КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I IV. Регулирование государственных доходов 22 страница
Статья 60 Конституции Японии также отводит ведущую роль нижней палате парламента. Так, в случае сохранения разногласий между Палатой представителей и Палатой советников после объединенного заседания обеих палат решение Палаты представителей по бюджету становится решением парламента в целом. В Великобритании роль Палаты лордов при принятии финансовых законов признается факультативной согласно ст. 1 Акта о парламенте 1911 г. Так, Палата лордов располагает лишь одним месяцем для рассмотрения финансовых законопроектов, по истечении которого данный закон представляется на подпись Короне даже в случае его непринятия Палатой лордов. Как уже отмечалось, в случае разногласий по проекту бюджета между палатами парламента законодательство большинства стран предусматривает возможность формирования согласительных комиссий, призванных разработать компромиссное решение по проекту бюджета: в Германии созывается комитет, образуемый из членов Бундестага и Бундесрата (ст. 77 Основного закона ФРГ); во Франции правом созыва смешанной паритетной комиссии Парламента наделен Премьер-министр. Поправки к тексту, разра- 428 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом ботанному согласительной комиссией, не допускаются (ст. 45 Конституции Франции); в Японии разногласия между Палатой советников и Палатой представителей решаются на объединенном заседании обеих палат парламента (ст. 60 Конституции Японии); законодательство США также предусматривает возможность созыва согласительной комиссии в случае разногласий по совпадающей резолюции по бюджету. Таковы наиболее общие особенности прохождения бюджетных законопроектов в парламенте. Однако необходимо также остановиться на особенностях бюджетного процесса в англосаксонских странах. В Великобритании расходная и доходная части бюджета рассматриваются и принимаются парламентом раздельно. При обсуждении расходной части бюджета Палата общин заседает в полном составе в качестве Комитета по ассигнованиям. Расходная часть обсуждается постатейно, голосование по каждому пункту оформляется в виде резолюций о предоставлении денежных средств Короне, которые сводятся в ежегодно принимаемый Закон об ассигнованиях. При рассмотрении доходной части бюджета Палата общин заседает в полном составе в качестве Комитета путей и средств. По каждой статье доходной части бюджета Палатой общин принимаются резолюции, составляющие основу Закона о финансах. Закон о контроле за бюджетом и импаундменте 1974 г. установил порядок прохождения проекта бюджета в Парламенте США. На первом этапе Конгрессом на основе проекта бюджета и экономических прогнозов, предложенных исполнительной властью и Бюджетным управлением Конгресса, определяются основные параметры бюджета, фиксируются уровни военных и гражданских расходов. Эти функции возложены на бюджетные комитеты обеих палат, которые принимают совместную бюджетную резолюцию, подлежащую утверждению президентом. Совместная резолюция служит законодательной основой для последующих решений других комитетов по программам. Второй этап заключается в утверждении федеральных программ и принятии федеральных законов о налогах. Эти функции выполняют законодательные комитеты палат, которые принимают решения (санкционирующие законы) на основе бюджетной резолюции. Принятые обеими палатами санкционирующие законопроекты утверждаются президентом. Однако никакие выплаты из бюджета на основании такого разрешающего закона не производятся. Для этого необходимо принятие закона об ассигнованиях, содержащего обязательные для федерального казначейства предписания о выплате определенной суммы из государственного бюджета. Принятием билля об ассигнованиях и его подписанием президентом завершается законодательный этап бюджетного процесса в США. ________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса 429 В Канаде после рассмотрения проекта расходов постоянными комиссиями Палаты общин законопроект об ассигнованиях проходит три коротких чтения в палате и принимается. После обсуждения Сенатом он подписывается генерал-губернатором и становится актом парламента. Во время представления бюджета традиционно делаются предложения по налоговым изменениям, которые представляются парламенту как налоговые законопроекты. Новые законопроекты проходят три чтения, а проекты, вносящие изменения в действующее налоговое законодательство, вступают в силу сразу после внесения резолюций в парламент во время бюджетного послания, по решению правительства. После утверждения парламентом бюджет поступает на подпись главы государства. В некоторых странах предусмотрена процедура предварительной контрассигнации закона о бюджете. Так, Конституция Германии (ст. 82) и Регламент правительства предусматривают обязательную контрассигнацию закона о бюджете федеральным канцлером и федеральным министром финансов. В случае несогласия с изменениями, внесенными в бюджет парламентом, в государствах с президентской формой правления применяется отлагательное вето президента. В США Закон о контроле за бюджетом и импаундменте 1974г предусматривает также возможность отказа Президента расходовать денежные средства, выделенные по закону Конгрессом. В этом случае Президент в специальном послании к Конгрессу объясняет причины импаундмента. Преодолеть решение Президента Конгресс может лишь путем принятия нового билля об ассигнованиях. Бюджетный закон (законы) подлежат обязательному опубликованию в официальном издании. Исполнение бюджета Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления доходов и финансировании расходов в пределах, установленных бюджетным законом. В вопросах исполнения бюджета решения парламента имеют различное значение в отношении доходов и расходов. Так, в отношении расходов они являются факультативными (т.е. одобренные кредиты могут и не расходоваться), но в случае их осуществления они строго ограничивают размеры ассигнований (нельзя расходовать более, чем установил парламент). А в отношении доходов решения парламента обязательны (доходы должны быть собраны) и не ограничивают размеры бюджетных поступлений (предусмотренный уровень доходов может быть превышен). Выделяются два аспекта исполнения бюджета: финансовый и юридический. Финансовый аспект связан с деятельностью казначейства и (или) Центрального банка, а юридический аспект — 430 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ с принципами исполнения бюджета и процедурой исполнения доходной и расходной частей бюджета. Принцип разграничения распорядителей кредитов и бухгалтеров впервые был установлен во Франции 14 сентября 1822 г. и заключается в том, что исполнение бюджета должно возлагаться на двух различных агентов, иерархически независимых друг от друга и осуществляющих разные, но взаимодополняющие функции. При этом функции распорядителей кредитов и бухгалтеров (в отличие от функций администраторов и распорядителей, которые могут быть совмещены) несовместимы. Таким образом, бюджет исполняется специальными субъектами: администраторами, распорядителями кредитов и бухгалтерами, каждый из которых осуществляет определенные операции. Так, администраторы устанавливают и определяют размеры доходов и расходов, распорядители кредитов предписывают исполнение доходной части бюджета, производят расходы в установленных рамках, а бухгалтеры обеспечивают сбор доходов, осуществляют расходы и сохранность денежных средств. Другим, не менее важным, принципом является принцип единства кассы, в соответствии с которым все собранные доходы поступают на единый счет Министерства финансов в Центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Важнейшим элементом третьей стадии бюджетного процесса является кассовое исполнение бюджета, представляющее собой организацию сбора, хранения и выдачи бюджетных средств, а также ведение учета и отчетности. В зарубежных странах встречаются три основные системы организации кассового исполнения бюджета — казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение возлагается на специальный орган министерства финансов — казначейство и систему казначейских касс. При банковской системе кассовое исполнение бюджета осуществляет Центральный банк. Смешанная система предполагает кассовое исполнение бюджета как казначейскими кассами, так и банками. Но несмотря на существующую в стране систему исполнения бюджета, особое внимание необходимо уделить изучению роли и значению казначейства на стадии исполнения бюджета. Казначейство может обладать различным объемом прав. Так, роль казначейства может ограничиваться выделением ассигнований бюджетным учреждениям в четком соответствии с утвержденными законом о бюджете размерами. Казначейство может быть наделено правом устанавливать лимиты на обязательства и на оплату расходов на основании заранее установленных критериев. Также казначейство может отвечать за выполнение учетных функций. В Германии существует смешанная система исполнения бюджета. Так, на уровне федерации кассовое исполнение бюджета осуществляется по банковской системе, а на местном уровне — по казна-
