Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 11 страница




Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ

1 Материальные расходы, затраты на оплату труда, начисленная амортизация и др

- Например, расходы на добровольное и обязательное страхование, на серти­фикацию, на погашение процентов за пользование заемными средствами и ДР

3СЗ РФ 2001 № 33 (ч 1) Ст 3429

Налогоплательщики исчисляют и уплачивают сумму налога по итогам месяца в отношении каждого вида добытых полезных иско­паемых.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные налоги, которые уплачивают юридические лица.

2. Охарактеризуйте федеральные налоги, уплачиваемые юридиче­скими лицами. -*

3. Какие налоги относятся к региональным?

4. Назовите основные местные налоги.

5. Дайте характеристику основных элементов налога на доходы фи­зических лиц.

6. Какие косвенные налоги уплачивают юридические лица?

7. Кто является резидентом РФ в целях уплаты налога на доходы физических лиц?

8. Назовите объекты налогообложения НДС.

9. Какой метод налогообложения применяется при обложении на-: логом на доходы физических лиц?

10. Что является основой для определения налогооблагаемой при-I были организаций?

Глава 15. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита в Российской Федерации

§ 1. Понятие и значение государственного (муниципального) кредита. Формы государственного кредита

Наличие бюджетного дефицита ставит перед государством задачу изыскания дополнительных финансовых ресурсов для его покрытия. Одним из способов привлечения дополнительных денежных средств в целях финансирования запланированных законом о бюджете рас­ходов выступает государственный и муниципальный кредит.

Государственный кредит как экономическая категория пред­ставляет собой систему денежных отношений, возникающих в свя­зи с привлечением государством на добровольных основах для ис­пользования временно свободных денежных средств граждан и хо­зяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая ка­тегория — это самостоятельный институт финансового права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения, складывающиеся в процессе привлечения госу­дарством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, сроч­ности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления го­сударством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Государство использует государственный кредит для обеспече­ния постоянного процесса финансирования различных потребно­стей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и ис­полнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Важностью возникающих в процессе функционирования госу­дарственного кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного кре­дита в первую очередь является Конституция Российской Федера­ции, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске госу­дарственных займов, об изменении финансовых обязательств госу­дарства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, по­крываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Феде­рации». Пункт 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государст-

Глава 15. Регулирование государственного кредита в РФ 305

венные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо консти­туционных норм правовую основу государственного кредита с 1 ян­варя 2000 г. образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка ССР в целевые дол­говые обязательства Российской Федерации»1, а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключает­ся в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государ­ственных займов, предоставления гарантий и т.д., что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в на­званные правоотношения, обязаны выполнять все названные ус­ловия.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кре­дита. В качестве звена финансовой системы с помощью государст­венного кредита государство формирует и использует централизо­ванные денежные фонды государства.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести добровольный ха­рактер этих отношений; возвратный и платный характер; в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают ма­териальные ценности, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности; привлекаемые в результате государственного креди­та средства имеют специфический целевой характер — они направ­ляются на погашение бюджетного дефицита (в то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального обра­зования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность); государственный кредит носит срочный характер, в Бюджетном кодексе оговорено, что го­сударственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование центра­лизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после нало-

1 СЗ РФ. 1999. №29.

20 - 9677

306 Раздел IV. Регулирование государственных доходов

гов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводи­тельном использовании мобилизованных в результате государствен­ных займов капиталов, например финансировании за их счет воен­ных или социальных расходов, единственным источником их пога­шения становятся налоги либо новые займы1.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что государство, вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете — на финансовую политику.

Специфика контрольной функции в государственном кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое ис­пользование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

§ 2. Понятие, виды и структура государственного долга. Методы управления государственным долгом

Функционирование государственного кредита ведет к образова­нию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, вклю­чая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собст­венности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Государственный долг подразделяется на капитальный и теку­щий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств госу­дарства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа госу­дарственный долг делится на внутренний и внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно высту­пают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в нацио­нальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рын­ке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 оп­ределяет государственные внутренние заимствования как займы,

1 Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Фи­нансы, ЮНИТИ, 1999. С. 186.

Глава 15. Регулирование государственного кредита в РФ 307

осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Россий­ской Федерации.

Внешние займы размешаются на иностранных фондовых рын­ках в валюте других государств. При размещении таких займов учи­тываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных го­сударств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как за­емщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, йы-раженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами: размещением долговых ценных бумаг; получением кредитов у спе­циализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают обще­государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.

По срокам государственный долг делится на краткосроч­ный — до 1 года, среднесрочный — от 1 до 5 лет и долгосроч­ный — от 5 до 30 лет, для муниципальных образований — до 10 лет.

