Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России




 

Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. В губерниях и уездах создавались земские органы: выборные земские собрания (губернские, уезд­ные) и избираемые ими земские управы. Вы­боры строились на сословном начале.

Уездное земское собрание состояло из земских гласных, изби­раемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими общества­ми; в) сельскими обществами. Выборы производились соответст­венно на трех избирательных съездах. При этом у крестьян выборы были косвенные: гласные избирались на съезде выборных от сель­ских обществ.

Губернское земское собрание состояло из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из своего состава. Гласные из­бирались на три года.

Организация городского самоуправления определялась Городо­вым положением от 16 июня 1870 г. и была основана на тех же принципах, что и земское самоуправление.

Земские и городские органы самоуправления не подчинялись местной правительственной администрации, однако свою деятель­ность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов. В преде­лах своих полномочий земские и городские органы самоуправле­ния были самостоятельны.

При Александре III было пересмотрено Положение о земских учреждениях (1890 г.), и Городовое положение (1892 г.). Органами губернского земства объявлялись губернское земское со­брание и губернская земская управа.

Губернское земское собрание состояло из гласных под председательством губернского предводителя дворянства. Их численность колебалась от 29 до 62 человек.

Губернская земская управа состояла из председателя и двух членов (их число могло быть увеличено с разрешения ми­нистра внутренних дел до 6), избираемых губернским зем­ским собранием.

Земское собрание уезда состояло из земских гласных, а также членов по должности (председателя управления государственным имуществом, городского головы и др.). Оно собиралось ежегодно на сессию не позднее октября. Сессия продолжалась десять дней. Председательствовал на уездном земском собрании уездный предводитель дворянства.

Органом управления уездного земского самоуправления являлась уездная земская управа.

Для осуществления своих функций земским органам было предоставлено право облагать население денежными сборами, а также вводить в некоторых случаях натуральные повинности (на­пример, по содержанию дорог, по препровождению арестантов, по снабжению квартирами уездной полиции и др.).

Органы городского самоуправления включали городскую думу под председательством городского головы и городскую управу.

Компетенция органов городского самоуправления в общем не отличалась от компетенции земств: на них возлагалось удовлетво­рение потребностей населения, издание обязательных для мест­ных жителей постановлений по противопожарным, санитарным вопросам и др.

Правительственная администрация в лице губернатора осу­ществляла надзор за земским и городским самоуправлением. Гу­бернатор утверждал в должности членов управ и представлял на утверждение министру внутренних дел председателя губернской земской управы и городского голову губернских и областных горо­дов. Вместе с тем, губернатор имел право производить ревизию управ и подчиненных им учреждений. Губернатору предоставлялось право принимать жалобы на действия управ.

Выборные лица, занимающие должности в коллегиальных ор­ганах земского и городского самоуправления в соответствии с По­ложением о земских учреждениях (1890 г.) и Городовым положе­нием (1892 г.), считались состоящими на государственной службе. Они имели право на чинопроизводство, на получение орденов и на ношение мундира. Губернатор имел право возбуждать вопрос об ответст­венности выборных должностных лиц земского и городского само­управления, представлять их к награде.

Специальным органом административного надзора за земски­ми и городскими органами самоуправления являлись губернские по земским и городским делам присутствия.. В состав этого органа входили: предводитель губернского дво­рянства, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, про­курор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города, а также один член губернского земского собрания

Губернское присутствие рас­сматривало вопросы законности постановлений и распоряжений управ, ответственности должностных лиц земского и городского самоуправления и другие вопросы, связанные с деятельностью органов самоуправления. Губернатор вправе был приостановить решение губернского присутствия и направить дело министру внутренних дел. Министр либо входил в Правительствующий Сенат с представлением об отмене решения губернского присутствия, либо предлагал губернатору привести его в исполнение.

На уровне волости, отдельных сельских поселений действова­ли органы крестьянского самоуправления. Органами сельского общества являлись сельский сход и сель­ский староста.

На волостном управлении лежала забота об исполнении повин­ностей, возложенных на крестьян, надзор за сельскими должност­ными лицами и помощь местной полиции.

Органами волостного управления являлись: волостной сход, волостное правление, волостной старшина, волостной писарь, а также сотские, десятские и некоторые другие должностные лица. Волостной сход состоял из крестьян, избиравшихся от каждого сельского общества, входящего в состав волости, по одному от де­сяти дворов.

Волостное правление состояло из волостного старшины, сель­ских старост всех обществ, входящих в состав волости, и являлось совещательным органом при волостном старшине.

Органами надзора за крестьянскими учреждениями являлись земские начальники. Особенность их правового статуса заключалась в том, что они выступали и как судебные, и как административные органы. Они назначались министром внутренних дел по совместному представлению губернатора и губернского предводителя дворянства.

Земский начальник утверждал в должности волостных стар­шин, а также вправе был отстранить их от должности. Он проверял списки дел, подлежащих об­суждению на волостных сходах, и мог дополнить их по своему усмотрению, имел право подвергать крестьян за неисполнение его требований аресту на срок не свыше трех дней и штрафу, а должностных лиц сельского и волостного управления - аресту на срок не свыше семи дней и штрафу.

Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917 г. Временное правительство. Предполагалось, в частности, ввести земское самоуправление на волостном уровне. Однако осуществить эту реформу не удалось.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.