чейской системе. Необходимо отметить также и такую особенность, что министр финансов в Германии наделен полномочиями урезать уже вотированные парламентом расходы. Все финансовые ресурсы Франции сосредотачиваются на едином счете Казначейства, входящего в состав Министерства финансов. Казначейство контролирует поступления и выплаты по этому счету, который находится в Центральном банке. Все бюджетные государственные организации, местные органы власти, государственные предприятия и организации, находящиеся на самостоятельно^ балансе, кредитные учреждения и банки обязаны держать часть своих средств на счетах казначейства. Казначейство обеспечивает своевременную инкассацию доходов и снабжение всех государственных касс достаточными денежными средствами для осуществления платежей. В Испании в рамках Министерства финансов полномочиями по исполнению бюджета обладают Канцелярия заместителя секретаря по финансам и Генеральный директорат казначейства. Бюджетные средства Испании находятся на специальном счете казначейства в Центральном банке, и все поступления и выплаты по данному счету контролирует Генеральный директорат казначейства. Также казначейство ведет надзор за фактическим выделением средств, устанавливает рамки, сроки и порядок исполнения бюджетных обязательств. На Канцелярию заместителя секретаря по финансам возложены функции контроля за расходами и организации учета. В Японии кассовое обслуживание бюджета осуществляет Банк Японии. Все государственные средства аккумулируются в Банке Японии на сводном счете правительства. Банк Японии контролирует выполнение министерствами бюджетных и наличных лимитов. Также исполнением бюджета занимаются Министерство финансов и другие министерства и ведомства. Полную ответственность за исполнение бюджета возложено на министра финансов. В Канаде ведущую роль на стадии исполнения бюджета играют Казначейство и Управление Главного аудитора. Казначейство было создано в 1867 г. в рамках Министерства финансов и через 100 лет преобразовано в самостоятельное министерство, которое на сегодняшний день отвечает за распределение ресурсов для утвержденных политических курсов и программ. Также традиционно роль хранителя финансов парламента принадлежит Управлению Главного аудитора, которое с 1877 г. отвечает за проверку правительственных счетов для обеспечения их правильного ведения с целью полного учета всех доходов и расходов государства. В Великобритании Министерство финансов в лице Канцлера Казначейства обеспечивает исполнение государственного бюджета, контролирует финансовые службы остальных министерств и ведомств, в частности при помощи установления форм финансовой отчетности. Казначейство осуществляет контроль за общими поступлениями в Консолидированный фонд, который представляет собой специальный единый счет Казначейства в Банке Англии. Сред- I 432 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ ства с этого счета могут выделяться только с разрешения парламента и под контролем специального должностного лица — Контролера и генерального аудитора. Любое перечисление средств из указанного фонда без разрешения парламента рассматривается как незаконное, а выделенные средства подлежат возврату. Кроме того, Канцлер Казначейства имеет право наложить вето на утвержденные парламентом расходы в случае нарушения ведомством условий расходования средств или превышения суммы расходов. В США, где применяется банковская система исполнения бюджета Казначейство, осуществляющее свою деятельность в рамках Министерства финансов, контролирует все поступления и выплаты по своему генеральному счету в Федеральном резервном банке в Нью-Йорке, а также контролирует банковские счета правительства. Контроль за исполнением бюджета Завершает бюджетный процесс стадия контроля за исполнением бюджета. Как уже говорилось, исполнение бюджета связано с операциями двух видов: административными и финансовыми (счетными), что приводит к разделению функций между администраторами, распорядителями кредитов и бухгалтерами. Исходя из этого различают и два вида контроля: контроль административного исполнения бюджета и контроль счетного исполнения бюджета. В принципе, контроль за исполнением бюджета включает в себя контроль за расходованием и поступлением бюджетных средств. На сегодняшний день контроль за исполнением бюджета осуществляется не только на стадии исполнения бюджета, но и после его фактического исполнения. Кроме того, существует несколько разновидностей бюджетного контроля: — в зависимости от контролируемого агента, т.е. осуществляется контроль за администраторами, распорядителями кредитов и бухгалтерами; — в зависимости от времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета. Предварительный контроль проводится до утверждения обязательства на оплату расходов и заключается в получении необходимых подписей и виз. Текущий контроль осуществляется бухгалтерами на каждом этапе исполнения бюджетного обязательства. Последующий контроль проводится после реализации бюджетного обязательства, и если быть более точными, заключается он в парламентском контроле, проводимом по окончании исполнения бюджета; — в зависимости от места проведения контроль за исполнением бюджета проводится по результатам выездных или камеральных проверок. Выездные проверки состоят в выезде контролеров к проверяемым с целью ознакомления с условиями исполнения бюджетного обязательства. Камеральные проверки заключаются в проверке подтверждающих документов и бухгалтерских счетов и в их сопоставлении. Любые операции по исполнению бюджетных обязатель-
________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса _____ 433 ствах учитываются дважды: в бухгалтерском учете администраторов и бухгалтеров. Существование двойного учета уже представляет собой определенную форму бюджетного контроля; — в зависимости от органа, осуществляющего контроль, различают контроль административный, судебный и парламентский. В Германии контроль за исполнением бюджета предусмотрен ст. 114 Основного закона, согласно которой Бундестагу и Бундесрату федеральный министр финансов должен представлять отчеты о всех доходах и расходах правительства, о состоянии государственного имущества, а также о государственных долгах, а Федеральная-счетная палата — свои выводы о рентабельности и правильности руководства бюджетом; такие же выводы она представляет федеральному правительству. Кроме того, законодательство Германии предусматривает возможность передачи наиболее сложных дел в финансовые суды, которые специализируются на финансовых спорах и проступках, связанных со злоупотреблением государственными фондами. Аналогичные положения содержатся также в конституциях земель, где контроль за исполнением бюджета осуществляют казначейские палаты, но при этом бюджетные полномочия, права и обязанности сбалансированно распределены между ландтагами и правительствами. Во Франции несмотря на ограничение роли парламента в бюджетном процессе Конституция 1958 г. предоставляет парламенту право контроля в финансовой сфере. В частности, парламент может осуществлять свой контроль через парламентские комиссии по расследованию и контролю, предусмотренные ст. 6 Ордонанса от 15 ноября 1958 г. о деятельности парламентских палат. По окончании финансового года парламент принимает закон об исполнении бюджета, к проекту которого должен прилагаться доклад Счетной палаты. Кроме того, контроль за исполнением бюджета осуществляет и специализированный судебный орган — Счетная палата, созданная еще в 1807 г. Наиболее важным документом Счетной палаты является ежегодный доклад президенту, передаваемый также в парламент. В докладе сообщается обо всех нарушениях, выявленных в процессе проверки, обращается внимание на самые серьезные из них, требующие принятия законодательных и иных мер. Также во Франции действует Генеральная инспекция финансов, представляющая собой корпорацию финансовых инспекторов-контролеров, связанную с кабинетом министра финансов, но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. Финансовые инспектора проводят проверки состояния учета во всех звеньях государственных финансов. Контроль за исполнением бюджета в Японии непосредственно возложен на независимый от правительства орган — Ревизионную палату, создание которой было предусмотрено Конституцией 1889 г., и деятельность которой на сегодняшний день регулируется 28 - 9677 434 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом законом о Ревизионной палате 1947г. с последующими изменениями и дополнениями. Ревизионная палата состоит из Совета ревизоров (аудиторов) и Генерального секретариата. Совет ревизоров имеет право: проверять ежегодный окончательный отчет о государственных доходах и расходах; запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения ревизии; принимать решение о привлечении к ответственности нарушителей финансовой дисциплины и др. Аудиторские проверки проводит Генеральный секретариат и входящие в его состав бюро. Ревизионная палата осуществляет контроль после производства расходов или поступления доходов в бюджет на основе материалов учета и отчетности. Основными направлениями контрольной деятельности являются проверки фактического наличия государственных денежных средств и иного движимого и недвижимого имущества государства, установление законности совершаемых финансовых операций, контроль за соблюдением установленных законом финансовых процедур. Контролю Ревизионной палаты подлежат все счета государственных финансов, ежегодно рассматриваемые и утверждаемые парламентом. Подготовленный Палатой доклад о ревизии вносится в парламент правительством. В парламенте доклад о ревизии рассматривается в ревизионных комиссиях, созданных в обеих палатах. На этапе выполнения бюджета японский парламент наделяется широкими полномочиями по контролю за исполнительной властью. Не реже одного раза в три месяца правительство обязано информировать парламент об исполнении бюджета. Контрольные функции парламента реализуются с помощью интерпелляций и проведения специальных расследований. При возникновении каких-либо проблем в ходе исполнения бюджета материалы обычно направляются в соответствующие парламентские комиссии (чаще всего в подобных случаях разбирательство проводится в ревизионных комиссиях обеих палат). В Швейцарии контроль за исполнением бюджета осуществляют Федеральное собрание, Федеральный совет, федеральное министерство финансов и специальный орган Федерального Финансового контроля, созданный в 1967 г. В Великобритании парламент осуществляет контроль за исполнением бюджета путем проверки отчетов о расходовании государственных средств, ассигнуемых парламентом. Эта функция возложена на специальный орган Палаты общин — Комитет по государственной отчетности, который проверяет законность финансовой деятельности правительственных ведомств, эффективность и целесообразность использования ими государственных средств. Для реализации поставленных перед ним задач Комитет наделен полномочиями заслушивать должностных лиц министерств и ведомств, запрашивать и изучать необходимые финансовые документы и сообщать о результатах проведенных проверок Палате, а также давать рекомендации по совершенствованию финансовой деятельности Глава 21. Основы бюджетного права и процесса министерств и ведомств. Важная роль в работе Комитета принадлежит Контролеру и генеральному аудитору — специальному доля<но-стному лицу, осуществляющему свои полномочия от имени Палаты общин и несущему ответственность перед ней. Контролер и генеральный аудитор осуществляет проверку правильности расходования средств, ассигнуемых парламентом, контроль за использованием средств Консолидированного фонда, также он вправе отказать в выдаче средств из фонда, если соответствующие расходы не санкционированы парламентом. Результаты проверок представляются Комитету по государственной отчетности" Контролер и генеральный аудитор возглавляет Государственное ревизионное ведомство, осуществляющее ревизию финансовых отчетов министерств и других государственных учреждений. В Канаде после исполнения бюджета Главный аудитор проводит заключительную проверку финансовых операций и представляет доклад Палате общин. Управление Главного аудитора было создано в 1877г. в соответствии с Законом о Главном аудиторе 1977г. Аудитор отвечает за проверку правительственных счетов и сообщает Парламенту о фактах неисполнения, неправомерного исполнения и нарушения бюджетных обязательств. Кроме того, контроль за исполнением бюджета осуществляется и самим Парламентом. С этой целью нижняя палата Парламента создала Комитет по государственным расходам. Также ежегодно Совет казначейства направляет в Палату обидин специальный документ — «Государственные счета», в котором содержатся вся необходимая информация о финансовых операциях имевших место в течение финансового года, о доходах и расходах за тот же период времени, о финансовом положении Канады, заключение Главного аудитора и иная необходимая информация финансового характера, которая должна представляться в Парламент в соответствии с действующим законодательством. В США в осуществлении контроля за исполнением бюджета Конгрессу оказывает содействие целая система вспомогательных органов. В их ряду особая роль принадлежит Бюджетному управлению Конгресса и Главному контрольно-ревизионному управлению Бюджетное управление Конгресса (БУК) было создано в 1974 г. и в его задачи входит подготовка ежегодных докладов по бюджету бюджетным комитетам палат. Оно разрабатывает также пятилетние прогнозы экономическое воздействия принимаемых Конгрессом финансовых биллей и резолюций. По требованию бюджетных и иных комитетов Конгресса БУК осуществляет исследования и по другим вопросам бюджетной политики. Главное контрольно-ревизионное управление, образованное в 1921 г., возглавляется Генеральным контролером, назначаемым президентом. В задачи управления входят толкование финансовых нормативных актов, контроль за расходованием государственных средств, финансовой деятельностью органов исполнительной власти, осуществлением утвержденных Конгрессом финансовых про- 28' 436 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ грамм, установление правил ведения финансовых операций и отчетности в федеральных учреждениях. О результатах своих исследований управление непосредственно докладывает Конгрессу. В Сенегале контроль за исполнением бюджета на высшем уровне осуществляют от имени президента Управление Финансового контролера и Главная государственная инспекция. В их функции входят контроль за законностью и своевременностью всех финансовых операций с бюджетными средствами и информирование президента о состоянии государственных финансов. Судебный контроль осуществляют 3-й отдел (финансовый и счетный отдел) Верховного суда Сенегала, выполняющий те же функции, что и французская Счетная палата, и Палата бюджетной дисциплины, налагающая взыскания за нарушения в бюджетной сфере. Парламент по окончании бюджетного года принимает закон об исполнении бюджета. Контрольные вопросы: 1. Что представляет собой бюджет в зарубежных странах? 2. Какова структура бюджетного законодательства? 3. Назовите основные принципы бюджетного права зарубежных стран. 4. В чем заключается принцип ежегодности бюджета? 5. Охарактеризуйте стадию разработки проекта бюджета. Какие органы ее осуществляют? 6. Каковы особенности прохождения бюджетных законопроектов в Парламенте? 7. Какие государственные органы участвуют в исполнении бюджета? 