КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методическая информация по теме занятия. Характеристика качества медицинской помощи
Характеристика качества медицинской помощи. Качество-способность удовлетворять конкретные потребности людей. Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. Качественная медицинская помощь - это своевременная медицинская помощь, оказанная квалифицированными медицинскими работниками и соответствующая требованиям законов, иных правовых актов, стандартов оказания медицинской помощи (протоколов ведения больных), условиям договора, или, в отсутствии таковых, соответствующая предъявляемым требованиям. Понятие качества медицинской помощи можно рассмотреть в виде комплекса нескольких критериев, а именно: • эффективность - это соотношение реально полученного результата с результатом, который мог бы быть получен в идеальных условиях; • экономичность - отношение реальных затрат к нормативной стоимости; • критерий адекватности - это соотношение между оказанной медицинской помощью и потребной медицинской помощью. При этом критерий “адекватность” состоит из нескольких понятий: - научно-технический уровень - использования современных медицинских знаний и технологий в лечебно-диагностическом процессе; - своевременность - соотношение между временем оказания медицинской помощи и временем возникновения потребности в определенной услуге со временем оказания медицинской услуги и потребности, если бы система работала в идеальных условиях; - доступность медицинской помощи - соотношение между количеством получивших медицинскую помощь и количеством нуждающихся в ней; • достаточность— минимальная потребительская корзина медицинских услуг, которая достаточна для качественной и адекватной медицинской помощи и не снижает в значительной степени ее эффективность. В настоящее время общепринятым является оценка качества медицинской помощи по трем группам показателей: -качество структуры (организационно-техническое качество ресурсов; материально техническая база, оснащение, обеспеченность кадрами, квалификация персонала, уровень финансирования, уровень лекарственного обеспечения); -качество процесса (верный диагноз, выбор адекватной технологии лечения, соблюдение норм и стандартов, принятой тактики лечения); -качество результата (выделяют медицинские показатели - исходы лечения, наличие осложнений; экономические - эффективность работы; социальные - удовлетворенность пациента). Следует отметить, что независимыми являются только первые 2 группы показателей. Качество результата есть их следствие (если не считать состояние больного, оказывающее существенное влияние на конечный результат). О качестве медицинской помощи с большой долей вероятности можно судить или по совокупности первых двух показателей, или на основании оценки последнего. Для оценки полученного результата на практике нередко используют частные показатели, допускающие их объективный учет и контроль. Сюда относятся, например, такие показатели, как стабилизация артериального давления, снятие болевого синдрома, нормализация клинических или биохимических показателей и т. д. Система таких показателей, построенная с учетом конкретного заболевания, может характеризовать изменения в состоянии здоровья и использоваться для описания полученного результата. Наряду с этим широко используется и другой подход, при котором качество медицинской помощи определяется степенью соответствия проводимых мероприятий соответствующим стандартам. К оценке качества медицинской помощи можно подойти и с другой стороны. Если рассматривать медицинскую услугу как товар (а такой подход в условиях свободы выбора больным, как медицинского учреждения, так и врача вполне закономерен), то пациент выступает в качестве потребителя этого товара. И качество товара он оценивает со своих позиций. Для пациента значимы условия, в которых осуществляется медицинская помощь (услуга): безболезненность, отсутствие неприятных процедур, характер отношения с медицинскими работниками, т. е. комфортность получения медицинской помощи, причем с расширением платных медицинских услуг и развитием добровольного медицинского страхования эта сторона качества медицинской помощи будет играть все большую роль. Таким образом, качество медицинской помощи с позиции потребителя медицинских услуг достаточно полно может измеряться двумя параметрами: качеством лечения (конечным результатом) и качеством обслуживания. Следует учитывать, что качество медицинской помощи складывается под влиянием целого ряда факторов, многие из которых действуют не прямо, а опосредованно. Наиболее просто определяется качество медицинской помощи на рабочем месте при оказании конкретной медицинской услуги. Здесь известны конкретный результат и основные факторы, от которых зависит качество медицинской помощи: условия лечебно-профилактического процесса, уровень квалификации и добросовестности врача. В то же время качество медицинской помощи зависит и от работы ЛПУ в целом. От того, как организована работа на этом уровне, в значительной степени зависят факторы, непосредственно определяющие уровень качества медицинской помощи: слаженность работы всех звеньев (подразделений ЛПУ); качество материально-технической базы, которое определяет возможность выбора той или иной технологии оказания медицинской помощи; уровень квалификации и отношение к своим обязанностям медицинского персонала. Таким образом, конкретные условия 1-го уровня фактически являются функцией организации работы на уровне ЛПУ. В свою очередь работа территориальных органов здравоохранения также влияет на качество медицинской помощи, оказываемой населению региона. От деятельности этого звена зависят и размеры финансовых средств, получаемых медицинскими учреждениями, и возможности их материально-технического обеспечения, и степень заинтересованности ЛПУ в достижении максимально возможного уровня качества медицинской помощи. Классификация медицинских стандартов: По обязательности выполнения: • рекомендательные стандарты (стандарты в виде методических рекомендаций, инструктивных писем, выполнение которых не требует жесткого следования одной раз и навсегда утвержденной методике, в их исполнении возможны варианты); • законодательные (стандарты в виде законов, постановлений, приказов, обязательность выполнения которых приравнивается к силе закона). По уровню в общей иерархии и области применения: • локальные (стандарты, применяемые в одном или нескольких ЛПУ, или в пределах управления здравоохранения города, района); • региональные (стандарты, применение которых ограничено регионом); • национальные (стандарты, применяемые на уровне государства); • международные стандарты (стандарты, применяемые на международном уровне). По объектам стандартизации: • стандарты на ресурсы здравоохранения; • стандарты организации медицинской службы и учреждений; • технологические стандарты; • стандарты программ медицинской помощи; • медико-экономические стандарты; • комплексные стандарты. Стандарты на ресурсы здравоохранения содержат требования к квалификации медицинского персонала, оборудованию медицинских учреждений, к используемым медикаментам и материалам, к подготовке кадров и т.д. Примером таких стандартов являются квалификационные обучения и аттестации. Организационные стандарты содержат требования к системам организации эффективного использования ресурсов здравоохранения. Они касаются систем управления, организации лечебного процесса, информационного обеспечения, систем контроля качества и безопасности медицинской помощи. Технологические стандарты регламентируют процесс оказания медицинской помощи. В процессе оказания медицинской помощи можно выделить основные компоненты: • сбор анамнеза; • физикальное исследование больного; • ряд диагностических и лечебных процедур; • услуги по уходу и реабилитации и т.д. Стандарты программ медицинской помощи регламентируют проведение комплекса мер, осуществляемых для отдельных групп населения, объединенных по характеру заболевания, возрасту, полу, социальному статусу и т.д.). Медико-экономические стандарты (МЭС)- это стандарты, которые сочетают в себе стандарт диагностики, лечения со стоимостью медицинских услуг. Комплексные стандарты - это набор структурно-организационных, технологических стандартов и стандартов организационных программ, регламентирующих деятельность определенной медицинской специальности или службы. Основу стандарта качества медицинской помощи составляют: 1) объем обследования больного; 2) объем лечебно-реабилитационных мер; 3) состояние больного при выписке; Основные требования, предъявляемые к медицинскому стандарту. Стандарт качества лечения и диагностики должен: • быть единым, принятым на территории региона; • быть единым для поликлиники и стационара; • характеризовать не фактическое состояние медицинской помощи, а максимальное достижение развития современной науки и практики; • характеризовать степень соответствия лечения конкретного больного его состоянию; • разрабатываться на основе либо синдрома, либо состояния больного; • быть достоверным; • давать возможность ранней постановки диагноза на его основе; • иметь необходимый и достаточный объем исследований; • быть экономичным.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |