Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества игры как метода психологической работы с детьми




Игра как метод, ее исторический аспект

Игровая деятельность для ребенка является ведущей, и помощь ему в рамках игры будет наиболее подходящей и эффективной.

Одними из первых стали использовать игру, как средство разрешения внутренних конфликтов психоаналитики в рамках психотерапии (З.Фрейд, М Кляйн, А.Фрейд). Начались дискуссии между различными психологическими школами: Дж.Морено (американский психолог, основатель метода психодрамы), Д.Леви (облегченная психотерапия), М Ловенфельд (методика мироздания с использованием миниатюрных игрушек), Д.Б Эльконин (теория игровой деятельности), А.И.Захаров (игра как средство рациональной и суггестивной психотерапии)…

Основные споры были по форме игры (директивная или недирективная), степень участия психолога (психолог играет пассивную роль наблюдателя, роль партнера, соучастника в игре или руководителя), по ее содержанию (игра отражает символизированные вытесненные конфликты, или реальные жизненные отношения). А цели уже ставились в зависимости от психологической парадигмы: бихевиористы обучали с помощью игры различным поведенческим паттернам поведения, психодраматисты перестраивали взаимоотношения клиента в малой социальной группе и приспосабливали его к ней, аналитики вскрывали внутренние конфликты и вели их к разрешению, расширяя сознание ребенка. Д.Б.Эльконин отмечал, что игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит его к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Сегодня психологи в своей работе объединяют цели, формы и содержание игровой терапии. А.И.Захаров, например, говорил о том, что на разных этапах работы с клиентом требуются разные подходы (сменяют друг друга спонтанность игры и ее директивность, содержание ролевых игр меняется от терапевтически-направленных до обучающих и т.д.).

Игра как метод может использоваться одновременно и в качестве диагностики, коррекции поведенческой сферы, разрешения эмоциональных внутриличностных конфликтов.

Игра – наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, позволяющая достичьразрешения внутренних конфликтов, проработать их психологические проблемы и эмоционально-травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. Игра – это язык, которым ребенок может с нами говорить на равных.

Трудности, с которыми сталкиваются детские психологи в работе, связаны с неспособностью ребенка выражать свои переживания в словах. С одной стороны из-за незрелости вербально-интеллектуальных возможностей ребенка, с другой стороны –из-за неосознаваемости чувств, потребностей, подавленных вытесненных негативных переживаний. И в этих условиях – игра снимает этот барьер общения с ребенком.

Игра делает свободным самовыражение ребенка. В условиях игровой комнаты, где в наличии имеется арсенал простых игрушек (людей, животных, деревьев, транспорта, строительных материалов, строений, природного материала, песка и воды, и пр.) ребенок способен преодолеть сопротивление к тому, что действительно чувствует, думает и хочет. И тогда ребенок может воссоздать различные ситуации из своего опыта.

Игра используется психологом для установления контакта с ребенка, т.к. прочный альянс между психологом и клиентом имеет большое значение для работы. С помощью активного участия в игре психолога – быстро снижается уровень тревожности у ребенка.

Игра может использоваться как метод «простого освобождения», отреагирования аффекта, снятия напряжения в связи с определенными чувствами. В этом случае снимается актуальное эмоциональное напряжение и ребенок научается способам самостоятельно расслабляться, способам саморегуляции своего состояния. Хотя глубинная причина, аккумулирующая эти чувства и аффекты – не устраняется.

Дети не в состоянии осознать и рассказать о своих проблемах, а в игре, с помощью психолога и его профессиональных навыков, они получают возможность выразить, преодолеть и разрешить свои проблемы, накопленные эмоциональные переживания и трудности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.