КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность 58 страница
дарствах. Гражданс1<о-правовой договор (контракт) представляет собой важнейший инструмент международного торгового оборота. Любой договор, предусмотренный национальным гражданским правом, по тенциально является внешнеэкономической сделкой. По сравнению с внутренними гражданско-правовыми (хозяйственными договорами) внешнеэкономические сделки обладают весьма серьезной специфи кой — внешнеэкономические сделки затрагивают правовое поле двух и более государств, а внутренние лежат в сфере действия только на ционального права. Необходимо отличать гражданско-правовые контракты, просто отягощенные иностранным элементом, от внешнеэкономических сделок. Гражданско-правовые договоры с иностранным элементом заключаются на личном уровне, имеют разовый, нерегулярный ха рактер и не оказывают влияния на международный торговый обо рот. Внешнеэкономические сделки составляют основу международ ной торговли. Это фундамент, центральное звено международного товародвижения. Такие сделки имеют «поточный» характер и в со- временной науке объединяются в понятие «макрологистика». С точки зрения гражданско-правовых характеристик внешне экономические сделки обладают теми же признаками, что и внутрен ние хозяйственные договоры: юридически самостоятельным пред метом контракта, предусматривают определенные виды и способы исполнения, учитывают фактическую невозможность исполнения (в частности, некоммерческие риски -- невозможность исполнения в результате объективных политических событий или ограничитель ных действий государства). Главные особенности внешнеторговых сделок: выполнение таможенных правил, повышенный риск неис
полнения обязательства, правовая основа — в первую очередь уни фицированные международные нормы. Основная разновидность внешнеэкономических сделок — договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товаров. Именно по его образцу моделируются другие виды внешнеторговых сде лок — подряд, перевозка, кредит, дарение, хранение, поручение, страхование, лицензирование и т.д. Определенными особенностями и правовой спецификой отличаются встречные торговые сделки — экспортер берет обязательство приобрести в счет оплаты своих по- ставок товары импортера или обеспечить их приобретение другими средствами (бартерные сделки, встречные закупки, встречные по ставки, приграничная и прибрежная торговля). Особый вид внеш неторговых сделок составляют компенсационные и кооперационные соглашения, которые предусматривают целый комплекс дополни тельных мероприятий и заключаются в основном с участием госу дарства. В отдельную группу внешнеторговых сделок можно выде лить контракты, которые используются как способы финансирова ния основного обязательства — финансовый лизинг, факторинг, форфейтинг. Субъектами внешнеторговых сделок выступают индивидуаль ные предприниматели, национальные юридические лица, трансна циональные объединения, офшорные компании, государства, международные юридические лица. Внешнеторговый контракт явля ется основанием возникновения обязательств. С точки зрения харак тера внешнеэкономические обязательства могут быть возмездными и безвозмездными, односторонними, двусторонними и многосторон ними. Как правило, внешнеэкономические контракты заключаются посредством использования оферты и акцепта. В основном все внешнеторговые контракты представляют собой сделки между от сутствующими. В международном обычном праве разработаны базисные усло
вия по внешнеэкономическим сделкам — момент перехода права собственности и риска случайной гибели товара наступает: 1. При железнодорожных перевозках — после передачи товара покупателю на границе. 2. При перевозках водным транспортом — на условиях инко- термс. 3. При почтовых отправлениях — с момента сдачи товара почте страны пребывания отправителя. 4. При автоперевозках транспортом продавца — после досмотра товара на границе. 5. При воздушных перевозках — после сдачи товара в стране покупателя. Во всех случаях продавец не обязан страховать свой товар. __________________ Дмитриева 2004
12.2. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок 12.2.1. Характерные черты правового регулирования внешнеэкономических сделок Существенной специфической чертой внешнеэкономических отношений является объединение в единую систему различных по субъектной структуре отношений, обусловливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существу- ет два уровня отношений: во-первых, отношения между государ- ствами и иными субъектами международного права (в частности, между государством и международными организациями) универ- сального, регионального, локального" характера; во-вторых, отно- шения между физическими и юридическими лицами разных госу-дарств (к которым относятся и так называемые диагональные от- ношения — между государством и иностранными физическими и юридическими лицами). Именно отношения между физически- ми и юридическими лицами имеют решающее значение в осуще- ствлении внешнеэкономической деятельности. Первые регулируются нормами международного (публичного) права, вторые — национальным правом каждого государства, и пре- жде всего международным частным правом. Однако нормы между- народного права, регулируя межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере, играют все наиболее важную роль в регламентации частноправовых отношений. Отсюда первой отличи- тельной чертой правового регулирования внешнеэкономических сделок является тесное взаимодействие правовых норм различной системной принадлежности, т. е. норм международного и национального права.
Второй отличительной особенностью правового регулирования внешнеэкономических сделок является взаимодействие норм различ- ной отраслевой принадлежности национального права. Свою поли- тику в области внешнеэкономической деятельности государство проводит главным образом через нормы публичного права. Опре- деляющим является конституционное право. Принципиальные основы государственной деятельности во внешнеэкономической сфере, закрепленные в Конституции РФ, были конкретизированы в ряде специальных законов конституци- онного характера. Федеральный закон от 13 декабря 1995 г. «О го- сударственном регулировании внешнеторговой деятельности» уста- новил принципы осуществления государственной внешнеторговой политики, порядок ее осуществления российскими и иностранны- ми лицами, права, обязанности и ответственность органов государ- ственной власти и конкретизировал распределение компетенции в этой области между Федерацией и ее субъектами1. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» определил соответствующие меры (защитные, антидемпинговые, компенсационные) и установил порядок их вве- дения и применения2. Федеральный закон от 1998 г. «О военно- техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранны- ми государствами» исходя из особенностей такого сотрудничества, установил порядок участия в нем разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов3. Кроме конституционного права в регулировании внешнеэко- номической деятельности значительную роль играют и другие от-расли публичного права: административное право (прежде всего такая его подотрасль, как таможенное право), финансовое право (особенно такие его подотрасли, как налоговое, валютное право). Понятно, что нормы различных отраслей публичного права непо- средственно не регулируют отношения между сторонами внешнеэко- номической сделки. Но частноправовые последствия норм публично-
го права бесспорны: при осуществлении обязательств по внешнеэко- номической сделке стороны обязаны руководствоваться нормами публичного права. Нарушение норм публичного права ведет к юри- дической невозможности исполнения частноправовой сделки. Главным регулятором внешнеэкономических сделок является гражданское право. В силу своей природы внешнеэкономическая сделка связана с гражданским правом разных государств. Отсю- да—особая роль международного частного права. Несмотря на значительные успехи, достигнутые мировым сообществом в уни- фикации права международной торговли, коллизионный способ регулирования отношений по внешнеэкономическим сделкам, в том числе и посредством национальных коллизионных норм, сохраняет свои позиции. Третьей особенностью регулирования внешнеэкономических сделок является широкое распространение форм так называемого негосудар- ственного регулирования. Главной формой такого регулирования яв- ляются «контрактные условия»: заключая сделку, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нор- мами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гра- жданского права («что не запрещено, то разрешено»), в-третьих, императивными нормами гражданского права. Существенная роль в системе негосударственного регулирования принадлежит обычаям международной торговли (см. раздел 12.8). К формам негосударст- венного регулирования следует отнести также судебную и арбит- ражную практику. Ее роль заключается в уяснении содержания и толкования норм применимого права (международного и нацио- нального) и обычаев международной торговли; в обеспечении еди- нообразного применения унифицированных норм в области меж- дународной торговли; в обеспечении согласованного применения правовых норм различной системной и отраслевой принадлежно- сти; в создании предпосылок для развития и совершенствования и международно-правовых, и национально-правовых норм, регули- рующих внешнеэкономические сделки. Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономиче- ских сделок представляет собой достаточно сложную систему, со- стоящую из разных по своей природе, но тесно взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: норм международного публич- ного права, норм национального, прежде всего международного частного, права, и норм негосударственного регулирования.
12.2.2 Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок Международное право, регулируя отношения между государст- вами в экономической сфере, оказывает возрастающее влияние и на правовую регламентацию внешнеэкономических сделок. Роль международного права в регулировании внешнеэкономических сде- лок осуществляется в двух направлениях: во-первых, установление правовых основ осуществления международных экономических связей, их правового режима и, во-вторых, создание единообразно- го правового регулирования внешнеэкономических сделок на осно- ве унификации материально-правовых и коллизионных норм. Рассматривая первое направление прежде всего отметим тор- говые договоры, заключаемые на двусторонней основе (они могут иметь разное наименование: договор о дружбе, торговле и море- плавании; договор о торговле и навигации; договор о торговле и экономическом сотрудничестве и др.). Заключаемые бессрочно или на длительные сроки, они устанавливают общую правовую основу не только для торговых, но и любых иных экономических отношений между договаривающимися государствами. Их называ- ют торговыми в силу исторической традиции, так как торговля в течение многих столетий была единственным видом межгосу- дарственных экономических связей. В последнее время в разви- тие торговых договоров или вместо них заключают межправитель- ственные соглашения о торговом, научно-техническом и эконо- мическом сотрудничестве. Данные договоры решают большой круг вопросов, имеющих принципиальное значение для участников внешнеэкономических сделок: определяют субъекты, правомочные осуц&ствлять торго- вые или экономические связи в целом со стороны каждого дого- варивающегося государства; предоставляют друг другу правовой режим (как правило, режим наибольшего благоприятствования) в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового морепла- вания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной стороны на территории другой; содер- жат общий порядок расчетов, вытекающих из торговых и иных экономических отношений (иногда государства заключают специ- альные двусторонние договоры о расчетно-денежных отношениях). С рядом государств Россия заключает межправительственные соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте и платежах. В них устанавливаются контингента товаров, состав- ляющие товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. В отличие от торговых договоров они заключаются на короткие сроки (6—12 месяцев), при большем сроке ежегодно подписываются дополнительные протоколы. Со- глашения обязывают государства обеспечить оговоренные постав- ки, т. е. выдавать беспрепятственно выдачу лицензий и создавать другие условия для ввоза и вывоза в пределах согласованных кон- тингентов товаров. Часто они определяют порядок расчетов. По своему содержанию к соглашениям по товарообороту близко примыкают товарные соглашения, заключаемые на много- сторонней основе. С помощью установления квот для каждого участвующего государства на куплю-продажу определенного това- ра на международном рынке государства стремятся предотвратить резкие колебания цен. Подобные соглашения существуют по нефти, каучуку, олову, пшенице, какао, кофе, сахару и пр. Госу- дарства обязуются не допускать ввоз и вывоз соответствующих товаров за пределами установленных квот. Рассмотренные международные договоры регулируют взаимо- отношения между участвующими государствами. Но их положе- ния имеют правовые последствия и для сторон внешнеэкономи- ческих сделок, если стороны находятся под юрисдикцией догова- ривающихся государств. Понятно, что если договором установлен режим наибольшего благоприятствования по таможенным плате- жам, то стороны внешнеэкономической сделки не вправе претен- довать на иной режим. Сделка, выходящая за пределы квоты, ус- тановленной для государства международным договором, юриди- чески не может быть исполнена и т. д.1 Однако, несмотря на взаимосвязь сделки с международными договорами, она обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что: 1) стороны при заключении внешнеэкономической сделки обязаны руководствоваться положениями соответствующих международных договоров; 2) после того, как сделка заключена, права и обязанности сторон определяются самой сделкой; 3) если после заключения сделки государства внесут1 изменения в содер- жание международных договоров, то они порождают граждан- ско-правовые обязательства дли сторон сделки только после того, как такие изменения будут внесены сторонами в сделку. Международный коммерческий арбитражный суд при Торго- во-промышленной палате РФ в процессе рассмотрения дел неод- нократно исходил из того, что решения государственных органов спорящих сторон, не трансформированные в содержание заклю- ченного между ними контракта, не порождают гражданско-право- вые обязательства сторон по внешнеэкономической сделке. Так, вьетнамская компания в 1990 г. предъявила к советскому внешне- торговому объединению иск о взыскании стоимости поставленно-го арахиса в части, касающейся неоплаты ответчиком поощри- тельных надбавок (бонификации) к договорным ценам за более высокое качество товара. Контракт о поставке был заключен во исполнение Протокола о товарообороте и платежах на 1988 г., подписанного правительствами СССР и СРВ к Соглашению о то- варообороте и платежах между СССР и СРВ на 1986—1990 гг. Поощрительные надбавки были предусмотрены специальным Протоколом № 3 к этому Соглашению. В контракте имелась ссылка на Протокол о товарообороте и платежах на 1988 г., но не было ссылки на Протокол № 3. Арбитраж исходил из того, что: во-первых, обязательство уплатить поощрительную надбавку при- няло на себя Правительство СССР по Протоколу № 3 как меж- правительственному соглашению, во-вторых, юридические лица не несут ответственности по обязательствам государств. Чтобы та,- кое обязательство стало обязанностью покупателя (ответчика по делу), являющегося юридическим лицом, оно должно найти отра- жение в контракте. Это не имело места, и в иске было отказано1. Второе направление роли международного права в регулирова- нии внешнеэкономических сделок проявляется в создании режи- ма их единообразного правового регулирования в разных государ- ствах, что достигается посредством унификации соответствующих норм коллизионного права и норм материального гражданского права, т. е. унификации права международной торговли. Унифи- кация права, в том числе унификация права международной тор- говли, подробно рассмотрена в гл. 4 настоящего учебника. Здесь достаточно подчеркнуть, что для российских лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые обязательны для Российской Федерации. Прежде всего это Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Со- глашение об общих условиях поставок товаров между организа- циями государств — участников СНГ 1992 г., Соглашение о по- рядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйст- венной деятельности 1992 г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. Анализ этих дого- воров будет сделан ниже. _______________________________________ Попова 2010
7.2. КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК Заключая договор, стороны могут установить, каким законодательством он должен регулироваться. Они имеют право сделать выбор в силу принципа автономии воли сторон. В соответствии с ним участники сделки при заключении договора могут самостоятельно выбирать право страны, которое будет регулировать их правоотношения. Данный принцип выступает в качестве формулы прикрепления (коллизионного принципа) и занимает главенствующие позиции во внешнеэкономических обязательствах. Автономия воли как коллизионная формула прикрепления получила свое закрепление во многих государствах Вместе с тем существуют допустимые пределы автономии воли, которые понимаются в законодательстве различных государств по-разному. Так, в одних странах автономия воли сторон ничем не ограничивается. Это означает, что стороны, заключив сделку, могут подчинить ее любой правовой системе. В других (преимущественно в странах англосаксонской системы права) действует принцип локализации договора, в соответствии с которым стороны могут избрать только то право, которое наиболее тесно связано с данной сделкой. В МЧП существует обязательственный статут сделки, который устанавливается путем определения права, подлежащего применению к внешнеторговой сделке. Его значение заключается в определении прав и обязанностей сторон по сделке, последствий ее неисполнения (просрочки, ненадлежащего исполнения). Кроме того, определяются обстоятельства освобождения от ответственности и разрешаются вопросы исковой давности. Помимо обязательственного статута, выделяют субсидиарные (дополнительные) коллизионные нормы, определяющие правила выбора права, регламентирующего внешнеэкономические сделки. Они предусмотрены российским законодательством в случае, если из договора или специального соглашения неясно, какому праву стороны намеревались подчинить свои правоотношения, или если отсутствует соглашение сторон о подлежащем применению праве. В ГК РФ предусматривается, что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве используется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом (в договоре купли-продажи); наймодателем (в договоре имущественного найма); лицензиаром (в лицензионном договоре о пользовании исключительными или аналогичными правами); хранителем (в договоре хранения); комиссионером (в договоре комиссии); поверенным (в договоре поручения); перевозчиком (в договоре перевозки) и т. д. Кроме того, устанавливается, что к договорам о производственном сотрудничестве, специализации и кооперировании, выполнении строительных, монтажных и других работ по капитальному строительству применяется право страны, где такая деятельность осуществляется или создаются предусмотренные договором результаты, если иное не установлено соглашением сторон. Для договора о создании совместного предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено совместное предприятие, а для договора, заключенного на аукционе, применяется право страны', где проводится аукцион.
