Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управлению муниципальным хозяйством 2 страница




Органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

В области хозяйственной деятельности органы местного самоуправления призваны, кроме этого, решать вопросы контроля за использованием земель на территории муниципального образования.

Конституция Российской Федерации, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

В 2001 году был принят Федеральный закон ”О разграничении государственной собственности на землю”[286], который определил правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность федеральную, собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность.

Согласно Закону право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации прав собственности на земельные участки в соответствии с федеральным законодательством. Основанием государственной регистрации прав собственности на земельные участки муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (ст. 2).

Разграничение государственной собственности, включающее, в частности, передачу земельных участков в собственность муниципальных образований, осуществляется в следующем порядке: специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с установленным в статье 5 Закона основанием, подготавливает перечни земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности. Подготовленные и согласованные с органами местного самоуправления соответствующие перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ. Сведения о данных земельных участках вносятся в документы государственного земельного кадастра. Основания передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливаются не федеральным законом, а законами данных субъектов Федерации.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих участков в состав: а) земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; б) земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и др.; в) земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Новый Земельный кодекс РФ[287] закрепляет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, включая право изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель и др. (ст. 11).

Земельный кодекс устанавливает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

а) которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации;

б) право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности;

в) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При этом в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Вместе с тем земельные участки в этих субъектах Федерации из собственности городов федерального значения могут быть переданы в собственность внутригородских муниципальных образований в соответствии с законами данных субъектов Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001г.
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до принятия и введения в действие Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не допускается приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808 ”Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков”, постановлением Правительства РФ от 07.08.2002г. № 576 ”О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю” в муниципальных образованиях стали принимать свои нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы продажи и аренды земельных участков.

Порядок продажи и аренды земельных участков нередко закрепляется в Положении об организации и проведении на территории муниципального образования торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков. В нем, в частности, определяется, что такие торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. Предметом торгов является сформированный (документально оформленный и на местности установленный) земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Органы местного самоуправления планируют использование земель, находящихся в их ведении, разрабатывают, утверждают генеральные планы муниципальных образований, документацию по планировке территории, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения, городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, городского округа, межселенных территорий в муниципальном районе.

Такого рода деятельность осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" с использованием данных государственного земельного кадастра. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о земельных участках и прочно связанных с ними иных объектах недвижимого имущества, о правовом режиме земель, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В земельный кадастр включается и информация о субъектах прав на земельные участки.

Органы местного самоуправления организуют проведение работ по землеустройству, дают заключения по планам землеустроительных работ, проводимых на их территории. Землеустроительные проекты составляются землеустроительными организациями и представляются соответствующим органам местного самоуправления в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отношений.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, связанные с оформлением права собственности на землю, а также сделок с земельными участками в соответствии с действующим законодательством. Каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" органам местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе предписано увеличивать в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Органам местного самоуправления по заявлению собственника разрешено выкупать его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель и передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам Российской Федерации для производства сельскохозяйственной продукции.

Органы местного самоуправления взимают плату за землю. Формами платы являются земельный налог, арендная плата и др. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов) облагаются ежегодным земельным налогом.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза. Органы местного самоуправления имеют также право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления. Платежи за землю зачисляются в местный бюджет.

Органы местного самоуправления призваны активно участвовать в осуществлении деятельности по охране окружающей среды. Государственная политика в данной сфере осуществляется по трем основным направлениям:

а) установление обязанностей органов и должностных лиц местного самоуправления по контролю за обеспечением сохранности и улучшению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов на территории муниципального образования;

б) установление административной или уголовной ответственности физических и юридических лиц за нарушения требований экологии в своей производственной деятельности, а также обязанностей возместить причиненный ущерб.

в) создание возможностей для равного доступа всех граждан к природным источникам, если это не противоречит интересам охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом 2002 г. "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления координируют деятельность экологических служб предприятий, учреждений и организаций независимо от их форм собственности и подчинения; организуют экологические экспертизы проектов; осуществляют экологический контроль за состоянием окружающей природной среды; принимают решения об ограничении, прекращении экологически вредной деятельности.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в сфере охраны окружающей среды предусматривает:

организацию в границах городского округа, муниципального района мероприятий (в муниципальном районе – межпоселенческого характера) по охране окружающей среды;

организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, городского округа, за исключением объектов, где экологический контроль осуществляют федеральные органы государственной власти;

организацию благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа, использование и охрану городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении;

организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальном районе;

организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городском округе.

Действующее законодательство наделяет органы местного самоуправления определенными полномочиями и в сфере пользования недрами. Федеральный закон от 3 марта 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" установил, что органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов о предоставлении недр в пользование с учетом социально-экономических и экологических интересов населения территории, в развитии материально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; выдают в соответствии с установленным порядком разрешения на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; приостанавливают работы, связанные с использованием недр, в случае нарушения положений действующего законодательства; осуществляют контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий. Платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и используются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются положения Жилищного кодекса РФ, Закона РФ ”Об основах федеральной жилищной политики” (1992 г.), Закона РФ ”О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (1991 г.), Федерального закона от 6 октября 2003 г. ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг.

Формирование муниципального жилищного фонда в нашей стране стало осуществляться в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. ”О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”[288].

Муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям) составили жилые дома, специализированные дома (гостиницы, общежития), служебные и иные жилые помещения, дома социального использования. Муниципальный жилищный фонд включает также ведомственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

В ведение местного самоуправления перешли и объекты жилищно-коммунального хозяйства:

жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты социальной инфраструктуры;

объекты инженерной инфраструктуры городов;

предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты жилищно-коммунального назначения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения поселений и городских округов в жилищной сфере относятся:

обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда;

создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе за счет собственных средств и на долевых началах организовывать строительство и ремонт муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, а также дорог.

Они контролируют осуществляемое на территории муниципального образования строительство и, в частности: соблюдение утвержденных проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения; организацию экспертизы таких проектов; приостанавливают строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов и правил застройки; назначают приемочные комиссии, утверждают акты о приеме в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения; принимают участие в приеме в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории муниципального образования.

В области хозяйственной деятельности органы местного самоуправления призваны также решать вопросы содержания и использования муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" от 24 декабря 1992 года закрепляет основные обязанности органов местного самоуправления по обеспечению права граждан на жилище: учет жилищного фонда, распределение и предоставление гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажа; осуществление жилищного строительства за счет местных бюджетов; содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживание жилищной сферы; контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере.

Для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, организации транспортного обслуживания граждан органы местного самоуправления руководят находящимися в муниципальной собственности предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи, а также транспортными предприятиями; утверждают маршруты и графики движения транспорта; привлекают на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования; обеспечивают обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах; обеспечивают работу предприятий связи; организуют работу рынков и ярмарок; осуществляют контроль за соблюдением правил торговли и т.д.

Особое значение в деятельности органов местного самоуправления по развитию экономической базы муниципальных образований имеет поддержка малого предпринимательства. В Российской Федерации после принятия Федерального закона от 14 июля 1995г. ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”[289] начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства. Поддерживая малое предпринимательство, органы местного самоуправления принимают муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства, которые включают следующие основные положения:

а) меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на местном уровне;

б) перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

в) меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

г) меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи и др.

Согласно Закону объем финансирования муниципальных программ за счет средств местных бюджетов указывается в их расходной части отдельной строкой.

Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. ”О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации”[290] органам местного самоуправления рекомендовано выделять на поддержку малого предпринимательства средств в размере не менее 0,5 процента от годового дохода местного бюджета.

Закон также предусматривает возможность формирования специализированных муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, в уставном капитале которых участие муниципальных образований составляет не менее 50 процентов. Учреждают эти фонды органы местного самоуправления. Доходы муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных законом. Муниципальные фонды имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Задачи и функции муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства определяются в их уставах, утверждаемых органами местного самоуправления.

Развитие малого предпринимательства позволяет создать новые рабочие места, особенно в кризисно-депрессивных районах, в небольших городских поселениях. В целях повышения эффективности работы по поддержке малого предпринимательства, привлечения представителей малого бизнеса к обсуждению состояния дел в данной области, разработки мер по основным направлениям развития малого предпринимательства при органах местного самоуправления создаются советы по малому предпринимательству.

Одной из основных задач таких советов является подготовка рекомендаций по поддержке малого предпринимательства на территории муниципального образования. Согласно положению совет участвует в разработке и обсуждении целевых программ, связанных с развитием малого предпринимательства, вносит предложения по совершенствованию работы по поддержке и развитию малого предпринимательства главе муниципального образования и в другие органы местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.