Состав государственного долга

Долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Рос­сийской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюд­жетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении Российской Федерацией государст­венных гарантий',

соглашений и договоров, в том числе международных, заключен­ных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструкту­ризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

Как уже отмечалось, наряду с определением государственного долга РФ законодатель в Бюджетном кодексе РФ формулирует по­нятие государственного долга субъекта Российской Федерации, а также муниципального долга.

Так, под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимается совокупность долговых обязательств субъекта Россий­ской Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Российской Федера-

20-

308 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

ции имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществ­ляться в форме:

кредитных соглашений и договоров;

государственных займов субъекта Российской Федерации, осу­ществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уров­ней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

соглашений и договоров, в том числе международных, заклю­ченных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не мо­гут превышать 30 лет.

Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою оче­редь, могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;

займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных цен­ных бумаг;

договоров и соглашений о получении муниципальным образо­ванием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муни­ципальные образования также не отвечают по долговым обязатель­ствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантиро­ваны ими, а также по долговым обязательствам Российской Феде­рации.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимство­ваний страны на очередной финансовый год утверждаются феде­ральным законом о федеральном бюджете на очередной финан­совый год с разбивкой долга по формам обеспечения обяза­тельств. Предельный размер государственных внешних заимство­ваний Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственно­го внешнего долга страны.

Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государствен­ных гарантий Традиционно государство гарантирует вклады населе-

Глава 15. Регулирование государственного кредита в РФ 309

ния в Сберегательном банке. В последние годы Россия выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам»1 в целях укрепления финансовой дисциплины, созда­ния обоснованного механизма предоставления гарантий или пору­чительств Правительства РФ, федеральных органов исполнитель­ной власти по займам и кредитам гарантии или поручительства не предоставляются организациям, имеющим задолженность по плате­жам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в со­став государственного внутреннего долга, а в иностранной валю­те—в состав государственного внешнего долга. Так, предостав-ленние государственных гарантий для обеспечения обязательств в иностранной валюте на сумму, превышающую сумму, эквива­лентную 10 млн долл. США, должно утверждаться отдельно.

Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления обязаны использовать все полномочия по формированию до­ходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Россий­ской Федерации. В этой связи важным является вопрос о деятель­ности названных органов по управлению государственным и муни­ципальным долгом.

Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муни­ципального образования по выплате доходов кредиторам и погаше­нию займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и разме­щения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными акта­ми. Бюджетный кодекс РФ предусмотрел запрет на изменение ус­ловий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обра­щения (см. ст. 98 БК РФ).

К основным методам управления государственным долгом от­носятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производят­ся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста го­сударственной задолженности государство может прибегнуть к рефи­нансированию, т.е. к погашению старой государственной задолжен­ности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократ­но использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обя­зательств государства в середине 50-х гг. Рефинансирование исполь­зуется при выплате процентов и погашении по внешней части госу­дарственного долга.

СЗ РФ 1997 №30.

310 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использова­лись такие методы управления государственным долгом, как кон­версия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование

Конверсия — это изменение размера доходности займа, напри­мер, снижение или повышение процентной ставки дохода, выпла­чиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов назы­вается консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, т.е. объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие опера­ций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструкту­ризация долга, под которой понимается погашение долговых обяза­тельств с одновременным осуществлением заимствований (приня­тием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслужива­ния долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы ос­новного долга.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует ме­тод конверсии внешнего долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обяза­тельств, менее обременительных для экономики государства-долж­ника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга са­мим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязатель­ства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует так­же практика обмена долга на собственность, т.е. иностранная ком­пания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в центральный банк, который опла­чивает его национальной валютой, направляемой затем для финан­сирования инвестиций в стране-должнике1.

Обслуживание государственного долга производится Централь­ным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством осуществления операций по разме­щению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате дохо­дов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляется парламентом страны.

Финансы. Под ред. Л.А Дробозиной С 204.

Глава 15. Регулирование государственного кредита в РФ 311

Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавли­вается высшим представительным органом при утверждении феде­рального бюджета на предстоящий финансовый год.

В целях оптимизации расходов федерального бюджета на об­служивание государственного долга Российской Федерации, свое­временного выполнения государством обязательств перед внутрен­ними и внешними кредиторами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Россий­ской Федерации»' в Министерстве финансов создается единая система управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствова­ний (Департамент управления государственным внутренним дол­гом и Департамент управления государственным внешним дол­гом). Министерству финансов разрешено резервировать часть по­ступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке РФ с ис­пользованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга. На­ряду с этим Министерству финансов разрешено проводить совме­стно с Центральным банком РФ операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стаби­лизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государствен­ных заимствований.

§ 3. Правовое регулирование внутренних государственных займов. Их виды

Проведение государственных займов осуществляется в форме выпуска различных ценных бумаг, среди которых наиболее распро­странены облигации внутреннего государственного займа, удосто­веряющие долговое обязательство государства и дающие право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты по ним. Правовую основу выпуска и раз­мещения долговых ценных бумаг образуют Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»2 и от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государ­ственных и муниципальных ценных бумаг»3.

Различают несколько видов государственных займов.

По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до

1 СЗ РФ. 1997. № 10.

" Российская газета. 1996. 25 аир.

3СЗ РФ 1998 №31

J

312 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Государство использует займы всех видов сроков погаше­ния.

По субъекту эмиссии государственные займы подразделяются на выпускаемые Правительством Российской Федерации, правительст­вами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В зависимости от субъектов — держателей ценных бумаг разли­чают государственные займы, которые могут реализовываться толь­ко среди населения, среди юридических лиц, размещаться среди физических и юридических лиц.

По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешанные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивает­ся только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигры­шей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.

В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принуди­тельные. Последние два вида займов практиковались в нашей стра­не в первоначальный период развития государственного кредита вплоть до 50-х гг., в настоящее время применяется только добро­вольный принцип размещения государственных и муниципальных займов.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигацион­ными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, догово­ров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций го­сударственных займов возложена на Министерство финансов РФ. Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а банки — вторичную реализацию. Таким образом происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, который регулируется Федеральным законом «О рынке цен­ных бумаг».

В настоящее время в Российской Федерации выпущено не­сколько видов государственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие В соответствии с постановлением Пре­зидиума Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. № 1697-11 был выпушен Государственный внутренний заем РФ 1991 г. сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тыс руб-

1 ВВС РФ 1991 №42 Ст 1344

Глава 15. Регулирование государственного кредита в РФ 313

I лей. Облигации размещаются только среди юридических лиц, кото-si рые регистрируются в территориальных управлениях ЦБ РФ. Раз-< мер дохода — 15% от минимальной стоимости облигации — выпла­чивается только в безналичном порядке.

К государственным займам относятся и казначейские обяза­тельства, которые представляют собой вид размещаемых на добро­вольной основе среди населения и юридических лиц государствен­ных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями де­нежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксиро­ванного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Вы­пускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокумен­тарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

Для покрытия бюджетных расходов были также выпущены ка­значейские векселя (краткосрочные обязательства государства) сро­ком на 3, 6 и 12 месяцев, как правило, на предъявителя. Реализу­ются они в основном среди кредитных организаций по цене ниже номинальной со скидкой, а выкупаются по полной нарицательной цене. Следовательно, доход равняется разнице между ценой пога­шения и продажной ценой.

Целью заимствований на внешнем рынке также является по­крытие бюджетного дефицита. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный феде­ральный орган исполнительной власти. Большую часть внешнего долга России составляют кредиты Парижского, Лондонского и То­кийского клубов кредиторов.

В 1996г. Российская Федерация вышла на мировой кредитный рынок со своими ценными бумагами. Постановлением Правитель­ства РФ 4 ноября 1996г. № 1320 «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 г.»1 от Министерство финан­сов РФ от имени Российской Федерации осуществило выпуск внешнего облигационного займа в ноябре — декабре 1996г.

Контрольные вопросы:

1 Дайте определение государственного (муниципального) кредита в экономическом и правовом аспектах.

2. Каково назначение государственного (муниципального) кредита в обществе?

3. Какова специфика финансовых правоотношений, складываю­щихся в области государственного (муниципального) кредита9

4. Каким образом взаимосвязаны государственный кредит и госу­дарственный долг9

1 СЗ РФ 1996 №47

314 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

5. Назовите формы государственного внутреннего долга.

6. Назовите формы внутреннего долга субъекта РФ и муниципаль­ного образования.

7. Какие виды государственных займов существуют по законода­тельству РФ?

8. Назовите основные методы управления государственным внут­ренним долгом.

9. Охарактеризуйте порядок организации сберегательного дела в РФ.

10. Какие сведения составляют банковскую тайну?

11. Каков порядок наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной орга­низации?

РАЗДЕЛ V.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Глава 16. Правовые основы государственных и муниципальных расходов

§ 1. Понятие и виды государственных (муниципальных) расходов

Государственные расходы — это весьма широкое понятие, пред­полагающее обеспечение всех затрат государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций финансовыми средствами. Причем деньги для осуществления разнообразных задач и функций государства могут быть истрачены разными способами, что во мно­гом зависит от того, как они были аккумулированы в такие денеж­ные фонды, как бюджет, государственные внебюджетные фонды, фонды страхования, децентрализованные финансовые фонды и т.д.

Осуществление всех функций государства возможно только при условии их материального опосредования, поэтому его деятель­ность связана с прямыми затратами финансовых ресурсов. Затраты государства, выражающие экономические отношения, являются го­сударственными расходами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.