Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 1 страница




Статья 49.1. Конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм

1. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

Статья 50. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав

1. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными).

2. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведений или фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России
9 июля 1993 года

№ 5351-1

 

К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"

 

С.С.ЛОСЕВ,

кандидат юридических наук,

доцент

 

Рецензенты:

С.М.АНАНИЧ,

начальник отделения

исследований в сфере экономического

развития и экологии

Института правовых исследований

Национального центра законодательства

и правовых исследований

Республики Беларусь,

кандидат юридических наук, доцент

 

Т.М.ХАЛЕЦКАЯ,

кандидат юридических наук,

доцент, доцент кафедры

гражданско-правовых дисциплин

Белорусского государственного

экономического университета

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 18 апреля 2013 г.

 

В научно-практическом комментарии на основе системного анализа норм действующего законодательства, с использованием теоретических положений и сложившейся правоприменительной практики подробно раскрывается содержание норм Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З "Об авторском праве и смежных правах".

Для студентов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для специалистов народного хозяйства, интересующихся проблематикой права интеллектуальной собственности.

Комментарий может быть использован в учебном процессе, в деятельности практикующих юристов, правоохранительных и судебных органов.

Рекомендован к изданию решением Ученого совета Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь от 04.12.2012.

 

Список сокращений

 

Закон - Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З "Об авторском праве и смежных правах" // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - N 60. - 2/1813

Закон редакции 1996 года - Закон Республики Беларусь от 16.05.1996 N 370-XIII "Об авторском праве и смежных правах" // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1996. - N 20. - Ст. 366

Закон редакции 1998 года - Закон Республики Беларусь от 16.05.1996 N 370-XIII "Об авторском праве и смежных правах" // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - N 31 - 32. - Ст. 472

ГК - Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., N 218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - N 7 - 9. - Ст. 101

Бернская конвенция - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (заключена в г. Берне 09.09.1886). Парижский акт от 24 июля 1971 г., измененный 2 октября 1979 г. - Женева: ВОИС, 1990. Публикация N 287 (R)

Римская конвенция - Международная конвенция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры "Об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций" (заключена в г. Риме 26.10.1961) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - N 74. - 3/835

Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года - Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности "По авторскому праву" (подписан в г. Женеве 20.12.1996) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь (Дополнение). - 1998. - N 1. - Ст. 511

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года - Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности "По исполнениям и фонограммам" (подписан в г. Женеве 20.12.1996) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь (Дополнение). - 1998. - N 1. - Ст. 510

ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности

НЦИС - Государственное учреждение "Национальный центр интеллектуальной собственности"

абз. - абзац

п. - пункт

ст. - статья

ч. - часть

НРПА Республики Беларусь - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

 

Введение

 

Принятие Закона в 2011 году стало результатом многолетней работы по совершенствованию правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений, исполнений, фонограмм и передач организаций вещания.

Необходимость системного пересмотра законодательства Беларуси в области авторского права и смежных прав была обусловлена рядом причин. Принятый Закон редакции 1996 года копировал одноименный Закон Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон Российской Федерации об авторском праве 1993 года) с той лишь разницей, что в нем не нашлось места для норм о коллективном управлении имущественными авторскими и смежными правами. Упомянутый российский закон обобщил достижения новейших законодательных актов промышленно развитых стран, а также учитывал положения основных международных договоров, устанавливающих стандарты в области охраны авторского права и смежных прав. Поэтому в сравнении с ранее действовавшими нормами советского авторского права первый закон об авторском праве суверенной Беларуси был достаточно прогрессивным.

Стремление белорусского законодателя механически перенести в национальное законодательство нормы договоров ВОИС 1996 года <1> привело к тому, что изложенный позднее Закон редакции 1998 года обрел ряд внутренне противоречивых норм и стал сложнее в применении; при этом вопросы коллективного управления по-прежнему остались без внимания законодателя.

--------------------------------

<1> Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года.

 

О необходимости пересмотра Закона белорусские юристы говорили давно. В результате необходимость системного совершенствования законодательства в данной сфере была отмечена и на правительственном уровне в Государственной программе по охране интеллектуальной собственности на 2008 - 2010 годы <2>.

--------------------------------

<2> Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2007 N 1555 // НРПА Республики Беларусь. - 2007. - N 287. - 5/26199.

 

Помимо устранения имевшихся явных недостатков целью принятия нового Закона было формирование законодательства, соответствующего современным стандартам, учитывающего особенности охраны и использования объектов авторского права и смежных прав в цифровой среде, а также предусматривающего эффективные механизмы защиты этих прав. В числе ключевых проблем, которые предполагалось решить с принятием нового Закона, были определены:

- совершенствование охраны личных неимущественных прав авторов и исполнителей;

- введение дополнительной правовой охраны баз данных;

- совершенствование норм о служебных произведениях и применении дифференцированных подходов при распределении прав на такие произведения;

- пересмотр и расширение перечня допускаемых случаев свободного использования произведений, в том числе с учетом особенностей использования произведений и объектов смежных прав в цифровой среде;

- совершенствование правового регулирования договорных отношений по поводу создания и использования произведений и объектов смежных прав;

- дополнение Закона нормами, посвященными коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами;

- совершенствование норм гражданско-правовой защиты авторского права и смежных прав, в том числе с учетом специфики защиты этих прав в цифровой среде.

Безусловно, далеко не все из поставленных целей были достигнуты. Нерешенными остались проблемы дополнительной охраны баз данных, а также вопросы ответственности провайдеров за нарушения авторских и смежных прав в сети Интернет; проблема правового регулирования отношений по поводу служебных произведений и объектов смежных прав была решена лишь отчасти, поскольку за авторами таких произведений так и не было признано право на получение справедливого вознаграждения. В результате принятый в 2011 году Закон можно определить, скорее, как хорошо переработанный вариант ранее действовавшего законодательного акта, в котором устранены очевидные недостатки и который по отдельным направлениям дополнен новыми нормами.

Настоящий научно-практический комментарий является попыткой системного анализа норм законодательства в области авторского права и смежных прав. Поставленная задача предопределяет формат комментария: он наряду с авторским толкованием содержания норм Закона включает исторический обзор становления и развития института авторского права и смежных прав, критический анализ основных положений правовой доктрины, а также обзор судебной практики, складывающейся в рассматриваемой области.

 

История развития авторского права и смежных прав

 

Авторское право. Авторское право как правовое явление возникло не сразу, а в результате длительной эволюции. Происхождение авторского права вызывает споры и по сей день, однако мы попытаемся остановиться на наиболее известных фактах и показать процесс зарождения и развития авторского права.

Зачатки авторского права существовали уже в античные времена и выражались, в первую очередь, в борьбе с литературным плагиатом. Однако эти попытки носили эпизодический характер и были свойственны не всем, а отдельным из древних цивилизаций.

Древний Египет по праву считается родиной книги: именно в Египте появились первые литературные произведения. Однако характерной чертой древнеегипетских авторов было стремление не связывать свое творение со своим именем, а приписывать его какому-либо богу или фараону, что считалось лучшей гарантией бессмертия произведения.

В Афинах литературное творчество, книгоиздание и книготорговля достигли достаточно высокого уровня. Именно в Древней Греции возникло понятие изданной книги, впрочем, далекое от современного понимания. Древнегреческое слово "экдосис" (издавать) означало процесс, при котором лично автором или писцами под его наблюдением изготавливался оригинал литературного произведения, а затем с него переписывались заказанные копии. Произведения переписывались всеми желающими без ведома и контроля автора, что вело к появлению искаженных версий произведения. Поэтому оригиналы произведений, в первую очередь, тексты драматических произведений - комедий и трагедий передавались на хранение в публичные учреждения и служили своего рода эталонами, позволявшими не только сверять изготовленные копии, но и оберегать автора от плагиата. Плагиат рассматривался как проступок, позорящий честь гражданина, и зачастую наказывался изгнанием из полиса <3>.

--------------------------------

<3> Азбука авторского права / пер. с англ. / вступительная статья Б.Д.Панкина. - М.: Юрид. лит.: Les Presses de UNESCO, 1982. - С. 17.

 

В Древнем Риме издательское дело, заимствованное у Афин, стало уделом преимущественно отпущенных на волю рабов. Переписка и продажа книг была делом достаточно прибыльным, а тиражи книг доходили до тысячи экземпляров <4>. При этом, как свидетельствуют сохранившиеся до наших дней документы, не все римские авторы занимались литературным трудом только ради признания и не требовали от издателя выплаты гонорара. Для отдельных римлян литературный труд служил основным источником существования <5>. Однако даже в период Империи, который по праву считают временем расцвета гражданского права, так и не возникло какое бы то ни было закрепленное в законе право на произведение, которое отличалось бы от права собственности на рукопись.

--------------------------------

<4> Вишневецкий, Л.М. Формула приоритета. Возникновение и развитие авторского и патентного права / Л.М.Вишневецкий, Б.И.Иванов, Л.Г.Левин. - Л.: Наука, 1990. - С. 10.

<5> Борухович, В.Г. В мире античных свитков / В.Г.Борухович. - Саратов, 1996. - С. 43.

 

Отсутствие в античном праве специальной правовой охраны результатов творчества было обусловлено отсутствием технических средств, позволявших воспроизводить произведения в достаточном количестве, необходимом для того, чтобы они стали полноценным товаром, предлагаемым публике. Размножение произведений было затруднено, поскольку рукопись могла быть переписана только от руки, картина перерисована и т.п. Автор произведения, существовавшего либо в единственном экземпляре, либо в виде нескольких рукописных копий, являлся собственником материального объекта, который можно было продать или подарить другому лицу. Поскольку произведение как нематериальный объект фактически не отделялось от материального объекта, в котором оно было воплощено, то для регулирования подобного рода отношений не требовалось создания иного, кроме права собственности, правового института.

Средние века были, по справедливому замечанию исследователей, эпохой, еще менее благоприятной для возникновения авторского права, даже в высших слоях общества потребность в чтении практически отсутствовала. Литературой занимались преимущественно в монастырях, при этом такое занятие сводилось преимущественно к переписыванию работ античных авторов, а также созданию отдельных работ по богословию и философии. При существовавшей в средние века технологии размножения рукописей количество экземпляров было ограничено, а стоимость книг была высока.

Большинство исследователей указывают на то, что реальные предпосылки для начала формирования авторского права возникли лишь в XV веке с изобретением книгопечатания <6>. Изобретение Иоганном Гуттенбергом в 1440 году технологии литерной печати предоставило возможности для быстрого и дешевого распространения среди публики экземпляров любых сочинений в практически неограниченном количестве.

--------------------------------

<6> Дилленц, В. Авторское право: прошлое и настоящее. Что дальше? / В.Дилленц. - М.: Юрид. лит., 1988. - С. 5.

 

Изобретение печатного станка, позволявшего изготавливать неограниченное количество копий литературных произведений, привело к пониманию особого характера произведений творчества. Возможность произведения без потери своих свойств существовать в бесконечном количестве воплощений дала юристам основание признать их особый характер и назвать их "бестелесными вещами" <7>. Этот бестелесный, или нематериальный, характер произведений не позволял распространить на них положения права собственности - составляющая право собственности триада полномочий (владение, пользование и распоряжение) оказалась неприменима к нематериальным объектам, в связи с чем практика стала искать другие юридические формы защиты интересов авторов и распространителей их произведений.

--------------------------------

<7> Вишневецкий, Л.М. Формула приоритета: возникновение и развитие авторского и патентного права / Л.М.Вишневецкий, Б.И.Иванов, Л.Г.Левин. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. - С. 9.

 

Изобретение книгопечатания привело к появлению такого явления, как контрафакция, т.е. самовольная перепечатка чужих сочинений <8>. Контрафакция стала весьма выгодным занятием, поскольку спрос на печатные книги был высоким, при этом можно было без опасения пользоваться содержанием чужих рукописей, занимаясь перепечаткой сочинений. О сложившейся ситуации красноречиво свидетельствуют слова Мартина Лютера, обращенные к печатникам: "Отчего это, любезные господа типографщики, вы один у другого так открыто грабите, воруете чужое и взаимно развращаете друг друга? Разве вы стали уличными разбойниками и ворами? Или вы думаете, что Бог вас благословит и пропитает через такие злые дела и козни?.. Еще можно было бы помириться с этим ущербом, если б они (типографщики) мои книги не печатали с такими ошибками и так постыдно... Беспримерная вещь, мы употребляем на сочинения издержки и труды, а другие пользуются от них выгодами, оставляя нам убытки... Поэтому берегитесь, любезные типографщики, так ворующие и грабящие. Ведь вы знаете, что апостол Павел писал к Фессалоникийцам: никто не должен поступать со своим братом противозаконно и корыстолюбиво, ибо Господь - мститель за все сия. Это изречение сбудется когда-нибудь и над вами" <9>.

--------------------------------

<8> Шершеневич, Г.Ф. Авторское право на литературные произведения / Г.Ф.Шершеневич. - Казань: Тип. Императ. ун-та, 1891. - С. 85.

<9> Табашников, И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность: в 2 т. / И.Г.Табашников. - СПб.: Изд-во М.И.Попова, 1878. - Т. 1: Литературная собственность: ее понятие, история, объект и субъект. - С. 8.

 

Однако перепечатки в большинстве случаев нарушали интересы не авторов, поскольку среди издаваемых книг основное место занимали классические произведения, а издателей и книготорговцев, чьи коммерческие интересы страдали от таких перепечаток. Владельцы типографий, вкладывавшие значительные средства в издание книг, стали требовать защиты своих интересов от конкуренции со стороны владельцев других типографий, которые занимались перепечатыванием уже выпущенных в свет книг. Поэтому первой правовой формой защиты авторского права в Европе стали привилегии, выдаваемые светской или духовной властью книгоиздателям <10>. Первая известная привилегия была выдана Венецианской республикой известному богослову, магистру канонического права Петру Ровенскому. В выданной грамоте было указано: "Явившийся к светлейшему вождю и в славные наши владения знатный юрисконсульт Петр из Равены, читающий каноническое право, почтительно заявил, что в течение всей своей жизни употребил весьма много старания и труда... почему смиренно просил, дабы запрещено было другим собирать плоды его трудов и бессонных ночей. Признавая справедливость этой просьбы, повелевается, чтобы никто не осмеливался в городах Венеции и во всех подвластных нам славных владениях печатать и продавать напечатанные экземпляры сказанного сочинения, озаглавленного "Phoenix", под страхом конфискации этих экземпляров и уплаты двадцати пяти ливров за каждый из них. Тому же наказанию подлежат и те, кои станут продавать в вышеназванных славных владениях те же книги, напечатанные в других местах, исключая только того типографа, которому вышесказанный доктор это разрешил" <11>.

--------------------------------

<10> Канторович, Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Новый закон 15 марта 1911 г. / Я.А.Канторович. - СПб.: Право, 1911. - С. 6.

<11> Канторович, Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения / Я.А.Канторович. - 2-е изд. - Петроград: тип. акц. общ. "Брокгауз-Ефрон", 1916. - С. 10 - 11.

 

В начале XVI столетия привилегии появились в Германии и Франции. В различных государствах привилегии предоставлялись различными властями: в Англии и Франции - королями, в Германии - князьями различных германских государств. Как отмечал Я.А.Канторович, привилегия, даруемая правительством издателям, была первоначальной формой защиты интересов первых издателей, а вместе с ними и авторов, получавших от них гонорар и заинтересованных в успехе предпринимаемых первыми изданий <12>. Однако, несмотря на то что с введением привилегий впервые возникла охрана прав на литературные произведения как самостоятельный правовой институт, эта охрана была направлена в пользу издателей и книготорговцев, а не авторов, чье материальное положение было незавидным.

--------------------------------

<12> Там же. - С. 11.

 

Существом привилегий являлось исключительное (монопольное) право на издание определенной книги с одновременным запретом под страхом штрафа или уголовного наказания всем остальным издателям издавать эту же книгу. Привилегия была индивидуальным юридическим актом, который, во-первых, предоставлял определенному лицу исключительное (монопольное) право определенным образом использовать произведение и, во-вторых, одновременно под страхом наказания запрещал всем остальным лицам осуществление аналогичных действий. По сути, система привилегий заложила основу современного понимания исключительного права.

Привилегии выдавались без срока или с указанием срока; преобладали краткосрочные привилегии на 2, 5, 10 лет. Со временем количество индивидуальных привилегий стало заметно увеличиваться. Поэтому отдельные государства стали практиковать выдачу вместо индивидуальных привилегий одной общей привилегии, которой могло пользоваться любое заинтересованное лицо при выполнении предусмотренных в этой привилегии условий.

С XVII века появляются привилегии более общего характера, в которых запрещается не только перепечатывать чужие книги, но и ввозить из-за границы контрафактные издания, а также предоставляется право конфискации сочинений, изданных вопреки привилегиям <13>.

--------------------------------

<13> Шершеневич, Г.Ф. Авторское право на литературные произведения / Г.Ф.Шершеневич. - Казань: Тип. Императ. ун-та, 1891. - С. 89.

 

К концу XVII века система привилегий как монопольных прав, предоставляемых королевской властью, все более и более подвергалась критике и все громче звучали требования авторов признавать их права. Система привилегий имела существенные недостатки. Во-первых, непосредственный создатель произведения - автор оказывался вне правовых отношений по использованию созданного им произведения. Автор мог быть лишь собственником рукописи, тиражирование же произведения осуществлялось под полным контролем издателя. Таким образом, собственность в литературе была не собственностью на написанное, а собственностью на право изготавливать копии, это право принадлежало собственнику типографского станка <14>. Во-вторых, система привилегий была достаточно громоздка, поскольку основывалась на юридических актах индивидуального действия, выдаваемых каждый раз в отношении определенного произведения. Переход от индивидуальных привилегий к закону, определяющему основания возникновения, содержание и порядок осуществления авторского права, происходил в разных государствах постепенно и не одновременно, однако представлял собой общую для всех стран закономерность <15>. Новый подход заключался в признании определенных прав в отношении произведения просто при соблюдении указанных в законе условий. Наиболее отчетливо различие между привилегией и законом общего действия сформулировал в начале XX века А.А.Пиленко: "Если подчиненный орган, выдавая данное правомочие, может, не нарушая своих обязанностей, требовать от "просителя" исполнения некоторых условий, не утверждая, что эти условия подходят под какую-либо из абстрактных категорий, то выданное правомочие есть привилегия. Если же, наоборот, подчиненный орган, дабы не нарушать смысла закона, обязан утверждать, что он требует исполнения конкретного условия только потому, что, по его мнению... это условие есть конкретизация данной абстрактной формулы закона, то выданное право не есть привилегия, а лишь результат применения общего закона" <16>.

--------------------------------

<14> Wittenberg, P. The Protection of Literary Property. - Boston, 1978. - P. 13.

<15> Папова, I.В. Аб сутнасцi выключнага права аўтара на творы навукi, лiтаратуры i мастацтва / I.В.Папова // Весцi Нац. Акад. навук Беларусi. Сер. гуманiтар. навук. - 1997. - N 4. - С. 17 - 24.

<16> Пиленко, А.А. Право изобретателя. Привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве. Историко-догматическое исследование: в 2 т. / А.А.Пиленко. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - Т. 2. - С. 330.

 

Первый шаг от системы привилегий в направлении авторского права в современном его понимании был сделан в Англии в начале XVIII века. Именно в Англии сформировалось сильное движение в защиту свободы печати и прав авторов, выступивших против лондонской Корпорации издателей и книготорговцев. Данная корпорация была учреждена с целью подчинения литературы правительственной цензуре, состояла из книготорговцев, типографщиков, бумаготорговцев и переплетчиков и имела исключительное право на печатание книг. Всякий, желающий издать книгу, обязан был записать ее в особый реестр корпорации и получить письменное разрешение на печатание (license) <17>. При существовании такой корпорации и необходимости получения лицензии на издание контрафакция как явление отсутствовала, однако интересы автора при этом не учитывались и приносились в жертву интересам издателей.

--------------------------------

<17> Исторический очерк авторского права на литературные, музыкальные и художественные произведения // Проект статей об авторском праве на литературные, музыкальные и художественные произведения. - СПб.: Гос. тип., 1898. - С. 4.

 

Несмотря на яростное сопротивление издателей, проект, представленный в 1709 году Палате общин, был принят в 1710 году в виде Закона "О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне", более известного как Статут королевы Анны <18>. В соответствии со Статутом автор получал исключительное право на издание своего произведения в течение 14 лет, которое могло быть уступлено на этот срок издателю. По истечении указанных 14 лет право на издание возвращалось автору и он мог снова уступить его, в том числе и другому издателю, еще на 14 лет. Если оценивать Статут королевы Анны как первый специальный закон об авторском праве, то следует выделить несколько заложенных в нем принципов, ставших основой для последующего развития авторского права как правового института: во-первых, Статут провел четкое разграничение между исключительным правом на произведение и правом собственности на материальный объект, в котором произведение воплощено; во-вторых, Статут впервые законодательно определил авторское право как исключительное право изготовления и распространения копий произведения; в-третьих, Статут определил автора в качестве первоначального обладателя исключительного права, которое в последующем может быть уступлено по договору; в-четвертых, Статут законодательно закрепил срок охраны авторского права, по истечении которого произведение переходило в общественное достояние <19>.

--------------------------------

<18> Азбука авторского права / пер. с англ. / вступительная статья Б.Д.Панкина. - М.: Юрид. лит.: Les Presses de UNESCO, 1982. - С. 19.

<19> Там же. - С. 20.

 

Несмотря на свое прогрессивное значение, Статут королевы Анны не обеспечил права авторов в достаточном объеме, поскольку его действие не распространялось на иные, кроме книг, произведения и он не регулировал отношения, связанные с публичным исполнением, переводом и иным использованием произведений. Существовавшие пробелы постепенно восполнялись с принятием специальных законов. Так, в 1734 году в Англии был принят закон о граверах, предусматривающий охрану авторских прав художников <20>, в 1833 году - закон об авторском праве в отношении произведений драматургии, а в 1882 году - об охране музыкальных произведений <21>.

--------------------------------

<20> Азбука авторского права / пер. с англ. / вступительная статья Б.Д.Панкина. - М.: Юрид. лит.: Les Presses de UNESCO, 1982. - С. 21.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.