Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 2 страница




<21> Липцик, Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр. - М.: Ладомир: Изд-во ЮНЕСКО, 2002. - С. 30.

 

В XVIII веке законодательство об авторском праве стало появляться и в других европейских государствах. В Испании король Карл III в 1763 году издал указ, предусматривающий, что исключительная привилегия печатать произведение предоставляется только его автору и ни при каких обстоятельствах она не может быть предоставлена какой-либо конгрегации светского или церковного характера. Привилегии, предоставленные авторам книг, не прекращались после их смерти, а переходили к наследникам.

Во Франции появление законодательства об авторском праве было прямым следствием буржуазной революции 1789 года, отменившей все дореволюционное законодательство, а вместе с ним и существовавшую ранее систему привилегий, выданных отдельным авторам и издателям. Эта система основывалась на ордонансах, изданных королем Людовиком XVI, которые признавали за автором право на опубликование и продажу своего произведения и устанавливали две самостоятельные категории привилегий: привилегии, предоставляемые издателям на определенный срок соразмерно сумме их затрат, и привилегии для авторов <22>. Вместо этого были приняты два нормативных акта: Декрет от 13 (19) января 1791 г. о праве публичного представления произведения и Декрет от 19 (24) июля 1793 г. о праве на воспроизведение. Декрет 1791 года признал за авторами драматических произведений исключительное право на публичное представление в течение всей жизни автора, которое после его смерти переходило по наследству сроком на 5 лет. Декрет 1793 года распространил охрану и на произведения искусства, признал за авторами разного рода письменных произведений, композиторами и художниками исключительное право продавать, передавать для продажи, распространять свои произведения на территории Республики, а также уступать полностью или частично право собственности на них <23>. Декрет 1793 года предусматривал переход всех прав автора к наследникам уже на десятилетний срок.

--------------------------------

<22> Там же. - С. 31.

<23> Дюма, Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. - М.: Междунар. отношения, 1993. - С. 15.

 

В отношении признаваемого перехода авторского права по наследству примечательными являются слова Наполеона Бонапарта, сказанные в 1808 году на заседании Государственного совета Французской республики: "Вечность собственности в семействах авторов приведет к неудобствам. Литературная собственность есть собственность бестелесная, которая, будучи течением времени и преемственными переходами разделена между множеством индивидов, кончится тем, что перестанет существовать для всех, ибо каким образом большое число собственников, часто далеко друг от друга живущих и спустя несколько поколений едва знающих друг друга, согласятся между собою и поделят расходы на перепечатку общего им автора? А, между тем, если это им не удастся и если им одним будет принадлежать право издания, то лучшие книги незаметно выйдут из обращения. Кроме того, представится другое, не менее важное неудобство. Прогресс просвещения будет остановлен, так как комментировать и делать примечания к сочинениям не будет дозволено, а толкования, примечания и комментарии не могут быть отделены от текста, на печатание которого комментаторы не имеют права. Сверх того, сочинение доставило автору и его наследникам все выгоды, которые он по естественному ходу вещей мог от него ожидать, если он обладал исключительным правом продавать его в течение всей своей жизни, а наследники в течение 10 лет, следовавших за его смертью. Впрочем, если хотят оказать вдове и детям автора еще большее покровительство, то пусть их собственность продлят до 20 лет" <24>.

--------------------------------

<24> Табашников, И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность: в 2 т. / И.Г.Табашников. - СПб.: Изд-во М.И.Попова, 1878. - Т. 1: Литературная собственность: ее понятие, история, объект и субъект. - С. 72 - 73.

 

В Германии до XVIII века общество мало интересовалось литературными вопросами, в связи с чем, как отмечали исследователи, "не было благоприятной почвы для развития узаконений об авторском праве" <25>. Во второй половине XVIII века появился большой интерес к литературе, вследствие чего не только чтение сделалось потребностью образованного общества, но и литературные занятия получили значительное распространение. Охрана прав авторов на основании привилегий не удовлетворяла уже сложившемуся к этому времени взгляду на авторское право. Юристы из Лейпцигского университета впервые в Германии признали авторское право правом собственности. Разработкой положений об авторском праве занимались лучшие представители интеллигенции того времени, в том числе великие философы И.Кант и И.Фихте. Под влиянием требований общества в отдельных германских государствах стали появляться законы, предусматривающие охрану авторского права: Ганноверский указ от 22.10.1745, Саксонский закон от 18.12.1773 и др. <26>.

--------------------------------

<25> Исторический очерк авторского права на литературные, музыкальные и художественные произведения // Проект статей об авторском праве на литературные, музыкальные и художественные произведения. - СПб.: Гос. тип., 1898. - С. 5.

<26> Там же. - С. 5 - 6.

 

В США первые законы (изначально законы штатов) об авторском праве появились еще до декретов Великой французской революции. В Законе штата Массачусетс от 17.03.1789 указывалось, что "нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда" <27>.

--------------------------------

<27> Азбука авторского права / пер. с англ. / вступительная статья Б.Д.Панкина. - М.: Юрид. лит.: Les Presses de UNESCO, 1982. - С. 22.

 

Конституция Соединенных Штатов Америки 1789 года передала вопросы авторского права в ведение федеральной власти, закрепив за Конгрессом право "поощрять развитие наук и ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам... исключительное право на их произведения" (разд. 8 ст. I Конституции США). На основании предоставленных Конституцией США полномочий Конгресс США в 1790 году принял федеральный закон об охране книг, карт и схем. Более позднее законодательство включало в сферу действия авторского права спектакли, песни и иные произведения.

Подобно Франции, Германии, Англии и Австрии другие европейские государства, такие как Италия, Испания, Португалия, Швеция, Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, постепенно установили охрану авторского права на основе общих законов <28>.

--------------------------------

<28> Шершеневич, Г.Ф. Авторское право на литературные произведения / Г.Ф.Шершеневич. - Казань: Тип. Императ. ун-та, 1891. - С. 113.

 

Обращает на себя внимание то, что французские, а за ними - американские и немецкие юристы конца XVIII - начала XIX веков уравнивали авторское право и право собственности. В основе представлений об авторском праве юристов того времени лежала, безусловно, теория естественного права, в соответствии с которой все люди обладают данными им от рождения прирожденными правами. Поэтому авторское право в их понимании - это не привилегия, дарованная королем, а индивидуальное исключительное право, вытекающее из личности, являющееся продолжением личности и юридически связанное с личностью творца <29>. Основываясь на учениях философов XVIII века, в первую очередь Ж.Ж.Руссо о том, что только труд во всех его проявлениях, в том числе труд творческий, может порождать собственность <30>, известный деятель Великой французской революции Ле Шапелье провозгласил право автора в отношении его произведения "собственностью святейшего и наиболее частного вида" <31>. Однако, как справедливо заметила А.Е.Флейшиц, мнимая конструкция авторского права как права собственности была не чем иным, как литературным образом, практически полезным на определенном историческом этапе для субъективного права, с которым этот образ связывали <32>. Традиция называть права в отношении результатов творчества собственностью сохранилась и до настоящего времени, многие национальные законы и международные соглашения оперируют термином "интеллектуальная собственность", который после учреждения ВОИС стал общеупотребимым <33>.

--------------------------------

<29> Бекур, Д. Французская революция и авторское право: к новому универсализму // Бюллетень по авторскому праву. Т. 24. - 1991. - N 4. - С. 5.

<30> Нерсесянц, В.С. Философия права: учеб. для вузов / В.С.Нерсесянц. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - С. 507.

<31> Дилленц, В. Авторское право: прошлое и настоящее. Что дальше? / В.Дилленц. - М.: Юрид. лит., 1988. - С. 10.

<32> Флейшиц, А.Е. Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран / А.Е.Флейшиц. - М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1941. - С. 154.

