей осторожностью. При осуществлении осторожного подхода государства принимают решения по сохранению рыбных ресурсов и управлению ими путем получения наиболее достоверной научной информации, взаимного обмена ею и внедрения усовершенствованных методов регулирования риска и неопределенности. Когда состояние запасов, являющихся объектом специализированного промысла, либо видов, не являющихся объектом такого промысла, или ассоциированных или зависимых видов вызывает озабоченность, государства подвергают такие запасы и виды усиленному мониторингу и составляют обзоры их состояния.

Третий принцип - оценка воздействия рыболовства, иных видов человеческой деятельности и экологических факторов на объекты промысла.

Четвертый принцип - предельное уменьшение загрязнения среды, попадание рыбы в утерянные или брошенные орудия лова, вылов рыб, не являющихся объектом промысла. Государства обязаны разработать и применять избирательные, экологически безопасные и экономичные орудия и методы лова.

Пятый принцип - предотвращение или устранение чрезмерной эксплуатации рыбных запасов, их истощения, обеспечение оптимальной интенсивности лова.

Шестой принцип - сопоставимость мер по сохранению трансграничных запасов и управлению ими. Прибрежные государства и государства, чьи граждане ведут промысел таких запасов в прилегающем районе открытого моря, стремятся непосредственно или через соответствующие механизмы сотрудничества, предусмотренные в ч. III Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласовывать меры, необходимые для сохранения этих запасов в прилегающих районах открытого моря.

Прибрежные государства и другие государства, чьи граждане ведут промысел далеко мигрирующих рыб в регионе таких запасов, сотрудничают либо непосредственно, либо через соответствующие механизмы, предусмотренные в ч. III Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в сохранении и оптимальном использовании таких запасов по всей территории региона (т.е. в пределах и за пределами районов под национальной юрисдикцией).

Государства обязаны сотрудничать в выработке мер по сохранению трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управлению ими. Статья 7 Соглашения 1995 г. обязывает государства учитывать меры по сохранению запасов и управлению ими, применяемые в зонах национальной юрисдикции.

Государства обязаны принимать во внимание ранее согласованные меры, применяемые для открытого моря в отношении того же запаса (запасов) соответствующими прибрежными государствами и государствами, ведущими промысел в открытом море.

До заключения соглашения о мерах по сохранению рыбных запасов и управлению ими заинтересованные государства пытаются достигнуть временной договоренности. Если соглашение не достигнуто, любое заинтересованное государство может обратиться в арбитраж, создание которого предусмотрено в Соглашении 1995 г. Действуя непосредственно, или через соответствующие МПРО, или договоренности, государства, ведущие промысел в открытом море, регулярно информируют другие заинтересованные государства о мерах, принимаемых ими для регулирования деятельности плавающих под их флагом судов, которые ведут промысел таких запасов в открытом море.

Соглашение 1995 г. регламентирует порядок применения механизмов международного сотрудничества в отношении трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб. В ст. 5 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. эти механизмы уже были определены. Однако Соглашение 1995 г. содержит подробный перечень средств осуществления сотрудничества на межправительственном уровне. В ст. 8 Соглашения 1995 г. закреплены следующие механизмы: непосредственные консультации; межправительственные организации; договоренности.

В частности, государства добросовестно и без промедления проводят консультации, особенно в случаях, когда трансграничные рыбные запасы и запасы далеко мигрирующих рыб могут оказаться под угрозой чрезмерной эксплуатации или когда организуется новый промысел таких запасов. Для этого по просьбе любого заинтересованного государства могут начаться консультации, преследующие цель достичь соответствующей договоренности об обеспечении сохранения запасов и управления ими. Однако до достижения такой договоренности государства обязаны соблюдать положения Соглашения 1995 г. и учитывать права, интересы и обязанности других государств. Государства должны в период консультаций руководствоваться принципом добросовестности, который закреплен в ст. 2 Устава ООН.

Если МПРО компетентна вводить меры по сохранению трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управлению ими, государства, ведущие промысел запасов в открытом море, соответствующие прибрежные государства выполняют свою обязанность сотрудничать путем вступления в члены такой организации. Однако вступающее в МПРО государство обязано выразить согласие на применение введенных такой организацией мер по сохранению запасов и управлению ими. Только те государства, которые являются членами такой МПРО, соглашаются на применение мер по сохранению и управлению, имеют доступ к промыслу, к которому применяются эти меры по сохранению трансграничных рыбных запасов и запасов, далеко мигрирующих рыб и управлению ими.

В Соглашении 1995 г. дана идентификация функций МПРО. В российской литературе еще в 1970-х годах было обосновано предложение о стандартизации полномочий МПРО <1>. Заинтересованные государства через компетентные МПРО согласовывают и соблюдают меры по сохранению и управлению, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб. В частности, они согласовывают права участия: квоты допустимого улова или интенсивность промыслового лова.

--------------------------------

<1> См.: Бекяшев К.А. ФАО и правовое регулирование промысла живых ресурсов открытого моря. Л., 1976. С. 17 - 18; Бекяшев К.А., Сапронов В.Д. Мировое рыболовство: вопросы международного сотрудничества. М., 1990. С. 56 - 57.

 

Впервые в международном праве Соглашение 1995 г. затрагивает вопросы рыболовства в районах открытого моря, полностью окруженных исключительной экономической зоной одного государства (так называемые анклавы открытого моря). Согласно ст. 16 государства, которые осуществляют промысел трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб в анклаве, сотрудничают во введении мер по сохранению таких запасов и управлению ими. Учитывая природные особенности этого района, государства уделяют особое внимание введению сопоставимых мер по сохранению таких запасов и управлению ими. В них учитывают права, обязанности и интересы прибрежного государства, а также любые меры по сохранению рыбных запасов и управлению ими, принятые и применяемые прибрежным государством в районе под его национальной юрисдикцией. Государства договариваются также о мерах мониторинга, контроля, наблюдения за осуществлением и обеспечением выполнения мер по сохранению и управлению в отношении открытого моря.

Прибрежные государства, ведущие промысел в анклаве, прилагают все усилия для достижения договоренности по сохранению запасов и управлению ими. Если в течение разумного периода эти государства не в состоянии достичь договоренности о таких мерах, они вправе прибегнуть к процедуре разрешения споров.

До вступления в силу таких временных договоренностей или соглашений соответствующие государства применяют санкции к судам, плавающим под их флагом, с тем чтобы они не вели промысел, который может нанести ущерб запасам водных биоресурсов анклава.

В порядке реализации требований данной статьи Соглашения 1995 г. правительства Российской Федерации и США 13 июня 1996 г. заключили Соглашение о сохранении трансграничных рыбных запасов в центральной части Охотского моря. Согласно ст. 1 Соглашения стороны признают, что сохранение запасов и управление рыбным промыслом в центральной части Охотского моря должно основываться на достоверных научных данных, применении осторожного подхода, а также на том, что любой промысел трансграничных рыбных запасов в центральной части Охотского моря должен осуществляться с учетом прав, обязанностей и интересов Российской Федерации.

Правительство США обеспечивает соблюдение гражданами и судами, находящимися под юрисдикцией США, мер, принятых Российской Федерацией по сохранению ресурсов минтая и управлению ими в Охотском море, включая его центральную часть, которые являются сопоставимыми для всего ареала биологического обитания этих ресурсов.

Каждая сторона запрещает гражданам и судам под ее юрисдикцией вести промысел минтая в центральной части Охотского моря, пока Правительство РФ не определит на основании имеющихся у него наиболее достоверных научных данных, что ресурсы минтая Охотского моря восстановлены до уровня, достаточного для разрешения возобновления такого промысла В случае если Правительство РФ устанавливает меры по сохранению запасов минтая и управлению ими, которые позволяли бы возобновить его промысел в центральной части Охотского моря, оно проводит соответствующие консультации с правительством США с учетом сотрудничества со стороны США. Стороны сотрудничают в целях изучения и анализа научных данных и обмена информацией относительно ресурсов минтая в центральной части Охотского моря.

Стороны привлекают внимание любой третьей стороны к любому вопросу, относящемуся к рыболовным операциям, осуществляемым ее гражданами, резидентами или судами под ее флагом, которые могли бы отрицательно повлиять на долгосрочное устойчивое использование ресурсов минтая Охотского моря.

Если рыболовные операции, осуществляемые гражданами, резидентами или судами любой третьей стороны, могут отрицательно повлиять на долгосрочное устойчивое использование ресурсов минтая Охотского моря, участники Соглашения принимают такие индивидуальные или совместные меры в соответствии с международным правом, которые они считают необходимыми и надлежащими для предотвращения таких операций.

В российском законодательстве особенности рационального использования и сохранения трансграничных видов рыб отражены в ст. 14 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" 1998 г. В случае если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансграничных видов рыб встречается (встречаются) как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней, Российская Федерация прямо или через компетентные международные организации сотрудничает с государствами, ведущими промысел таких трансграничных видов в районе, прилегающем к исключительной экономической зоне Российской Федерации, в целях сохранения такого (таких) запаса (запасов) в указанном районе, в том числе заключает с соответствующими государствами международные договоры по этим вопросам.

Российское законодательство устанавливает материальную (таксовую) ответственность за незаконный промысел трансграничных рыбных запасов.

 

2.9. Борьба с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым

рыбным промыслом (ННН-промыслом)

 

Браконьерство является одной из острейших проблем морского рыболовства. Причем масштабы незаконного и неучтенного промысла необъяснимы. Длительный нелегальный промысел привел к подрыву многих ценных популяций рыб и морских млекопитающих.

По оценке зарубежных специалистов, ежегодные общемировые потери от браконьерства составляют порядка 10 - 23 млн. долл. США <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Международно-правовые вопросы борьбы с ННН-промыслом и развитие сотрудничества Российской Федерации в этой области // Ежегодник морского права. 2008. М., 2009. С. 34 - 54; Palma M., Tsamenyi M., Edeson E. The International Legal and Policy Framework to Combat, Illegal, Unreported and Unregulated Fishing. Leiden; Boston, 2010; IUU Fishing, Oil Pollution, Bioprospecting, Outer Continental Shelf / Ed. by D. Vidas. Leiden; Boston, 2010.

 

Отдельные элементы предотвращения ННН-промысла закреплены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Соглашении ООН о сохранении трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб 1995 г., в Кодексе ФАО об ответственном рыболовстве 1995 г., Международном плане действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла 2001 г.

Незаконный рыбный промысел означает деятельность: а) проводимую национальными или иностранными судами в водах, находящихся под юрисдикцией какого-либо государства или в нарушение его законов и подзаконных актов; б) проводимую судами, плавающими под флагами государств, которые являются сторонами соответствующей региональной рыбохозяйственной организации, но действуют в нарушение мер по сохранению и управлению, принятых этой организацией и являющихся обязательными для данных государств или соответствующих положений применимого международного права; в) проводимую в нарушение национальных законов или международных обязательств, в том числе взятых на себя сотрудничающими государствами в соответствующей региональной рыбохозяйственной организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.