8. Какие государственные органы осуществляют контроль за исполнением бюджета? J Глава 22. Основы налогового права § 1. Налог и налоговое право Понятие налога определяется в доктрине и в законодательстве. Законодательное определение налога более важно с точки зрения его применения на практике, доктринальное определение необходимо прежде всего для правильного понимания основных характеристик налога в их историческом развитии, поскольку оно первич-' но и во многом определяло нормативное закрепление понятия «налог». В юридической литературе зарубежных стран можно встретить различные определения понятия налога в зависимости от того, какие характеристики налога берутся за основу. Наиболее важно определение налога как вида платежа, представляющего собой форму отчуждения части собственности физических и юридических лиц в пользу государства. Это определение, как правило, содержит основные характеристики налога: а) принудительное изъятие; б) отсутствие встречного удовлетворения; в) установление и отмена налога путем принятия закона. Законодательное определение налога обычно можно встретить в специальных законах. Например, Положение о налогах и платежах ФРГ 1977г. следующим образом определяет понятие налога: «Налоги — это денежные платежи, не являющиеся встречным удовлетворением за какие-либо действия и устанавливаемые публично-правовым институтом для уплаты всеми лицами, для которых из определенного фактического обстоятельства, согласно закону, вытекает обязанность осуществлять такие платежи (абз. 1 § 3)». В этом определении содержатся две основные характеристики налога: учреждение и функционирование согласно закону и абсолютный характер платежа, т.е. отсутствие встречного удовлетворения. Последний критерий является основным при разграничении понятий «налог» и «сбор» и в российском законодательстве (ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ). Налоговое право — это налоговое законодательство, а также: а) общие принципы права, применяемые к налоговым отношениям; б) принципы налогового права, закрепляемые в конституции и налоговом законодательстве; в) прецеденты и разъяснения судебных органов по вопросам налогового права; г) доктрина. § 2. Источники налогового права В зависимости от избранного критерия существуют различные классификации источников налогового права. Нижеприводимая классификация — одна из них, в основе своей имеющая юридическую силу норм, содержащихся в источниках налогового права. 438 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ При этом следует оговориться, что в зависимости от правовой системы конкретного государства иерархия источников налогового права может изменяться. Например, в странах, где нормы международного права не обладают приоритетом в отношении норм национального права и применяется норма, принятая во времени последней, расположить парламентский закон можно перед международным договором, и наоборот. Иная ситуация — в условиях правовой системы, где Основной закон закрепляет приоритет нррм международного права или норм права ЕС. С учетом этих разъяснений систему источников налогового права зарубежных стран можно представить следующим образом: а) конституция; б) конституционные и органические законы; в) законы, принятые парламентом в соответствии с обычной процедурой; г) международный договор; д) судебная практика (прецедент); е) подзаконные акты. Конституция Содержание финансово-правовых норм в конституции определяется законодателем исходя из его понимания необходимости регулирования данных отношений на уровне Основного закона государства. Общее правило заключается в том, что конституция является основополагающим источником налогового права. Она содержит правовые принципы, определяющие нормативное регулирование центральных и местных налогов, устанавливает правовые основы налоговой деятельности государства и компетенцию центральных и местных органов в сфере налоговых отношений. Принципы, закрепляемые конституцией, можно разделить на общие принципы права и принципы налогового права Остановимся прежде всего на общих принципах права, устанавливающих основы регулирования всех видов правоотношений, в том числе и налоговых. • Принцип юридического равенства граждан перед законом. Этот принцип закрепляется в конституциях государств безотносительно налогов, а иногда и в связи с ними. Например, в ст. 3 Основного закона ФРГ сказано: «Все люди равны перед законом». В ст. 3 Конституции Италии закрепляется: «Все граждане умеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом..!». В ч. 2 ст. 4 Конституции США говорится: «Гражданам каждого из штатов предоставляются все привилегии и льготы граждан в других штатах». Применительно к налоговому праву это означает, что вне зависимости от гражданства штата все налогоплательщики равны перед налоговым законом штата. А в Конституции Нидерландов прямо указывается, что «никакие привилегии не могут предоставляться в области налогов» (ст. 189).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |