Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления психологической работы с использованием игры




Диагностика. Игра может использоваться в диагностических целях. Спонтанная игра для психолога является одним из надежных источников информации. Наблюдение за игрой, ее изменениями в ходе работы, особенностями игры ребенка с психологом и с родителями, а также анализ событийного анамнеза ребенка, обратная связь от родителей - дают ясную картину о состоянии ребенка и этапе психологической работы, на котором он находится. Психологу становится понятно - куда двигаться дальше.

Коррекция поведенческой сферы. Она осуществляется в основном обучающими, бихевиорально-ориентированными играми. В основном это касается социально-приемлемых способов реагирования, разнообразных паттернов и моделей поведения. Здесь игра носит направленный характер, директивный, заданный психологом. Например, сначала психолог демонстрирует игру-драматизацию, где показаны некоторые способы реагирования героя, его поведение и последствия для него. Затем вскрываются причинно-следственные связи и предлагается конструктивный способ реагирования, социально приемлемый паттерн поведения. Психолог показывает, как герой пробует эти новые модели поведения, и каковы позитивные последствия получаются в результате. Замечено, что на основе таких сказок-драматизаций ребенок некоторое время «тренируется», проигрывает в спонтанной игре подобный сюжет, а затем использует новые модели поведения в реальных отношениях.

Сюда же можно отнести игры, в которых психолог ориентирует ребенка в реальном мире, пространстве и времени; обучает способам исследования предметов и людей. Объяснив ребенку, с помощью игры, – что происходит, почему, что является ресурсом, и как с этим жить дальше – психолог «контейнирует» (аналитический термин) тревогу ребенка, упаковывает ее и не дает ей разлиться на все его существование. Теперь, ребенок, зная как и что может быть, не так страшится столкновения с реальностью, даже если она не очень приглядна. Как говорится - «предупрежден – значит вооружен».

Работа, направленная на разрешение внутриличностных конфликтов (психологи называют этот процесс терапией). Одной из первых игру,в качестве средства разрешения внутриличностных проблем, с детьми стала применять Анна Фрейд. Она тогда работала с детьми, пережившими бомбежки Лондона. С помощью игры ребенок получал возможность выразить свои переживания, что вело к освобождению его от страхов и пережитое не развивалось в психическую травму. Проработка внутриличностных конфликтов позволяет ребенку отреагировать сильный аффект (эмоции), осознать чувства, которые появляются от внутренней борьбы, от чувства неудовлетворенности, от пережитой психологической травмы, и, обеспечить ресурс для дальнейшей, качественно новой, жизни.

Здесь психологи наблюдают различные вариации игры у детей: начиная с от пассивной манипуляции с символом, образом, в который ребенок «упаковывает негативное переживание», и заканчивая активными баталиями в игре с самим психологом, или с теми символами, за которые психолог играет.

Таким же видом игр можно назвать и игры арт-терапевтического плана. Когда ребенок отреагирует свое внутреннее состояние, начиная от пассивного смешивания цветов в стакане с водой (типа моет кисточку, каждый раз ее пачкая в новых красках), и, заканчивая рисованием различных монстров, «кричащих» пятен, заливанием краской и водой всего листа и стола заодно.

Ж.Пиаже отмечал, что именно символическая функция игры является особенно важной. Ребенок демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что когда-либо испытывал. К тому же игра является редким безопасным пространством для ребенка, в котором он может контролировать собственную жизнь.(из кн. Л.М.Костиной «Игровая терапия с тревожными детьми» С-Пб, «Речь» 2003)

Юнгианский аналитический подход дает нам богатый инструментарий для работы с образами и символами. Умение пользоваться символическим – оказывает психологу неоценимую помощь и неисчерпаемые возможности для понимания клиента и психологической работы с ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.