Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основных социально-культурных прав




Реализации жителями муниципального образования

Полномочия органов местного самоуправления по

Местное самоуправление призвано осуществлять многообразные функции в социально-культурной сфере жизни населения. Необходимость создания системы местного самоуправления в Российской Федерации связана, прежде всего, с тем, что население и создаваемые им органы местного самоуправления могут более эффективно, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечивать реализацию жителями муниципального образования их основных (конституционных) социально-экономических прав.

В основе деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой области лежат положения ст.7 Конституции Российской Федерации о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Можно выделить следующие основные направления деятельности органов местного самоуправления по участию в реализации социальной политики государства:

1. Создание для всех жителей муниципального образования равных возможностей для получения соответствующих материальных и духовных благ, развития творческого, научного потенциала вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Реализация на местном (муниципальном) уровне социальных минимумов, определяемых в соответствии с государственными стандартами в тех сферах, где социальные услуги обеспечены гарантиями Конституции России. Это, прежде всего: воспитание, образование, здравоохранение, обеспечение жильем малоимущих, социальное обеспечение по старости и нетрудоспособности, получение гражданами квалифицированной юридической помощи, предоставление коммунальных услуг, культурно-просветительских и иных услуг в области духовной культуры, обеспечение экологической чистоты среды обитания и т.д.

Особая защита, поддержка и обеспечение социально незащищенных групп населения, которые в силу физических, психических, иных недостатков, а также – возрастных особенностей, объективных жизненных обстоятельств не могут в полном объеме создать для себя достойные условия жизни. Социальная защита указанных категорий граждан может осуществляться по двум основным направлениям: во-первых, путем социального страхования; во-вторых, - оказания социальной помощи.

Социально-культурная область деятельности органов местного самоуправления включает в себя вопросы (сферы): образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения.

Основой деятельности органов местного самоуправления в данной области является муниципальная собственность, которая позволяет развивать как муниципальные системы и структуры в области образования, культуры, здравоохранения, коммунально-бытового и иного обслуживания населения, так и такого рода частные системы.

В сферахобразования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения особенно наглядно проявляется двойственность правового положения и соответственно полномочий органов местного самоуправления, часть которых носит государственный характер, поскольку такие органы обязаны обеспечить реализацию жителями муниципального образования гарантированных Конституцией социально-экономических прав в соответствии с основными направлениями государственной политики, а другая – негосударственный характер, поскольку органы местного самоуправления как негосударственные органы власти обладают некоторой самостоятельностью в управлении соответствующими муниципальными системами, объектами муниципальной собственности, распоряжении средствами местного бюджета и т.д.

В соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.11 ст.15 и п.13 ст.16) полномочиями в области образования наделяются, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. К числу такого рода полномочий, которые носят государственный характер, указанный Закон относит их полномочиях по:

- организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования.

Более подробно полномочия органов местного самоуправления в области образования регламентируются в Законе Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ. При этом в указанном Законе закреплены не только такие же полномочия, которые носят государственный характер, но и - полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, связанные с их самостоятельной деятельностью по управлению соответствующей муниципальной системой образования, в которую включаются м естные (муниципальные) органы управления образованием и муниципальные образовательные учреждения.

Согласно ст.35 указанного Закона управление, в том числе муниципальными образовательными учреждениями, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

Это полномочия по:

- созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений и местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей, если иное не предусмотрено уставом соответствующего образовательного учреждения;

- обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий;

- учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;

- организации опеки и попечительства;

- отчуждению муниципальной собственности, закрепленной за образовательным учреждением, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- финансированию образовательных учреждений, в том числе на основе местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Согласно ч.2 ст.31 указанного Закона в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами данных субъектов[291]. Примером может являться Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 "О развитии образования в городе Москве"[292].

В целях обеспечения конституционного права населения муниципального образования на участие в культурной жизни (ст. 44) органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями.

В отличие от образования, в области культуры Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.12-14 ст.14, п.17-20 ст.16) наделяет полномочиями органы местного самоуправления не только городских округов, но – городских и сельских поселений.

Такие полномочия, прежде всего, позволяют органам местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению соответствующими муниципальными системами культуры, в которые включаются местные (муниципальные) органы управления в данной области и муниципальные организации культуры. Это полномочия по:

- организации библиотечного обслуживания населения;

- созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры;

- обеспечению условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта;

- созданию условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организация обустройства мест массового отдыха населения.

- охране и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования.

Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ дополняет указанную группу полномочиями по:

- утверждению устава (положения), созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций культуры, назначению на должность и освобождению от должности руководителей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и случаях, когда указанные органы выступают в качестве учредителей таких организаций;

- финансированию муниципальных организаций культуры, в том числе, за средств местного бюджета (средств учредителя);

- осуществлению строительства зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;

- отчуждению муниципальной собственности, закрепленной за организацией культуры учреждением, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Данный Закон (ч.4 ст.40), выделяя особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петер-бурге, указывает на правовую регламентацию полномочий органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры законами данных субъектов Российской Федерации.[293]

В области здравоохранения органы местного самоуправления, прежде всего, ответственны за реализацию закрепленного в ст.41 Конституции права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам, в том числе, в муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Охрана здоровья в Российской Федерации является важнейшей национальной задачей, в решении которой обязаны участвовать в той или иной мере не только все государственные органы, но и органы местного самоуправления. Такая деятельность должна осуществляться в соответствии со следующими основными направлениями государственной политики, вытекающими из положений ст.41 Конституции России:

а) развитие единой системы здравоохранения, включающей в себя государственные, муниципальные, частные такого рода системы;

б) финансирование федеральных, региональных и муниципальных (местных) программ охраны и укрепления здоровья населения за счет средств соответствующих бюджетов;

в) поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В сфере здравоохранения Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разделяет полномочия органов местного самоуправления в зависимости от вида муниципального образования. Так, органы местного самоуправления всех таких образований наделяются полномочиями по обеспечению условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта, а только органы местного самоуправления муниципальных районов и городов полномочиями по:

- организации оказания на территории муниципального образования скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

- организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

- организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти.

Более подробно полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения находят свое отражение в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона от в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г., в которых закрепляются две группы таких полномочий:

во-первых, полномочия органов местного самоуправления, которые направлены на реализацию основных направлений государственной политики в данной области;

во-вторых, полномочия указанных органов, связанные с их самостоятельной деятельностью по управлению муниципальной системой здравоохранения. Согласно ст.13 указанного Закона к муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Финансовое обеспечение деятельности организаций указанной системы является расходным обязательством муниципального образования. Оказание медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К первой группе можно отнести закрепленные в указанном Законе полномочия органов местного самоуправления по:

- контролю за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

- защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

- охране окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- регулярному информированию населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

- санитарно-гигиеническому образованию населения;

- контролю за соблюдением стандартов медицинской помощи;

- обеспечению санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Во вторую группу – можно включить регламентированные в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона от в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. полномочия органов местного самоуправления по:

- формированию органов управления муниципальной системы здравоохранения;

- развитию учреждений муниципальной системы здравоохранения, определению характера и объема их деятельности;

- созданию условий для развития частной системы здравоохранения;

- организации первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами;

- организации медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

- обеспечению доступности и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной);

- обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории[294].

В основе деятельности органов местного самоуправления по социальному обеспечению и защите населения лежат положения ст.39 Конституции Российской Федерации, обязывающие, в том числе органы местного самоуправления, обеспечить реализацию гарантированных Конституцией прав каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом и выплату государственных пенсий и социальных пособий, а также осуществлять деятельность по поощрению добровольного социального страхования, дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности

Такая деятельность осуществляется органами местного самоуправления также в соответствии с требованиями Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности в благотворительных организациях"[295].

Для осуществления деятельности по социальному обеспечению и защитенаселения органы местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" наделены полномочиями по:

- назначению и выплате за счет местного бюджета и привлеченных средств доплат к пенсиям и пособиям;

- организации учета лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета[296].

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи " указанные органы наделяются полномочиями по оказанию за счет средств местных бюджетов помощи малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам путем выплаты социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. В случае недостаточности средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи, в том числе органами местного самоуправления осуществляется в следующих видах:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Согласно требований ст.12 указанного Закона оказание органами местного самоуправления населению государственной социальной помощи осуществляется в пределах полномочий, материальных и финансовых ресурсов, передаваемых им органами государственной власти[297].

Органы местного самоуправления обязаны участвовать в реализации на территории муниципального образования положений законодательства Российской Федерации и ее субъектов, регламентирующих основания и порядок предоставления гражданам различных льгот и мер социальной поддержки.

Так, органы местного самоуправления призваны принимать меры, направленные на улучшение жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому.

В пределах своих полномочий органы местного самоуправления предоставляют установленные льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей, а также принимают меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан, назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей, решают вопросы усыновления (удочерения).

В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (ст.7) на органы местного самоуправления законодательством субъектов Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями могут быть возложены полномочия по социальной защите в данной области, связанные с:

- выплатой пособия по безработице;

- прохождения безработными перерегистрации и определения подходящей работы;

- продлением сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице;

- выплатой вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет средств субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов[298].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.