Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 3 страница




 

Еще большая степень гармонизации законодательства в области авторского права и смежных прав характерна для государств - участников Европейского союза. Основным инструментом выступают директивы, принимаемые, как правило, совместным решением Европейского парламента и Совета европейского союза и содержащие единообразные нормы, которые в последующем имплементируются в национальных законодательствах государств - членов ЕС. В области авторского права и смежных прав были приняты следующие директивы:

Директива ЕС от 14.05.1991 N 91/250/ЕЕС "О правовой охране компьютерных программ";

Директива ЕС от 19.11.1992 N 92/100/ЕЕС "О праве на прокат и праве на предоставление в безвозмездное пользование и некоторых правах, относящихся к авторскому праву в области интеллектуальной собственности";

Директива ЕС от 27.09.1993 N 93/83/ЕЕС "О согласовании некоторых норм авторского права и прав, смежных с авторским, применимых к эфирному вещанию через спутник и к ретрансляции по кабелю";

Директива ЕС от 29.10.1993 N 93/98/ЕЕС "О гармонизации срока действия охраны авторского права и смежных прав";

Директива ЕС от 11.03.1996 N 96/9/ЕЕС "О правовой охране баз данных";

Директива ЕС от 22.05.2001 N 2001/29/ЕС "О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе";

Директива ЕС от 27.09.2001 N 2001/84/ЕС "О праве перепродажи в интересах автора оригинала произведения искусства";

Директива ЕС от 24.04.2004 N 2004/48/ЕС "О защите прав на объекты интеллектуальной собственности".

Определенные процессы гармонизации происходят на постсоветском пространстве в рамках нескольких интеграционных образований. 2 ноября 1996 г. Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств был принят рекомендательный акт "Об авторском праве и смежных правах" <49>, положения которого во многом основывались на нормах одноименного Закона Российской Федерации об авторском праве 1993 года. 18 ноября 2005 г. постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств N 26-13 был принят новый модельный закон "Об авторском праве и смежных правах" <50>, учитывающий как положения новых международных договоров в области авторского права и смежных прав, так и законодательную практику, складывающуюся в постсоветских государствах.

--------------------------------

<49> Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. - 1997. - N 12.

<50> Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. - 2006. - N 37.

 

Несмотря на очевидную тенденцию к унификации правовых норм, в законодательствах стран мира можно провести разграничение двух концептуально разных подходов. Как правильно отмечает французский юрист М.Жосселен <51>, законодательная политика в данном вопросе в разных странах неодинакова и зависит от ценностных подходов к феномену интеллектуального творчества, характерных для той или иной правовой системы. Уже во времена Великой французской революции достаточно отчетливо прослеживалось различие между двумя направлениями правовой мысли в авторском праве, имеющими в своей основе различные философские подходы; различие, которое в значительной степени сохранилось до настоящего времени <52>. Характеризуя философию этих двух систем, Андре Франсон отмечал, что суть вопроса заключается в том, чтобы найти ту самую точку, где достигается идеальный баланс между правами автора и общества <53>.

--------------------------------

<51> Жосселен, М. Понятие договора об использовании прав автора: сравнительно-правовой анализ / М.Жосселен // Бюллетень по авторскому праву. Т. 26. - 1993. - N 4. - С. 7.

<52> Бекур, Д. Французская революция и авторское право: к новому универсализму / Д.Бекур // Бюллетень по авторскому праву. Т. 24. - 1991. - N 4. - С. 7.

<53> Franson, A. Author's Rights beyond Frontiers: A Comparison of Civil Law and Common Law Conceptions. RIDA. - N 149, July 1991. - P. 2.

 

Основанная на принципах естественного права теория авторского права Франции и других стран романо-германской правовой системы акцентировала внимание на идее о том, что охрана должна распространяться как на имущественные, так и на личные интересы автора.

Как отмечает в своем доктринальном исследовании Д.Липцик, признание французской юриспруденцией прав личного характера автора (личное неимущественное право), получившее свое развитие и теоретическое обоснование в рамках доктрины, философская основа которой заключается в том, что произведение - это воплощение, отражение личности автора, оказало значительное влияние на мировую практику. Право основывается на творческом процессе, а отношение "автор - произведение" закрепляется широким набором прерогатив создателя произведения и правом принятия решений, которое ему предоставляется, в связи с чем произведение не может окончательно выйти из-под контроля автора <54>.

--------------------------------

<54> Липцик, Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр.; предисловие М.Федотова. - М.: Ладомир: Издательство ЮНЕСКО, 2002. - С. 36.

 

Взгляд на произведение как на продолжение личности автора приводил законодателя к тому, что в центре внимания закона об авторском праве должен быть автор <55>. Именно он - творец - должен изначально наделяться всеми полномочиями по использованию своего произведения, которые могут быть им в последующем в том или ином объеме делегированы другим лицам. При этом передача автором права использования произведения другому лицу с точки зрения этой теории вовсе не означает, что прекращается правовая связь творца с его произведением. Признаваемые за автором личные права, являясь такими же естественными правами, осуществляются им независимо от того, кто и на каком основании в данный момент обладает правом использования произведения. Такая концепция авторского права с присущим ей дуализмом личных и имущественных авторских прав и четко выраженным акцентом на обеспечение прав и интересов создателя произведения получила название концепции "прав автора" (droit d'auteur). Наибольшее распространение данная концепция получила в европейских странах, в первую очередь, во Франции и Германии.

--------------------------------

<55> Бекур, Д. Французская революция и авторское право: к новому универсализму / Д.Бекур // Бюллетень по авторскому праву. Т. 24. - 1991. - N 4. - С. 8.

 

Между тем авторское право в странах общего права (так называемая англосаксонская правовая система) развивалось в другом направлении <56>. В странах общего права, главным образом, в Великобритании и США, за создателем произведения признавалось право, основанное на естественных правах собственности, философскую основу которых в свое время разработал Дж.Локк <57>. Однако при создании писаных законов об авторском праве создателям произведений была предоставлена лишь ограниченная имущественная защита; писаные законы не кодифицировали все общее право, а заменили его, предоставив имущественные права в форме срочного, т.е. ограниченного во времени, права на воспроизведение. Такой подход законодателя, по сути, мало чем отличался от прежней системы привилегий, которая также обеспечивала только экономические интересы; разница состояла в том, что привилегии являлись актами индивидуального характера, а законы об авторском праве стали актами универсального действия. Такая концепция получила название концепции "авторского права" (copyright).

--------------------------------

<56> Давид, Р., Жоффре-Спинози, К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В.А.Туманова. - М.: Междунар. отношения, 1996. - С. 134.

<57> Нерсесянц, В.С. Философия права: учеб. для вузов / В.С.Нерсесянц. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - С. 466 - 467.

 

Закрепив в законах об авторском праве исключительное право на воспроизведение (право делать копии, англ. - copyright) как частный случай более общего права собственности, страны общего права распространили на права по использованию произведения и общие принципы права собственности <58>. Именно поэтому законодатель в этих странах использует термин "право собственности" в отношении авторских прав. Поэтому с точки зрения концепции "авторского права" имущественные авторские права находятся в неограниченном гражданском обороте - они могут не только передаваться, но и отчуждаться, как отчуждается продаваемая вещь. Во-вторых, поскольку авторское право в данной системе стало лишь конкретизацией общего права собственности, в его конструкцию вошли только имущественные права; личные права создателя произведения оказались вне сферы действия авторского законодательства. Именно поэтому американский законодатель отказывается включать понятие моральных прав в свою авторско-правовую систему <59>, а британский законодатель, признавая существование моральных прав, делает их неэффективными на практике, допуская возможность заключения сделки, направленной на ограничение или отказ от этих прав <60>.

--------------------------------

<58> Фридмэн, Л. Введение в американское право / пер. с англ. Т.Седуна; под ред. М.Калантаровой. - М.: Изд. группа "Прогресс-Универс", 1993. - С. 96 - 98.

<59> Boorstyn, N. Copyright Law. - N.Y.: CBC, 1981. - P. 276.

<60> Dworkin, G. and Raylor, R. Blackstone's Guide to the Copyright, Design and Patent Act 1988. - London: Blackstone Press Ltd., 1989. - P. 100.

 

В центре внимания законодателя в системе "авторского права" находится само произведение, а задача законодателя состоит в том, чтобы урегулировать процесс его использования. Поэтому для законодательства об авторском праве стран общего права вполне естественным выглядит признание в качестве автора произведения не его создателя, а, например, фирмы, в которой работает создатель произведения <61>. В силу этих причин особенностью правового регулирования процесса использования охраняемого авторским правом произведения в англосаксонской правовой системе является то, что авторское законодательство этих стран не содержит специальных норм в отношении договоров об использовании авторских прав, применяя к ним общие нормы договорного права <62>.

--------------------------------

<61> Основные институты гражданского права зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование / рук. творч. коллектива В.В.Залесский. - М.: НОРМА, 1999. - С. 444.

<62> Халфина, Р.О. Договор в английском гражданском праве / Р.О.Халфина. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. - С. 57 - 59; Johnson, Donald, F. Copyright handbook. - N.Y.: McGraw Hill, 1978. - P. 224.

 

В СССР законодательство об авторском праве развивалось по особому пути, несмотря на отвечающее требованиям своего времени законодательство и теоретические наработки выдающихся российских ученых, доставшиеся советской власти "в наследство" от Российской империи. Сразу после Октябрьской революции гражданское законодательство Российской империи, в том числе и Положение об авторском праве 1911 года, было отменено. Первыми шагами советской власти в реформировании авторского права стали введение государственной монополии на издательскую деятельность, а также национализация целого ряда литературных и художественных произведений лучших российских авторов. Декрет Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 29.12.1917 "О государственном издательстве" предоставил Народному Комиссариату просвещения СССР право объявлять произведения русских авторов, выпущенных в свет до революции, собственностью социалистического государства, при этом монопольное право издания национализированных произведений указанный Декрет предоставлял государственным издательствам.

Следующим шагом стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10.12.1919 "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" <63>, согласно которому были объявлены недействительными договоры авторов с издательствами, по которым литературные и художественные произведения перешли в полную собственность издательств. Указанный Декрет допускал приобретение у автора права на издание произведения только на определенный договором срок.

--------------------------------

<63> О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР, 10 окт. 1919 г. // СЗ РСФСР. - 1919. - N 51. - Ст. 492.

 

С переходом от военного коммунизма к новой экономической политике в сфере действия авторского права произошли заметные изменения. Введение отдельных элементов рыночных отношений, допущение в издательское дело частного капитала потребовало более детальной регламентации основных принципов договорных отношений авторов и пользователей <64>. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 30.01.1925 были введены в действие Основы авторского права (далее - Основы авторского права 1925 года) <65>, которые стали первым общесоюзным актом, устанавливающим принципы осуществления авторских прав и являющимся образцом для принятия нормативных актов в союзных республиках. Статья 12 Основ авторского права 1925 года, по сути, повторила нормы дореволюционного Положения об авторском праве 1911 года, установив, что "авторское право в части или в целом может быть отчуждено по издательскому договору или иным законным способом".

--------------------------------

<64> Канторович, Я.А. Авторское право: систематизиров. коммент. к постановлению ЦИК и СНК Союза ССР от 30 янв. 1925 г. "Об основах авторского права" / Я.А.Канторович. - М.: Юрид. изд-во, 1926. - С. 8.

<65> Основы авторского права: утв. постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР, 30 янв. 1925 г. // СЗ СССР. - 1925. - N 7. - Ст. 67.

 

Большинство положений, установленных в Основах авторского права 1925 года, перешло в последующее советское законодательство об авторском праве, в частности, в Основы авторского права СССР 1928 года (далее - Основы авторского права 1928 года) <66>. Создание союзного законодательства повлекло за собой перестройку законодательства союзных республик; в БССР Закон об авторском праве был принят 14 января 1929 г. <67>. Положения Основ авторского права и принятых на их основе законов союзных республик во многом перекликались с дореволюционным законодательством, в частности, за автором произведения признавались исключительные права по использованию произведения, законодательно признавалась возможность уступки и переуступки исключительных прав автора по издательскому или постановочному договору и т.п.

--------------------------------

<66> СЗ СССР. - 1928. - N 27. - Ст. 246.

<67> СЗ БССР. - 1929. - N 2. - Ст. 8.

 

В начале 60-х годов XX века в ходе проводившегося пересмотра и кодификации гражданского законодательства было решено включить нормы об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Законом Союза Советских Социалистических Республик от 08.12.1961 (далее - Основы гражданского законодательства 1961 года) <68>. Основы гражданского законодательства 1961 года как общесоюзный акт содержали правовое регулирование вопросов, которые, с точки зрения законодателя, должны единообразно разрешаться на территории всего СССР, таких как круг охраняемых произведений, содержание субъективных авторских прав, правовые вопросы использования объектов авторского права, срок действия авторского права, выкуп авторского права государством. В связи с принятием Основ гражданского законодательства 1961 года ранее действовавшие нормы законодательства об авторском праве были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов. Действовавшие республиканские законы об авторском праве были признаны утратившими силу, а нормы авторского права в виде самостоятельных разделов были включены в гражданские кодексы союзных республик. Со вступлением СССР в 1973 году во Всемирную конвенцию Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры "Об авторском праве" (заключена в г. Женеве 06.09.1952) (далее - Всемирная конвенция об авторском праве) связано внесение отдельных изменений в советское законодательство: впервые было закреплено право автора разрешать перевод своего произведения, до 25 лет был увеличен срок охраны авторского права после смерти автора, в законодательство было введено понятие авторского лицензионного договора, а также внесен ряд иных изменений.

--------------------------------

<68> Ведомости Верховного Совета СССР. - 1961. - N 50. - Ст. 525.

 

Авторское законодательство союзных республик было однотипным. В нашей республике авторско-правовые отношения регулировались нормами раздела IV Гражданского кодекса БССР 1964 года (далее - ГК 1964 года). Статья 476 ГК 1964 года признавала за автором право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами. Реализация права автора на использование произведения осуществлялась в рамках авторского договора. ГК 1964 года предусматривал развернутую типологию авторских договоров, законодатель устанавливал, что в целях использования произведения автор или его правопреемник праве заключить с соответствующей организацией либо авторский договор о передаче произведения для использования, либо авторский лицензионный договор; при этом авторский договор о передаче произведения для использования подразделялся на подвиды в зависимости от способа использования произведения (издательский, сценарный, постановочный и др.). Законодательство достаточно жестко регламентировало содержание заключаемых авторами договоров с помощью существовавшей системы типовых авторских договоров. Благодаря отсылочной норме ст. 501 ГК 1964 года типовые авторские договоры имели силу нормативных актов и любое положение, ухудшающее положение автора по сравнению с соответствующим положением типового договора, являлось ничтожным и автоматически заменялось нормой типового договора. Право автора на получение вознаграждения также было ограничено, поскольку размер выплачиваемого по авторскому договору вознаграждения устанавливался соглашением сторон только в пределах законодательно установленных ставок. Авторское вознаграждение за публичное исполнение и иные случаи "полусвободного" (без согласия автора, но с последующей выплатой вознаграждения) использования произведений выплачивалось авторам организациями-пользователями через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). Кроме того, существовала государственная монополия в области реализации авторских прав вне пределов СССР: уступка прав по использованию произведения советского автора за рубежом была возможна только при посредничестве ВААП <69>.

--------------------------------

<69> Оуэн, Л. Справочник по вопросам передачи авторских прав между Великобританией и СССР / Л.Оуэн. - М.: Юрид. лит., 1985. - С. 29.

 

К концу 80-х годов XX века и в юридической литературе, и в средствах массовой информации стали настойчиво звучать призывы юристов, литераторов, иных деятелей культуры к изменению действующего советского авторского законодательства ввиду его несовершенства и низкого уровня обеспечиваемой им охраны интересов авторов. Первым шагом в этом направлении стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятые постановлением Верховного Совета СССР от 31.05.1991 N 2212-1 (далее - Основы гражданского законодательства 1991 года) <70>. Основы гражданского законодательства 1991 года содержали раздел IV "Авторское право", предусматривавший регулирование основополагающих вопросов авторского права. Основы гражданского законодательства 1991 года расширили круг охраняемых авторским правом произведений, включив в него произведения дизайна, программы для ЭВМ, базы данных и т.п. Основы гражданского законодательства 1991 года значительно сузили сферы свободного использования произведений, признав исключительное право автора на использование своих произведений путем публичного исполнения, использования на телевидении и радио и т.д., увеличили срок охраны авторского права до 50 лет после смерти автора. В целом Основы гражданского законодательства 1991 года, по мнению большинства исследователей, заложили фундамент для дальнейшего успешного развития законодательства об авторском праве <71>.

--------------------------------

<70> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1991. - N 26. - Ст. 733.

<71> Чернышева, С.А. Авторский договор в гражданском праве России / С.А.Чернышева. - М.: Гардарика, 1996. - С. 15.

 

Положения, закрепленные в Основах гражданского законодательства 1991 года, должны были в более развернутом виде быть включены в гражданские кодексы союзных республик. Основы гражданского законодательства 1991 года должны были вступить в силу с 1 января 1992 г. Однако развал СССР и появление на его основе суверенных государств привели к тому, что бывшие союзные республики вынуждены были самостоятельно создавать законодательство об авторском праве. Российская Федерация и Республика Казахстан приняли решение о применении у себя Основ гражданского законодательства 1991 года в качестве временной меры до разработки национального законодательства.

В Российской Федерации раздел V Основ гражданского законодательства 1991 года утратил силу с введением 3 августа 1993 г. в действие Закона Российской Федерации об авторском праве 1993 года <72>. Концептуально российский закон тяготел к системе "прав автора" - исходил из принципа дуализма личных неимущественных и имущественных полномочий, составляющих авторское право; первоначальным обладателем авторского права признавался автор; в тех же случаях, когда необходимо упростить механизм перехода прав по использованию произведения от создателя к инвестору (например, в отношении аудиовизуальных произведений и произведений, созданных по найму), закон использовал презумпции передачи прав, которые могут быть опровергнуты условиями заключенного договора. Именно российский закон был принят за основу другими государствами СНГ при разработке национального законодательства об авторском праве.

--------------------------------

<72> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - N 32. - Ст. 1242.

 

Республика Беларусь после распада СССР продолжала руководствоваться нормами ГК 1964 года. Примерно с 1993 года в республике началась работа по созданию своего законодательства об авторском праве. Несмотря на существовавшие альтернативные проекты, такие как проект закона "Об охране программ для ЭВМ", проект закона "Об интеллектуальной собственности", разработчики остановились на проекте закона "Об авторском праве и смежных правах", в основу которого был положен одноименный Закон Российской Федерации об авторском праве 1993 года.

16 мая 1996 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон редакции 1996 года <73>, который вступил в силу с 19 июля 1996 г. Важнейшей особенностью Закона редакции 1996 года стало то, что он не только признал возможность передачи исключительного авторского права, но и в значительной степени расширил свободу усмотрения сторон при определении условий авторского договора <74>. Являясь практической копией российского закона, он все же содержал в себе некоторые противоречивые нормы, из-за которых подвергался ожесточенной, но вполне справедливой критике <75>.

--------------------------------

<73> Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. - 1996. - N 20. - Ст. 366.

<74> Лосев, С. Новое в законодательном регулировании авторских договоров / С.Лосев // Судовы веснiк. - 1996. - N 4. - С. 58 - 59.

<75> Судариков, С.А. Авторское право и смежные права в Республике Беларусь / С.А.Судариков // Юстиция Беларуси. - 1998. - N 1. - С. 62 - 66.

 

Присоединение Беларуси к Бернской конвенции стало формальным поводом для пересмотра Закона редакции 1996 года. 11 августа 1998 г. был принят Закон Республики Беларусь N 194-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон N 194-З) <76>, который изложил его в новой редакции. Особенностью обновленного закона стало то, что его разработчики попытались повторить в нем положения двух новых международных договоров - Договора ВОИС по авторскому праву 1996 года и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года без должной адаптации и гармонизации с национальной правовой системой. Кроме того, с изложением Закона редакции 1998 года концептуально изменился подход законодателя к определению оборотоспособности авторского права и смежных прав: если первоначально Закон редакции 1996 года допускал только передачу этих прав по авторскому договору на определенный срок, то Закон редакции 1998 года начал допускать также возможность уступки, т.е. отчуждения этих прав.

--------------------------------

<76> Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. - 1998. - N 31 - 32. - Ст. 472.

 

7 декабря 1998 г. был принят новый ГК <77>, который вступил в силу с 1 июля 1999 г.; с этой же даты утратил силу ГК 1964 года. Раздел V ГК посвящен вопросам права интеллектуальной собственности, в том числе вопросам авторского права. Тем самым было завершено формирование законодательства Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах, которое в настоящее время состоит из норм раздела V ГК и принятого в соответствии с ним Закона.

--------------------------------

<77> Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. - 1999. - N 7 - 9. - Ст. 101.

 

Последним этапом в развитии законодательства Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах стало принятие в 2011 году обновленного Закона, положения которого являются предметом настоящего научно-практического комментария.

 

Закон Республики Беларусь "Об авторском праве

и смежных правах": общая характеристика

 

Закон состоит из 62 статей, объединенных в 8 глав.

Глава 1 "Общие положения" (ст. 1 - 4) Закона определяет предмет регулирования Закона - отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), а также исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Кроме того, в главе 1 Закона дается определение основных терминов, используемых в Законе.

Глава 2 "Авторское право" (ст. 5 - 21) Закона содержит нормы, определяющие сферу действия авторского права, объекты авторского права, основание возникновения авторского права, срок действия авторского права. Также в главе 2 Закона содержатся нормы, определяющие содержание личных неимущественных и имущественных авторских прав, а также определяющие особенности осуществления авторского права в отношении отдельных видов произведений (аудиовизуальные произведения, компьютерные программы, составные и производные произведения), а также определяющие правовой статус служебных произведений.

Глава 3 "Смежные права" (ст. 22 - 31) Закона содержит нормы, определяющие сферу действия, объекты и субъектов смежных прав, содержание прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания, а также сроки действия смежных прав.

Глава 4 "Случаи свободного использования объектов авторского права и смежных прав" (ст. 32 - 41) Закона содержит нормы, исчерпывающим образом определяющие допускаемые случаи свободного (без согласия авторов или иных правообладателей) использования объектов авторского права и смежных прав в различных сферах: в личных целях, в средствах массовой информации, в образовательных и исследовательских целях и др.

Глава 5 "Переход и передача прав" (ст. 42 - 46) Закона содержит нормы, посвященные переходу исключительного права на произведения и объекты смежных прав по наследству или в порядке иного правопреемства, а также регулирующие отношения, возникающие в рамках договора уступки исключительного права, лицензионного договора, авторского договора, а также договора о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав.

Глава 6 "Коллективное управление имущественными правами" (ст. 47 - 54) Закона содержит нормы, определяющие правовой статус, права и обязанности организаций по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами, а также подробно регламентирующие отношения этих организаций с правообладателями и пользователями.

Глава 7 "Защита авторского права или смежных прав" (ст. 55 - 57) Закона содержит нормы, определяющие понятие нарушения авторских или смежных прав, а также определяющие особенности гражданско-правовой защиты нарушенных исключительных авторских и смежных прав.

Глава 8 "Заключительные положения" (ст. 58 - 62) Закона содержит нормы, которыми вносятся отдельные изменения и дополнения в статьи ГК, посвященные авторскому праву и смежным правам, а также закрепляющие принципы применения Закона во времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.