Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность 58 страница




дарствах. Гражданс1<о-правовой договор (контракт) представляет собой

важнейший инструмент международного торгового оборота. Любой

договор, предусмотренный национальным гражданским правом, по­

тенциально является внешнеэкономической сделкой. По сравнению

с внутренними гражданско-правовыми (хозяйственными договорами)

внешнеэкономические сделки обладают весьма серьезной специфи­

кой — внешнеэкономические сделки затрагивают правовое поле двух

и более государств, а внутренние лежат в сфере действия только на­

ционального права.

Необходимо отличать гражданско-правовые контракты, просто

отягощенные иностранным элементом, от внешнеэкономических

сделок. Гражданско-правовые договоры с иностранным элементом

заключаются на личном уровне, имеют разовый, нерегулярный ха­

рактер и не оказывают влияния на международный торговый обо­

рот. Внешнеэкономические сделки составляют основу международ­

ной торговли. Это фундамент, центральное звено международного

товародвижения. Такие сделки имеют «поточный» характер и в со-

временной науке объединяются в понятие «макрологистика».

С точки зрения гражданско-правовых характеристик внешне­

экономические сделки обладают теми же признаками, что и внутрен­

ние хозяйственные договоры: юридически самостоятельным пред­

метом контракта, предусматривают определенные виды и способы

исполнения, учитывают фактическую невозможность исполнения

(в частности, некоммерческие риски -- невозможность исполнения

в результате объективных политических событий или ограничитель­

ных действий государства). Главные особенности внешнеторговых

сделок: выполнение таможенных правил, повышенный риск неис­

полнения обязательства, правовая основа — в первую очередь уни­

фицированные международные нормы.

Основная разновидность внешнеэкономических сделок — договор

внешнеторговой (международной) купли-продажи товаров. Именно

по его образцу моделируются другие виды внешнеторговых сде­

лок — подряд, перевозка, кредит, дарение, хранение, поручение,

страхование, лицензирование и т.д. Определенными особенностями

и правовой спецификой отличаются встречные торговые сделки —

экспортер берет обязательство приобрести в счет оплаты своих по-

ставок товары импортера или обеспечить их приобретение другими

средствами (бартерные сделки, встречные закупки, встречные по­

ставки, приграничная и прибрежная торговля). Особый вид внеш­

неторговых сделок составляют компенсационные и кооперационные

соглашения, которые предусматривают целый комплекс дополни­

тельных мероприятий и заключаются в основном с участием госу­

дарства. В отдельную группу внешнеторговых сделок можно выде­

лить контракты, которые используются как способы финансирова­

ния основного обязательства — финансовый лизинг, факторинг,

форфейтинг.

Субъектами внешнеторговых сделок выступают индивидуаль­

ные предприниматели, национальные юридические лица, трансна­

циональные объединения, офшорные компании, государства,

международные юридические лица. Внешнеторговый контракт явля­

ется основанием возникновения обязательств. С точки зрения харак­

тера внешнеэкономические обязательства могут быть возмездными

и безвозмездными, односторонними, двусторонними и многосторон­

ними. Как правило, внешнеэкономические контракты заключаются

посредством использования оферты и акцепта. В основном все

внешнеторговые контракты представляют собой сделки между от­

сутствующими.

В международном обычном праве разработаны базисные усло­

вия по внешнеэкономическим сделкам — момент перехода права

собственности и риска случайной гибели товара наступает:

1. При железнодорожных перевозках — после передачи товара

покупателю на границе.

2. При перевозках водным транспортом — на условиях инко-

термс.

3. При почтовых отправлениях — с момента сдачи товара почте

страны пребывания отправителя.

4. При автоперевозках транспортом продавца — после досмотра

товара на границе.

5. При воздушных перевозках — после сдачи товара в стране

покупателя.

Во всех случаях продавец не обязан страховать свой товар. __________________

Дмитриева 2004

 

12.2. Особенности правового регулирования внешнеэкономических

сделок

12.2.1. Характерные черты правового регулирования

внешнеэкономических сделок

Существенной специфической чертой внешнеэкономических

отношений является объединение в единую систему различных по

субъектной структуре отношений, обусловливающих применение

различных методов и средств правовой регламентации. Существу-

ет два уровня отношений: во-первых, отношения между государ-

ствами и иными субъектами международного права (в частности,

между государством и международными организациями) универ-

сального, регионального, локального" характера; во-вторых, отно-

шения между физическими и юридическими лицами разных госу-дарств (к которым относятся и так называемые диагональные от-

ношения — между государством и иностранными физическими

и юридическими лицами). Именно отношения между физически-

ми и юридическими лицами имеют решающее значение в осуще-

ствлении внешнеэкономической деятельности.

Первые регулируются нормами международного (публичного)

права, вторые — национальным правом каждого государства, и пре-

жде всего международным частным правом. Однако нормы между-

народного права, регулируя межгосударственные отношения во

внешнеэкономической сфере, играют все наиболее важную роль

в регламентации частноправовых отношений. Отсюда первой отличи-

тельной чертой правового регулирования внешнеэкономических сделок

является тесное взаимодействие правовых норм различной системной

принадлежности, т. е. норм международного и национального права.

Второй отличительной особенностью правового регулирования

внешнеэкономических сделок является взаимодействие норм различ-

ной отраслевой принадлежности национального права. Свою поли-

тику в области внешнеэкономической деятельности государство

проводит главным образом через нормы публичного права. Опре-

деляющим является конституционное право.

Принципиальные основы государственной деятельности во

внешнеэкономической сфере, закрепленные в Конституции РФ,

были конкретизированы в ряде специальных законов конституци-

онного характера. Федеральный закон от 13 декабря 1995 г. «О го-

сударственном регулировании внешнеторговой деятельности» уста-

новил принципы осуществления государственной внешнеторговой

политики, порядок ее осуществления российскими и иностранны-

ми лицами, права, обязанности и ответственность органов государ-

ственной власти и конкретизировал распределение компетенции

в этой области между Федерацией и ее субъектами1. Федеральный

закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических

интересов Российской Федерации при осуществлении внешней

торговли товарами» определил соответствующие меры (защитные,

антидемпинговые, компенсационные) и установил порядок их вве-

дения и применения2. Федеральный закон от 1998 г. «О военно-

техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранны-

ми государствами» исходя из особенностей такого сотрудничества,

установил порядок участия в нем разработчиков, производителей

продукции военного назначения и других субъектов3.

Кроме конституционного права в регулировании внешнеэко-

номической деятельности значительную роль играют и другие от-расли публичного права: административное право (прежде всего

такая его подотрасль, как таможенное право), финансовое право

(особенно такие его подотрасли, как налоговое, валютное право).

Понятно, что нормы различных отраслей публичного права непо-

средственно не регулируют отношения между сторонами внешнеэко-

номической сделки. Но частноправовые последствия норм публично-

го права бесспорны: при осуществлении обязательств по внешнеэко-

номической сделке стороны обязаны руководствоваться нормами

публичного права. Нарушение норм публичного права ведет к юри-

дической невозможности исполнения частноправовой сделки.

Главным регулятором внешнеэкономических сделок является

гражданское право. В силу своей природы внешнеэкономическая

сделка связана с гражданским правом разных государств. Отсю-

да—особая роль международного частного права. Несмотря на

значительные успехи, достигнутые мировым сообществом в уни-

фикации права международной торговли, коллизионный способ

регулирования отношений по внешнеэкономическим сделкам,

в том числе и посредством национальных коллизионных норм,

сохраняет свои позиции.

Третьей особенностью регулирования внешнеэкономических сделок

является широкое распространение форм так называемого негосудар-

ственного регулирования. Главной формой такого регулирования яв-

ляются «контрактные условия»: заключая сделку, стороны свободны

в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако

эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нор-

мами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гра-

жданского права («что не запрещено, то разрешено»), в-третьих,

императивными нормами гражданского права. Существенная роль

в системе негосударственного регулирования принадлежит обычаям

международной торговли (см. раздел 12.8). К формам негосударст-

венного регулирования следует отнести также судебную и арбит-

ражную практику. Ее роль заключается в уяснении содержания

и толкования норм применимого права (международного и нацио-

нального) и обычаев международной торговли; в обеспечении еди-

нообразного применения унифицированных норм в области меж-

дународной торговли; в обеспечении согласованного применения

правовых норм различной системной и отраслевой принадлежно-

сти; в создании предпосылок для развития и совершенствования

и международно-правовых, и национально-правовых норм, регули-

рующих внешнеэкономические сделки.

Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономиче-

ских сделок представляет собой достаточно сложную систему, со-

стоящую из разных по своей природе, но тесно взаимосвязанных

и взаимодействующих элементов: норм международного публич-

ного права, норм национального, прежде всего международного

частного, права, и норм негосударственного регулирования.

 

12.2.2 Международное право в регулировании внешнеэкономических

сделок

Международное право, регулируя отношения между государст-

вами в экономической сфере, оказывает возрастающее влияние

и на правовую регламентацию внешнеэкономических сделок. Роль

международного права в регулировании внешнеэкономических сде-

лок осуществляется в двух направлениях: во-первых, установление

правовых основ осуществления международных экономических

связей, их правового режима и, во-вторых, создание единообразно-

го правового регулирования внешнеэкономических сделок на осно-

ве унификации материально-правовых и коллизионных норм.

Рассматривая первое направление прежде всего отметим тор-

говые договоры, заключаемые на двусторонней основе (они могут

иметь разное наименование: договор о дружбе, торговле и море-

плавании; договор о торговле и навигации; договор о торговле

и экономическом сотрудничестве и др.). Заключаемые бессрочно

или на длительные сроки, они устанавливают общую правовую

основу не только для торговых, но и любых иных экономических

отношений между договаривающимися государствами. Их называ-

ют торговыми в силу исторической традиции, так как торговля

в течение многих столетий была единственным видом межгосу-

дарственных экономических связей. В последнее время в разви-

тие торговых договоров или вместо них заключают межправитель-

ственные соглашения о торговом, научно-техническом и эконо-

мическом сотрудничестве.

Данные договоры решают большой круг вопросов, имеющих

принципиальное значение для участников внешнеэкономических

сделок: определяют субъекты, правомочные осуц&ствлять торго-

вые или экономические связи в целом со стороны каждого дого-

варивающегося государства; предоставляют друг другу правовой

режим (как правило, режим наибольшего благоприятствования)

в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза

товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового морепла-

вания; определяют правовой режим деятельности физических

и юридических лиц одной стороны на территории другой; содер-

жат общий порядок расчетов, вытекающих из торговых и иных

экономических отношений (иногда государства заключают специ-

альные двусторонние договоры о расчетно-денежных отношениях).

С рядом государств Россия заключает межправительственные

соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте

и платежах. В них устанавливаются контингента товаров, состав-

ляющие товарооборот между договаривающимися государствами

на двусторонней основе. В отличие от торговых договоров они

заключаются на короткие сроки (6—12 месяцев), при большем

сроке ежегодно подписываются дополнительные протоколы. Со-

глашения обязывают государства обеспечить оговоренные постав-

ки, т. е. выдавать беспрепятственно выдачу лицензий и создавать

другие условия для ввоза и вывоза в пределах согласованных кон-

тингентов товаров. Часто они определяют порядок расчетов.

По своему содержанию к соглашениям по товарообороту

близко примыкают товарные соглашения, заключаемые на много-

сторонней основе. С помощью установления квот для каждого

участвующего государства на куплю-продажу определенного това-

ра на международном рынке государства стремятся предотвратить

резкие колебания цен. Подобные соглашения существуют по

нефти, каучуку, олову, пшенице, какао, кофе, сахару и пр. Госу-

дарства обязуются не допускать ввоз и вывоз соответствующих

товаров за пределами установленных квот.

Рассмотренные международные договоры регулируют взаимо-

отношения между участвующими государствами. Но их положе-

ния имеют правовые последствия и для сторон внешнеэкономи-

ческих сделок, если стороны находятся под юрисдикцией догова-

ривающихся государств. Понятно, что если договором установлен

режим наибольшего благоприятствования по таможенным плате-

жам, то стороны внешнеэкономической сделки не вправе претен-

довать на иной режим. Сделка, выходящая за пределы квоты, ус-

тановленной для государства международным договором, юриди-

чески не может быть исполнена и т. д.1

Однако, несмотря на взаимосвязь сделки с международными

договорами, она обладает юридической самостоятельностью. Это

означает, что: 1) стороны при заключении внешнеэкономической

сделки обязаны руководствоваться положениями соответствующих

международных договоров; 2) после того, как сделка заключена,

права и обязанности сторон определяются самой сделкой; 3) если

после заключения сделки государства внесут1 изменения в содер-

жание международных договоров, то они порождают граждан-

ско-правовые обязательства дли сторон сделки только после того,

как такие изменения будут внесены сторонами в сделку.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торго-

во-промышленной палате РФ в процессе рассмотрения дел неод-

нократно исходил из того, что решения государственных органов

спорящих сторон, не трансформированные в содержание заклю-

ченного между ними контракта, не порождают гражданско-право-

вые обязательства сторон по внешнеэкономической сделке. Так,

вьетнамская компания в 1990 г. предъявила к советскому внешне-

торговому объединению иск о взыскании стоимости поставленно-го арахиса в части, касающейся неоплаты ответчиком поощри-

тельных надбавок (бонификации) к договорным ценам за более

высокое качество товара. Контракт о поставке был заключен во

исполнение Протокола о товарообороте и платежах на 1988 г.,

подписанного правительствами СССР и СРВ к Соглашению о то-

варообороте и платежах между СССР и СРВ на 1986—1990 гг.

Поощрительные надбавки были предусмотрены специальным

Протоколом № 3 к этому Соглашению. В контракте имелась

ссылка на Протокол о товарообороте и платежах на 1988 г., но не

было ссылки на Протокол № 3. Арбитраж исходил из того, что:

во-первых, обязательство уплатить поощрительную надбавку при-

няло на себя Правительство СССР по Протоколу № 3 как меж-

правительственному соглашению, во-вторых, юридические лица

не несут ответственности по обязательствам государств. Чтобы та,-

кое обязательство стало обязанностью покупателя (ответчика по

делу), являющегося юридическим лицом, оно должно найти отра-

жение в контракте. Это не имело места, и в иске было отказано1.

Второе направление роли международного права в регулирова-

нии внешнеэкономических сделок проявляется в создании режи-

ма их единообразного правового регулирования в разных государ-

ствах, что достигается посредством унификации соответствующих

норм коллизионного права и норм материального гражданского

права, т. е. унификации права международной торговли. Унифи-

кация права, в том числе унификация права международной тор-

говли, подробно рассмотрена в гл. 4 настоящего учебника. Здесь

достаточно подчеркнуть, что для российских лиц, участвующих во

внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение

имеют лишь те международные договоры, которые обязательны

для Российской Федерации. Прежде всего это Конвенция ООН

о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Со-

глашение об общих условиях поставок товаров между организа-

циями государств — участников СНГ 1992 г., Соглашение о по-

рядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйст-

венной деятельности 1992 г. (СНГ), Оттавская конвенция

о международном финансовом лизинге 1988 г. Анализ этих дого-

воров будет сделан ниже.

_______________________________________

Попова 2010

 

7.2. КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК

Заключая договор, стороны могут установить, каким законодательством он должен регулироваться. Они имеют право сделать выбор в силу принципа автономии воли сторон. В соответствии с ним участники сделки при за­ключении договора могут самостоятельно выбирать право страны, которое будет регулировать их правоотношения. Данный принцип выступает в ка­честве формулы прикрепления (коллизионного принципа) и занимает главенствующие позиции во внешнеэкономических обязательствах. Авто­номия воли как коллизионная формула прикрепления получила свое за­крепление во многих государствах

Вместе с тем существуют допустимые пределы автономии воли, которые понимаются в законодательстве различных государств по-разному. Так, в одних странах автономия воли сторон ничем не ограничивается. Это означает, что стороны, заключив сделку, могут подчинить ее любой право­вой системе. В других (преимущественно в странах англосаксонской сис­темы права) действует принцип локализации договора, в соответствии с которым стороны могут избрать только то право, которое наиболее тесно связано с данной сделкой.

