КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Местного самоуправления. Конституционные принципы организации и деятельности
Конституционные принципы организации и деятельности
Под конституционными принципами местного самоуправления понимаются закрепленные в Конституции РФ основные начала, определяющие организацию и функционирование институтов местного самоуправления. К их числу относятся следующие положения: 1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; 2) организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти; 3) соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам; 4) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; 5) законность в организации и деятельности местного самоуправления; 6) гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления; 7) запрет на ограничения прав местного самоуправления.
1.В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом суть местного самоуправления. Конституционное положение о самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий соответствует нормам Европейской Хартии местного самоуправления, которая предусматривает, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти». Самостоятельность местного самоуправления подразумевает прямой запрет для органов государственной власти и их должностных лиц осуществлять в любых формах функции местного самоуправления, а также образовывать органы и назначать должностных лиц местного самоуправления. Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы социально-экономического развития. Население самостоятельно определяет конкретные формы осуществления местного самоуправления иструктуру муниципальных органов.
2. Организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти какпринцип организации местного самоуправления определяет место местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Публичная власть осуществляется в России на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов РФ и муниципальном. Первые два уровня представляют государственную власть, а третий - уровень местного самоуправления. Конституция РФ, устанавливая организационную обособленность местного самоуправления, закрепляет за ним собственную компетенцию, в пределах которой оно самостоятельно. Как и всякая публичная власть, местное самоуправление имеет общую основу с государственной властью, которая на муниципальном уровне приобретает новые черты, связанные, прежде всего, с возможностью ее осуществления непосредственно за счет использования потенциала самоорганизации граждан.
3. С оразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам означает, что местные сообщества получают такие полномочия, которые необходимы для полного удовлетворения интересов проживающего на данной территории населения. Экономическая самостоятельность местного самоуправления определяется наличием муниципальной собственности и правом на самостоятельное управление ею. К объектам муниципальной собственности относится имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество. Финансовую основу местного самоуправления составляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст.132 Конституции РФ). За муниципальными образованиями закрепляются отчисления от федеральных налогов и налогов субъекта Российской Федерации, которые являются доходными источниками местного бюджета. Кроме этого для нормального обеспечения жизнедеятельности населения органы местного самоуправления должны сами «зарабатывать» дополнительные средства за счет предоставляемых населению платных услуг.
4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления обеспечивается за счет учета и использования исторических, национальных, культурных и иных местных традиций. Этот принцип можно рассматривать в трех аспектах: а) территориальном; б) национальном; в) структурном. Территориальный аспект предполагает осуществление местного самоуправления в границах различных административно-территориальных единиц с учетом исторических особенностей и устоявшихся традиций. Так, в Саратовской области муниципальные образования созданы в составах районов, административных центров соответствующих районов и округов; в Астраханской области - в городских, районных и сельских поселениях; в Пензенской области - в городских и сельских поселениях, а районы являются государственными административно-территориальными единицами. Национальный аспект обусловлен этническим многообразием населения Российской Федерации. Органы местного самоуправления непосредственно выражают интересы жителей и способствуют более гибкому учету их этнокультурных запросов. Необходимость учитывать исторические и иные местные традиции является требованием, которое последовательно реализуется в российском законодательстве о местном самоуправлении. Базовое положение определяется в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, где указывается, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Закон о местном самоуправлении 2003 г. допускает, чтобы местные обычаи и традиции учитывались при установлении наименований органов местного самоуправления и определении символики муниципального образования. Анализ наименований представительных органов местного самоуправления показал, что. в большинстве административных центров субъектов Федерации, являющихся муниципальными образованиями, представительный орган именуется городской думой - в 31 муниципальном образовании, в 12 городских муниципальных образованиях - городской совет, в 9 — городской Совет народных депутатов, в 5 - городское собрание. В большинстве районных муниципальных образований представительные органы именуются собраниями представителей. Структурный аспект предполагает разнообразие в избрании населением той или иной модели организации местного самоуправления.
5. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Реализация принципа законности обеспечивается посредством таких форм, как контроль и надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина, а также путем обжалования неправомерных решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления в судебном порядке. Обязательная государственная регистрация уставов муниципальных образований обеспечивает контроль за соответствием уставов действующему законодательству.
6. Гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления как принцип организации и деятельности местного самоуправления имеет различные формы проявления. Во-первых, он означает информирование населения о заседаниях представительного органа муниципального образования, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления. Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В-третьих, органы местного самоуправления должны использовать традиционные организационно-массовые формы работы с избирателями, обязаны рассматривать проекты правовых актов, внесенные населением, на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы (обнародованы).
7. Запрет на ограничения прав местного самоуправления. В ст. 133 Конституции РФ указано, что местное самоуправление в России гарантируется следующими положениями: 1) правом на судебную защиту; 2) правом на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; 3) запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами. На государственные органы возлагаются функции обеспечения, охраны и защиты местного самоуправления. К ним, в частности, относится разработка правовой основы организации и деятельности местного самоуправления; установление правовых гарантий экономической, финансовой и организационной самостоятельности местного самоуправления; соблюдение принципов взаимодействия муниципальных органов и органов государственной власти.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |