КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая теория права. В нормативистско-этатистской доктрине принято выделять следующие источники права:нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты),судебный прецедент
В нормативистско-этатистской доктрине принято выделять следующие источники права:нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты),судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина, нормативный договор. Специфика толкования смысла источника права в этом случае заключается в том, что его правовое значение связывается исключительно с признанием и поддержкой со стороныгосударства. Виды текстуальных источников права ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник Все другие варианты правопонимания предоставляют больше возможностей для интерпретации понятия «источник права». В коммуникативной теории выделяют первичные и вторичные текстуальные источники права, к которым относят следующие: мифы (мифология), правовые обычаи, судебные прецеденты, судебная и административная практика, правовая практика, правовые доктрины, священные книги, правовые акты (общие и индивидуальные, автономные и гетерономные). Мифы (мифология) в узком смысле — это передававшиеся в форме устных повествований фантастические представления о природе и обществе, свойственные прежде всего архаичному человеку. В потестарных обществах мифология предстает как живая, многообразно функционирующая система, пронизывающая всю культуру этноса. Мифология присутствовала во всей деятельности потестар-ного общества, в различных бытовых операциях и отношениях, магических действиях, предметах и вещах. Мифологические тексты, повествовавшие о деяниях сверхъестественных существ, легендарных героев и проявлениях их всемогущества, воспринимались в культуре потестарного общества как нормативные тексты, и вытекавшие из них правила поведения были включены в систему традиционных знаний архаичного человека, так что собственно миф и норма социального поведения в таком обществе нерасчленимы. По мнению профессора В. Г. Графского, миф стал самой значительной интегрирующей идеологией в период начальной социальной истории и одной из автономных форм сознания, «изъясняющегося языком символов, ритуалов и сопутствующих запретов и дозволений».2 Таким образом, 2 Графский В. Г. Власть законов: история идей и современность // Политико-правовые ценности. М., 2000. С. 45. Глава XII, Источники права мифология являлась первичным источником права в потестарном обществе. Современный правовед И. Н. Грязин, в частности, полагает, что связь права с культурой обнаруживается в его первоначальном единстве с общей (мифологической) космологической картиной. По его мнению, «право даже в самой своей зародышевой форме обладало неким языковым, текстуальным выражением, понятным и принятым в данной культуре». Символическое и мифологическое выражение правовых норм и публичность их выполнения обеспечивали в древних культурах и сохранение права в памяти, и, следовательно, сохранение его необходимой стабильности.3 Мифы (мифология) в широком смысле слова могут являться вторичным источником права и в современных обществах. По мнению Р. Барта, миф — это коммуникативная система, сообщение. Для определения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается. Миф основан на внушении. Он является таким текстом, «в оправдание которого приведены слишком сильные доводы». В современном мире происходит мифологизация окружающей действительности, например, социальных, политических, правовых идей и концепций. Идея, воплощенная в слове, обретает жизнь, действует как живое существо, т. е. становится мифом и начинает двигать массами, заставляя подчас целое общество, не подозревающее об этом, жить по законам мифотворчества.4 В таком значении мифология (миф), определяя общезначимые права и обязанности субъектов, является и текстуальной формой, и важнейшим содержательным источником норм социального права, причем источником не только рациональным, но также иррациональным (см. понятие архетипа в главе VI «Правосозние»). Правовой обычай является одним из наиболее древних текстуальных источников права. Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. 3 Грязни И. Н. Текст права: Опыт методологического анализа конкурирующих теорий. Таллин, 1983. С.30, 33. 4 Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 72-97.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |