Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иные формы непосредственной демократии, используемые для




Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление: понятие, правовая природа и формы осуществления

Территориальное общественное самоуправление является одной из важных форм участия населения в решении вопросов местного значения.

Институт территориального общественного самоуправления прошел длительный путь своего становления, оптимизации содержания и совершенствования форм реализации. На первом этапе формирования местного самоуправления население осуществляло местное самоуправление через представительные органы - местные Советы, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления.

В Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. ”О местном самоуправлении в РСФСР” была отдельная глава, посвященная территориальному общественному самоуправлению. В ст. 80 закреплялась система территориального общественного самоуправления, которая включала общие собрания (сходы) граждан, конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии, органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и тому подобного).

Органы территориального общественного самоуправления могли наделяться правами юридического лица. Они обладали определенными полномочиями в экономической, финансовой сферах, осуществляли полномочия, передаваемые им местными Советами и местной администрацией. Местные Советы и местная администрация могли устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также определять перечень вопросов, решения по которым не принимались без согласования с органами территориального общественного самоуправления.

Устанавливалось, что органы территориального общественного самоуправления создавались по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы таких органов могли проводиться на общих собраниях (сходах) граждан или конференциях граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на срок полномочий местного Совета либо на иной срок по решению собрания (схода), конференции жителей.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” существенно сократил правовое регулирование территориального общественного самоуправления, посвятив ему лишь одну статью. Предполагалось, что на основе этой статьи субъекты Федерации разработают и примут свои законы о территориальном общественном самоуправлении, с последующей регламентацией этого института в уставах муниципальных образований.

Закон сохранил преемственность в признании территориального общественного самоуправления необходимым элементом непосредственной демократии, важным механизмом самоорганизации населения по месту жительства с целью решения вопросов местного значения и добровольного исполнения жителями принимаемых на себя в связи с этим обязательств.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установил, что территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением в границах территории, определяемой представительным органом поселения по предложению граждан, проживающих на этой территории. Это может быть подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт (не являющийся поселением), иные территории проживания граждан.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых для этого средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Участие населения в осуществлении территориального общественного самоуправления является добровольным.

Выделяются два направления осуществления территориального общественного самоуправления: а) проведение собраний и конференций граждан; б) создание органов территориального общественного самоуправления, которые избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрания проводятся по инициативе населения, представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления, а также компетенция собрания определяются уставом территориального общественного самоуправления. Собрание по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления правомочно при участии в нем не менее половины жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет.

Полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов) в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Конференция считается правомочной при участии в ней не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет.

Установленные Законом нормы представительства населения на собрании, конференции отражают стремление законодателя привлечь к осуществлению территориального общественного самоуправления большинство граждан, проживающих на соответствующей территории.

В современных условиях это создает и дополнительные трудности при проведении собраний и конференций, поскольку пока еще далеко не все жители готовы тратить свое свободное время на организацию территориального общественного самоуправления. Предстоит искать пути повышения инициативы и активности граждан в развитии самоуправленческих начал по месту своего проживания.

Собрание, конференция вправе принимать решения лишь по вопросам, отнесенным к их компетенции уставом территориального общественного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ впервые выделил исключительные полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление:

установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

избрание органов территориального общественного самоуправления;

определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы (советы, комитеты) территориального общественного самоуправления избираются на собраниях, конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. К ведению органов территориального общественного самоуправления относятся следующие вопросы:

представительство интересов населения, проживающего на территории деятельности органа территориального общественного самоуправления;

обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

право осуществления хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Федеральный закон от 6 октября2003 г. № 131-ФЗ не предусматривает возможность передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления органам территориального общественного самоуправления. Однако и прямого запрета тоже нет. Следовательно, в рамках собственной инициативы органов местного самоуправления и с согласия органов территориального общественного самоуправления такое взаимодействие вполне возможно.

В предшествующие годы органы местного самоуправления на основе соглашений передавали органам территориального общественного самоуправления, вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, часть своих функций, связанных с решением вопросов местного значения на территории их деятельности (благоустройство и озеленение территории, оборудование детских, в том числе спортивных, площадок, мест отдыха, поддержание в порядке тротуаров, колодцев, местных дорог, других объектов жилищно-коммунального хозяйства на данной территории, организация культурно-массовой, спортивной, воспитательной и другой работы с населением). Органы местного самоуправления могли оказывать и целевую финансовую помощь органам территориального общественного самоуправления для реализации конкретных программ развития данной территории. Такой опыт вполне может быть использован и в современных условиях.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации уполномоченным органом соответствующего поселения принятого на собрании, конференции устава территориального общественного самоуправления. Порядок такой регистрации определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

территория, на которой оно осуществляется;

цели, задачи, формы и основные направления деятельности;

порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

порядок принятия решений;

порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Устав территориального общественного самоуправления не отнесен законом к муниципальным правовым актам. Предполагается, что на данном уровне не требуются инструменты публично-властного воздействия и правотворческие полномочия, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Устав действует только в границах данного территориального общественного самоуправления.

В действующем законодательстве содержится весьма противоречивая формулировка, касающаяся предоставления прав юридического лица. Предшествующий Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ устанавливал, что правами юридического лица могут наделяться органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (ст. 27).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ коренным образом изменил такой подход. Теперь в ч. 5 ст. 27 Закона закрепляется: территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Представляется, что данная формула требует уточнения и корректировки с учетом требований гражданского законодательства. Не случайно, в соответствии со ст. 41 этого же Закона, права юридического лица предоставляются не муниципальному образованию, а органам местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.