<33> Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 28 сентября 1979 г. // Интеллектуальная собственность: в 2 т. / сост. и коммент. И.В.Поповой. - Минск: Амалфея, 1997. - Т. 1: Авторское право и смежные права. - С. 6 - 29.

 

Следует заметить, что уже во времена Великой французской революции достаточно отчетливо прослеживалось различие между двумя направлениями правовой мысли в авторском праве, имеющих в своей основе различные философские подходы; различие, которое в значительной степени сохранилось до настоящего времени. О различиях двух концепций авторского права - концепции "прав автора" (droit d'auteur) и концепции "авторского права" (copyright) речь пойдет ниже.

Последующее развитие авторского права в странах Европы и Северной Америки шло по пути постепенного расширения авторско-правовой охраны путем распространения ее на новые произведения, признания за авторами больших прав в отношении созданных ими произведений, увеличения срока действия авторского права и т.п. Поводом для совершенствования законодательства об авторском праве стало бурное развитие техники и связанное с ним появление в конце XIX - начале XX века новых способов использования произведений - изобретение фонографа, технологии грамзаписи, кинематографа, радиовещания и т.п. Огромное влияние на развитие национального законодательства с конца XIX века оказывало и по настоящий день оказывает международное законодательство в области авторского права, в первую очередь, заключенная в 1886 году Бернская конвенция <34>. Именно в этот период в большинстве государств Европы и Северной Америки были приняты новые законодательные акты, регулирующие вопросы авторского права.

--------------------------------

<34> Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Парижский акт от 24.07.1971 // Интеллектуальная собственность: в 2 т. / сост. и коммент. И.В.Поповой. - Минск: Амалфея, 1997. - Т. 1: Авторское право и смежные права. - С. 68 - 137.

 

Развитие авторского права на территориях, входивших в состав Российской империи, имело свои особенности. Как было отмечено в историческом очерке, представленном выдающимся русским ученым В.Д.Спасовичем вместе с проектом статей об авторском праве на литературные, музыкальные и художественные произведения <35>, "в России понятие об авторском праве развивалось весьма медленно". До XVI века в России распространялись в рукописном виде книги преимущественно религиозного содержания, а сочинения светского характера практически отсутствовали. Книгопечатание пришло в Россию спустя столетие после его изобретения и было встречено на первых порах "крайне несочувственно". Во время царствования Ивана Грозного первый русский книгопечатник Иван Федоров вынужден был бежать в связи с тем, что был обвинен в ереси и сношениях с нечистой силой.

--------------------------------

<35> Проект статей об авторском праве на литературные, музыкальные и художественные произведения. - СПб.: Гос. тип., 1898. - С. 8.

 

Активное развитие книгопечатания началось при правлении Петра I. В 1698 году первая привилегия была выдана голландскому книгоиздателю Тесингу с правом ввоза в Россию книг, напечатанных за границей в его типографии. Однако развитие частного книгоиздания сдерживалось административно, что, в свою очередь, в значительной мере сдерживало развитие отношений, которые могли бы стать предметом законодательства об авторском праве. В исторических исследованиях приводятся отдельные примеры того, как авторское право России формировалось на основе отдельных юридических прецедентов.

В 1761 году секретарь при Академии наук Волчков, занимавшийся переводом иностранных книг на русский язык, печатал их в академической типографии и продавал для "облегчения своей бедности". Член же академии Тауберт самовольно печатал переводы Волчкова и продавал их. Ввиду этого Волчков просил сенат об ограждении его литературного труда. Сенат положительно отнесся к просьбе Волчкова, повелел организовать новую типографию для его переводов. Доходы от продажи этих книг должны были поступать в казну за вычетом 1/12 в пользу переводчика, за исключением тех книг, которые Волчков переводил по обязанности, за жалованье <36>.

--------------------------------

<36> Шершеневич, Г.Ф. Авторское право / Г.Ф.Шершеневич. - Казань: Тип. Императ. ун-та, 1891. - С. 122 - 123.

 

Первый закон об авторском праве был принят в России в первой половине XIX века. Столь позднее появление авторского права как правового института имело объективные причины в виде особенностей общественно-политического устройства Российской империи. Вплоть до конца XVIII века книгоиздание фактически являлось государственной монополией. Екатерина II своим Указом 1771 года установила: "На русском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в их доходах подрыву не было" <37>. Только в 1801 году император Александр I разрешил открытие частных типографий. Однако вплоть до середины XIX века их количество и объем издаваемых книг были столь незначительны, что государственные издательства занимали доминирующее положение. Как отмечал В.Д.Спасович, "публика мало интересовалась чтением, а потому почва для возникновения узаконений об авторском праве была неблагоприятная" <38>.

--------------------------------

<37> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Авторское право России / А.П.Сергеев. - М.: Проспект, 1996. - С. 36.

<38> Проект статей об авторском праве на литературные, музыкальные и художественные произведения. - СПб.: Гос. тип., 1898. - С. 8.

 

Однако само появление частных типографий, а также существующее в среде литераторов недовольство своим бесправным положением <39> привели к тому, что в высочайше утвержденный 22 апреля 1828 г. Устав о цензуре была включена глава, названная "О сочинителях и издателях книг", он и стал первым российским законом об авторском праве. Статья о сочинителях гласила: "Каждый Сочинитель и переводчик книги имеет исключительное право пользоваться во всю свою жизнь своим изданием и продажею по своему усмотрению, как имуществом благоприобретенным. Законные наследники Сочинителя пользуются также исключительным правом издания и продажи его произведений, если Сочинитель никому не завещал оных в продолжении 25 лет со дня его смерти. По истечении 25 лет со дня смерти Сочинителя его творения, кому бы оные дотоле не принадлежали, становятся собственностью публики и всяк может печатать и продавать оные беспрепятственно. Но до истечения сего срока никто не смеет нарушать прав Сочинителя и без его воли или его наследников... издавать сочинения" <40>. В § 139 Устава указывалось, что "цензурные комитеты и Главное Управление Цензуры наблюдают по своей части за точным соблюдением сих правил. Но все споры между Сочинителями, Переводчиками и Издателями о законной принадлежности какой-либо книги должны быть разрешаемы Третейским Судом или же по несогласию на оный тяжущихся надлежащими Судебными местами, равно как и споры о всякой иной собственности, установленным в Гражданском судопроизводстве порядком".

--------------------------------

<39> Вишневецкий, Л.М. Формула приоритета: возникновение и развитие авторского и патентного права / Л.М.Вишневецкий, Б.И.Иванов, Л.Г.Левин. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. - С. 30 - 47.

<40> Там же. - С. 47.

 

8 января 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, которое существенно дополнило правила 1828 года: в число охраняемых были включены журнальные публикации, письма и т.п. Кроме того, в этом законе право сочинителей уже признавалось правом собственности и более детально определяло содержание прав в отношении произведений.

Развитие российского авторского права в течение XIX века шло по пути постепенного расширения сферы его действия на другие категории произведений, а также расширения круга признаваемых за автором прав. В 1845 году был издан закон, защищавший права композиторов. Авторские права художников и архитекторов получили охрану с принятием в 1846 году специального закона. По Закону от 15 апреля 1857 г. срок действия авторского права был увеличен с 25 до 50 лет.

В 1887 году нормы авторского права были переписаны из Устава о цензуре в Законы Гражданские Свода законов Российской империи. В примечании 2 к ст. 420 было указано: "Право собственности на произведения литературы и художеств, принадлежащее самим авторам сих произведений, их наследникам или лицам, коим оно передано теми или другими, называется собственностью литературной или художественной, а право собственности на произведения музыкальные - собственностью музыкальной. Основания сих видов собственности, сроки пользования оною и порядок охранения в случае споров о нарушении соединенных с таковою собственностью прав определяются в правилах, при сем приложенных, и законах судопроизводства..." <41>.

--------------------------------

<41> Канторович, Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения / Я.А.Канторович. - Петроград: Тип. АО "Брокгаузъ - Ефронъ", 1916. - С. 42 - 43.

 

Как отмечал по этому поводу В.Д.Спасович, "с этого времени правила нашего закона об авторском праве выделены из законов полицейского характера и заняли, как постановления о праве собственности, подобающее им место в гражданских законах" <42>.

--------------------------------

<42> Проект статей об авторском праве на литературные, музыкальные и художественные произведения. - СПб.: Гос. тип., 1898. - С. 9.

 

Созданное в результате продолжительной работы ведущих российских юристов "Положение об авторском праве" было принято 20 марта 1911 г. (далее - Положение об авторском праве 1911 года). Оно содержало Общую часть, в которой раскрывались основные понятия: круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты и т.п., а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В отдельной главе содержались основные правила и условия издательского договора.

Положение об авторском праве 1911 года было создано на основе лучших образцов западноевропейского законодательства того времени, однако имело и свои отличительные особенности. В нем была кардинально пересмотрена теоретическая концепция защиты авторских прав: законодатель сознательно отказался от использования термина "литературная и художественная собственность". Статьей 2 Положения об авторском праве 1911 года было установлено, что "автору принадлежит исключительное право всеми возможными способами воспроизводить, опубликовывать и распространять свое произведение". Исключительное право понималось в Положении об авторском праве 1911 года как право имущественное. Личные неимущественные права автора прямо не упоминались, хотя формулировка ст. 20 Положения об авторском праве 1911 года в косвенной форме признавала право автора на неприкосновенность произведения, сохраняющееся у него, несмотря на уступку исключительного права.

Содержание исключительного права определялось с положительной и отрицательной сторон: за автором признавалось исключительное право использования и распоряжения своим произведением, этому праву соответствовала возложенная на других лиц обязанность воздерживаться от нарушения авторских прав. Положение об авторском праве 1911 года не ограничивало авторское право в обороте, и, как любое другое имущественное право, оно могло переходить от одного лица к другому всеми законными способами отчуждения и приобретения прав <43>.

--------------------------------

<43> Алферов, А.Л. Из истории авторского права в России / А.Л.Алферов // Право и политика. - 2001. - N 9. - С. 129 - 130.

 

Вопрос регулирования передачи имущественных авторских прав решался исходя из распространенной в те времена теории "литературной собственности"; ст. 8 Положения об авторском праве 1911 года предусматривала, что договор об отчуждении авторского права, об уступке права на издание или о предоставлении права перевода, публичного исполнения произведения или какого-либо иного из принадлежащих автору прав другому лицу должен быть изложен на письме <44>.

--------------------------------

<44> Одобренный Государственным Советом и Государственной Думой и Высочайше утвержденный 20 марта 1911 г. Закон "Положение об авторском праве" // Беляцкин, С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - СПб.: Изд. юрид. кн. склада "Право", 1912. - 97 с.

 

Авторское право на литературные, музыкальные и художественные произведения признавалось за автором в течение всей его жизни, а за наследниками или иными правопреемниками - в течение пятидесяти лет со времени смерти автора (ст. 11 Положения об авторском праве 1911 года); авторское право на фотографические произведения действовало десять лет со времени выпуска в свет (ст. 61 Положения об авторском праве 1911 года).

Параллельно развитию законодательства развивалась правовая доктрина. Авторское право было предметом исследования многих видных российских цивилистов. Одним из первых фундаментальных исследований стала работа П.Д.Калмыкова "О литературной собственности вообще и в особенности об истории прав сочинителей в России", изданная в 1851 году. Глубокое сравнительно-правовое исследование вопросов авторского права было проведено И.Г.Табашниковым в изданной в 1878 году монографии "Литературная и художественная собственность". Первым комплексным исследованием, в котором авторское право рассматривалось как институт гражданского права, стала работа Г.Ф.Шершеневича "Авторское право на литературные произведения", вышедшая в свет в 1891 году. Проблематика авторского права рассматривалась в работах таких выдающихся российских ученых, как В.Д.Спасович и К.П.Победоносцев.

Принятие в 1911 году Положения об авторском праве дало толчок для развития науки авторского права в России. В период с 1911 по 1917 год вышли в свет работы А.Беляцкина, Я.А.Кантровича, А.А.Пиленко и ряда других авторов, которые и в настоящее время не утратили своей актуальности как научные труды, формирующие правовую доктрину.

 

Смежные права. В первой половине XX века в законодательстве об авторском праве стали появляться нормы, которые в последующем были выделены в самостоятельный правовой институт, получивший название "права, смежные с авторскими". Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX - XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики, носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только "вживую", то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволило фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к "технологической" безработице многих профессиональных исполнителей, они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. Точно также развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов. Третья категория заинтересованных субъектов - организации вещания, они требовали охраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательными организациями.

Первоначально институт смежных прав развивался в рамках авторского права. Принятый в 1936 году австрийский закон об авторском праве первым регламентировал вопросы правовой охраны исполнений литературных и музыкальных произведений, а также звукозаписей. Итальянский закон об авторском праве 1941 года использовал понятие "права, примыкающие к авторскому праву", устанавливая правовую охрану прав исполнителей, продюсеров фонограмм и создателей радиопередач. Термин "соседствующие", или "смежные", права стал использоваться для обозначения прав, признаваемых за тремя категориями правообладателей: артистами-исполнителями, производителями фонограмм и вещательными организациями.

В 60-е годы XX века институт смежных прав уже существовал в законодательстве ряда европейских государств. В 1961 году была подписана Римская конвенция <45>, которая унифицировала подходы в охране смежных прав. В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют за национальным законодательством и являются своего рода синтезом основных его положений, Римская конвенция явилась попыткой ввести международные нормы, регулирующие новую сферу деятельности, в которой национальное законодательство было в зачаточном состоянии. Именно поэтому после принятия Римской конвенции значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве <46>. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву.

--------------------------------

<45> НРПА Республики Беларусь. - 2003. - N 74. - 3/835.

<46> Введение в интеллектуальную собственность. - Женева: ВОИС, 1998. - С. 164.

 

Период после второй мировой войны также отмечен становлением законодательства об авторском праве и в развивающихся странах, в первую очередь, освободившихся от колониальной зависимости. В период колониального правления метрополии - развитые страны Западной Европы распространяли действие своего законодательства на "заморские территории". Поэтому после завоевания независимости многие освободившиеся страны (в первую очередь страны африканского континента) в качестве временной меры вводили у себя законодательство бывшей метрополии. Так, в большинстве франкоязычных стран Африки (Алжир, Марокко, Чад и др.) достаточно продолжительное время действовал французский закон о литературной и художественной собственности 1957 года, что было обусловлено не только качествами самого закона, который в то время был одним из самых прогрессивных, но и тем, что этот закон содержал нормы, учитывающие социально-экономические особенности развивающихся стран, в частности, предусматривающие большие ограничения имущественных авторских прав, систему принудительных лицензий и т.п. <47>.

--------------------------------

<47> Яфаев, А.И. Авторское право развивающихся стран / А.И.Яфаев. - М.: МГИМО, 1986. - С. 26.

 

В настоящее время законодательство об авторском праве и смежных правах и развивающихся стран, и стран с переходной экономикой в гораздо большей степени унифицировано с законодательством промышленно развитых стран. Не в последнюю очередь это обусловлено необходимостью выполнять требования заключенного в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашения ТРИПС) <48>, которое обязывает государства - члены ВТО обеспечивать охрану авторского права на уровне, предусмотренном Бернской конвенцией, а также соблюдать специально предусмотренные Соглашением ТРИПС положения, касающиеся охраны смежных прав.

--------------------------------

<48> Текст Соглашения ТРИПС размещен на сайте Всемирной торговой организации по адресу: http://www.wto.org; неофициальный перевод Соглашения см.: Авторское право и смежные права / сост. Н.Н.Довнар. - Минск: Беларуская навука, 1999. - С. 212 - 244.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.