В МЧП существует обязательственный статут сделки, который устанавливается путем определения права, подлежащего применению к внешнеторговой сделке. Его значение заключается в определении прав и обязанностей сторон по сделке, последствий ее неисполнения (просроч­ки, ненадлежащего исполнения). Кроме того, определяются обстоятель­ства освобождения от ответственности и разрешаются вопросы исковой давности.

Помимо обязательственного статута, выделяют субсидиарные (допол­нительные) коллизионные нормы, определяющие правила выбора права, регламентирующего внешнеэкономические сделки. Они предусмотрены российским законодательством в случае, если из договора или специаль­ного соглашения неясно, какому праву стороны намеревались подчинить свои правоотношения, или если отсутствует соглашение сторон о подлежа­щем применению праве.

В ГК РФ предусматривается, что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве используется право страны, где учреж­дена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом (в договоре купли-продажи); наймодателем (в до­говоре имущественного найма); лицензиаром (в лицензионном договоре о пользовании исключительными или аналогичными правами); храните­лем (в договоре хранения); комиссионером (в договоре комиссии); пове­ренным (в договоре поручения); перевозчиком (в договоре перевозки) и т. д. Кроме того, устанавливается, что к договорам о производственном сотрудничестве, специализации и кооперировании, выполнении строи­тельных, монтажных и других работ по капитальному строительству при­меняется право страны, где такая деятельность осуществляется или соз­даются предусмотренные договором результаты, если иное не установлено соглашением сторон.

Для договора о создании совместного предприятия с участием иностран­ных юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено совместное предприятие, а для договора, заключенного на аукционе, при­меняется право страны', где проводится аукцион.

 

При отсутствии в контракте условия о применимом праве стороны впра-' ве согласовать этот вопрос позднее в процессе исполнения договора. Если же такая договоренность между ними не достигнута, то применимое право будет определяться на основании коллизионной нормы, которую суд или иной орган, рассматривающий спор, сочтет приемлемой в данном конкрет­ном случае. Подобные коллизионные нормы могут содержаться как в на­циональном законодательстве, так и в международных договорах различ­ного уровня.

________________________________

Гетьман-Павлова 2005

 

6.2 Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок

 

Правовое регулирование внешнеэкономических сделок главным

образом основано на применении унифицированных материально-

правовых норм и осуществляется прямым методом. Однако колли­

зионный метод также используется для разрешения споров по

внешнеэкономическим контрактам, выступая в качестве общесубси­

диарного начала. Общей генеральной коллизионной привязкой

практически всех внешнеэкономических сделок является автономия

воли сторон. Принцип автономии воли сторон считается наиболее гиб­

кой формулой прикрепления, и его применение в наибольшей степени

соответствует общему принципу свободы договора. В праве боль­

шинства государств автономия воли в договорных отношениях по­

нимается не только как формула прикрепления, но и как источник

права — право сторон самостоятельно создать абсолютно новую,

нигде не выраженную и не предусмотренную модель поведения, не

обусловленную каким-либо существующим правопорядком или су­

дебной практикой. Такое понимание автономии воли можно вывес­

ти из толкования ст. 421 ГК РФ.

Если спор по внешнеторговой сделке решается с применением

коллизионного метода регулирования, то автономия воли понимает­

ся как право выбора применения к сделке какого-либо конкретного

правопорядка. В основном законодательство предусматривает пра­

во неограниченного выбора применимого закона сторонами. Законы

некоторых государств (ФРГ, США, Скандинавские страны) уста­

навливают «разумные» пределы автономии воли. Для ограничения

пределов автономии воли используется доктрина «локализации» (это

общее ограничение свободы выбора права). В судебной практике

ФРГ автономия воли сторон ограничена наличием правопорядка, в

пределах которого она допустима. Оговорка о применимом праве

(автономия воли) может быть прямо выражена или с необходимо­

стью вытекать из условий контракта. Такое требование содержит

п. 2 ст. 1210 ГК РФ. В зарубежном праве есть понятие «подразу­

меваемая воля» сторон.

Если контракт не содержит оговорки о применимом праве, то в судах западных государств производится установление «гипотети­

ческой», «подразумеваемой» воли сторон. Для этого используются

критерии «локализации», «справедливости», «доброго, заботливо­

го хозяина», «разумного» человека, тесной, реальной, разумной

связи выбора применимого права с конкретным фактическим соста­

вом. При установлении права, применимого к внешнеэкономиче­

ской сделке, применяются теория статутов, теория существа право­

отношения («разума») и теории презумпций: суда и арбитража (кто

избрал суд, тот избрал и право); разумной связи; закона, свойствен­

ного данному договору; закона места нахождения учреждения, об­

служивающего своих клиентов в массовом порядке; общего граж­

данства или общего домицилия.

Даже если оговорка о применимом праве прямо выражена в

контракте, установление «первичного» статута (личного и фор­

мального) правоотношения производится по объективным призна­

кам независимо от воли сторон. Предусмотрено обязательное при­

менение императивных норм законодательства того государства,

с которым сделка имеет реальную связь (п. 5 ст. 1210 ГК РФ).

Это положение призвано предотвратить обход императивных

норм национального права при помощи выбора права другого го­

сударства.

Общий принцип установления формального статута правоотно­

шения — применение закона места совершения контракта. Однако

в сделках между отсутствующими достаточно затруднительно опре­

делить место заключения сделки, так как в общем праве применяет­

ся теория «почтового ящика» (место заключения сделки — это ме­

сто отправления акцепта), а в континентальном — доктрина «полу­

чения» (место заключения сделки — это место получения акцепта).

Личный закон контрагентов применяется для установления личного

статута правоотношения. Определение действительности договора

по существу (вопросы «пороков воли» и т.п.) подчиняется

обязательственному статуту и предполагает применение права, из­

бранного контрагентами. Главное (договор купли-продажи) и акцес­

сорное (договор банковской гарантии) обязательства предполагают

самостоятельное коллизионное регулирование (автономия воли — к

договору купли-продажи и закон места нахождения учреждения —

к договору банковской гарантии). Наоборот, предусматривается об-

щая коллизионная привязка сделок, независимых друг от друга

юридически, но неразрывно связанных экономически (покупка обо­

рудования и лицензионное соглашение, например — п. 5 ст. 1211

ГК РФ).

В мировой арбитражной практике оговорка сторон о примени­

мом праве расценивается как юридический факт. Однако примене­

ние автономии воли сторон возможно только для решения вопросов

обязательственного статута, в первую очередь для определения

прав и обязанностей сторон по сделке. При этом по отдельным ви­

дам внешнеэкономических сделок предусмотрены формулы прикре­

пления, содержащие императивные коллизионные приЁязки и отри­

цающие возможность свободы выбора права сторонами (ст. 1214

ГК РФ).

Российское право (ст. 1210 ГК РФ) предусматривает возмож­

ность неограниченной автономии воли сторон. Соглашение о выбо-

ре права может быть сделано как в момент заключения договора,

так и в последующем; касаться как договора в целом, так и отдель­

ных его частей. Выбор права сторонами, сделанный после заключе­

ния договора, имеет обратную силу и считается действительным с

момента заключения контракта. Соглашение сторон о праве приме­

няется к возникновению и прекращению права собственности и

иных вещных прав на движимое имущество.

В российском праве и практике отсутствует понятие «подразу­

меваемая воля» сторон. При отсутствии соглашения сторон о при­

менимом праве к договору применяются субсидиарные коллизион­

ные привязки, устанавливаемые на основе критерия наиболее тесной

связи (п. 1 ст. 1211 ГК РФ). Основной субсидиарной привязкой до­

говорных обязательств является закон продавца как право цен­

тральной стороны сделки (закон перевозчика, закон подрядчика,

закон хранителя и т.д.). Эта общая коллизионная привязка транс­




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.192 сек.