При отсутствии в контракте условия о применимом праве стороны впра-' ве согласовать этот вопрос позднее в процессе исполнения договора. Если же такая договоренность между ними не достигнута, то применимое право будет определяться на основании коллизионной нормы, которую суд или иной орган, рассматривающий спор, сочтет приемлемой в данном конкретном случае. Подобные коллизионные нормы могут содержаться как в национальном законодательстве, так и в международных договорах различного уровня. ________________________________ Гетьман-Павлова 2005
6.2 Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
Правовое регулирование внешнеэкономических сделок главным образом основано на применении унифицированных материально- правовых норм и осуществляется прямым методом. Однако колли зионный метод также используется для разрешения споров по внешнеэкономическим контрактам, выступая в качестве общесубси диарного начала. Общей генеральной коллизионной привязкой практически всех внешнеэкономических сделок является автономия воли сторон. Принцип автономии воли сторон считается наиболее гиб кой формулой прикрепления, и его применение в наибольшей степени соответствует общему принципу свободы договора. В праве боль шинства государств автономия воли в договорных отношениях по нимается не только как формула прикрепления, но и как источник права — право сторон самостоятельно создать абсолютно новую, нигде не выраженную и не предусмотренную модель поведения, не обусловленную каким-либо существующим правопорядком или су дебной практикой. Такое понимание автономии воли можно вывес ти из толкования ст. 421 ГК РФ. Если спор по внешнеторговой сделке решается с применением коллизионного метода регулирования, то автономия воли понимает ся как право выбора применения к сделке какого-либо конкретного правопорядка. В основном законодательство предусматривает пра во неограниченного выбора применимого закона сторонами. Законы некоторых государств (ФРГ, США, Скандинавские страны) уста навливают «разумные» пределы автономии воли. Для ограничения пределов автономии воли используется доктрина «локализации» (это общее ограничение свободы выбора права). В судебной практике ФРГ автономия воли сторон ограничена наличием правопорядка, в пределах которого она допустима. Оговорка о применимом праве (автономия воли) может быть прямо выражена или с необходимо стью вытекать из условий контракта. Такое требование содержит п. 2 ст. 1210 ГК РФ. В зарубежном праве есть понятие «подразу меваемая воля» сторон. Если контракт не содержит оговорки о применимом праве, то в судах западных государств производится установление «гипотети ческой», «подразумеваемой» воли сторон. Для этого используются критерии «локализации», «справедливости», «доброго, заботливо го хозяина», «разумного» человека, тесной, реальной, разумной связи выбора применимого права с конкретным фактическим соста вом. При установлении права, применимого к внешнеэкономиче ской сделке, применяются теория статутов, теория существа право отношения («разума») и теории презумпций: суда и арбитража (кто избрал суд, тот избрал и право); разумной связи; закона, свойствен ного данному договору; закона места нахождения учреждения, об служивающего своих клиентов в массовом порядке; общего граж данства или общего домицилия. Даже если оговорка о применимом праве прямо выражена в контракте, установление «первичного» статута (личного и фор мального) правоотношения производится по объективным призна кам независимо от воли сторон. Предусмотрено обязательное при менение императивных норм законодательства того государства, с которым сделка имеет реальную связь (п. 5 ст. 1210 ГК РФ). Это положение призвано предотвратить обход императивных норм национального права при помощи выбора права другого го сударства. Общий принцип установления формального статута правоотно шения — применение закона места совершения контракта. Однако в сделках между отсутствующими достаточно затруднительно опре делить место заключения сделки, так как в общем праве применяет ся теория «почтового ящика» (место заключения сделки — это ме сто отправления акцепта), а в континентальном — доктрина «полу чения» (место заключения сделки — это место получения акцепта). Личный закон контрагентов применяется для установления личного статута правоотношения. Определение действительности договора по существу (вопросы «пороков воли» и т.п.) подчиняется обязательственному статуту и предполагает применение права, из бранного контрагентами. Главное (договор купли-продажи) и акцес сорное (договор банковской гарантии) обязательства предполагают самостоятельное коллизионное регулирование (автономия воли — к договору купли-продажи и закон места нахождения учреждения — к договору банковской гарантии). Наоборот, предусматривается об- щая коллизионная привязка сделок, независимых друг от друга юридически, но неразрывно связанных экономически (покупка обо рудования и лицензионное соглашение, например — п. 5 ст. 1211 ГК РФ). В мировой арбитражной практике оговорка сторон о примени мом праве расценивается как юридический факт. Однако примене ние автономии воли сторон возможно только для решения вопросов обязательственного статута, в первую очередь для определения прав и обязанностей сторон по сделке. При этом по отдельным ви дам внешнеэкономических сделок предусмотрены формулы прикре пления, содержащие императивные коллизионные приЁязки и отри цающие возможность свободы выбора права сторонами (ст. 1214 ГК РФ). Российское право (ст. 1210 ГК РФ) предусматривает возмож ность неограниченной автономии воли сторон. Соглашение о выбо- ре права может быть сделано как в момент заключения договора, так и в последующем; касаться как договора в целом, так и отдель ных его частей. Выбор права сторонами, сделанный после заключе ния договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента заключения контракта. Соглашение сторон о праве приме няется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество. В российском праве и практике отсутствует понятие «подразу меваемая воля» сторон. При отсутствии соглашения сторон о при менимом праве к договору применяются субсидиарные коллизион ные привязки, устанавливаемые на основе критерия наиболее тесной связи (п. 1 ст. 1211 ГК РФ). Основной субсидиарной привязкой до говорных обязательств является закон продавца как право цен тральной стороны сделки (закон перевозчика, закон подрядчика, закон хранителя и т.д.). Эта общая коллизионная привязка транс
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |