КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научно-практический комментарий 37 страница
3. Первое легальное определение контрафактных экземпляров в отечественном законодательстве было приведено в Законе редакции 1996 года, согласно которому контрафактными признавались экземпляры произведений или фонограмм, изготовление или импорт которых влекли нарушение авторского права и смежных прав. В комментируемом Законе определение контрафактных экземпляров претерпело определенное изменение: таковыми должны признаваться экземпляры, любое использование которых связано с нарушением авторского права или смежных прав. Условием признания экземпляров произведений и объектов смежных прав контрафактными является то, что их изготовление и (или) введение в гражданский оборот должно влечь нарушение авторского права или смежных прав. Определение контрафактных экземпляров как экземпляров, изготовленных, распространяемых или используемых с нарушением авторского права и смежных прав, также нельзя назвать удачным; понятие авторского права и смежного права исполнителя наряду с имущественными правами включает и права личные неимущественные (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность), в связи с чем с точки зрения буквы Закона контрафактными должны признаваться и те экземпляры произведений и фонограмм, в которых нарушены личные неимущественные права авторов или исполнителей (на кассете или компакт-диске не указано имя исполнителя, в книге допущены искажения авторского текста и т.п.), что, в свою очередь, расходится с назначением норм Закона, касающихся контрафактной продукции, - защитить имущественные интересы правообладателей путем изъятия из оборота неправомерно выпущенной продукции. Экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм и передач организаций вещания могут быть отнесены к категории контрафактных в связи с нарушением права на распространение. Распространением с точки зрения Закона является продажа или иной переход права собственности на эти экземпляры. Однако в отношении исключительного права на распространение действует принцип исчерпания, который состоит в том, что правомерно изготовленные и введенные в гражданский оборот экземпляры могут в дальнейшем распространяться без согласия правообладателя, т.е. становятся обычным товаром. С точки зрения определения, данного в п. 1 комментируемой статьи, контрафактными могут быть признаны и правомерно произведенные и введенные в гражданский оборот экземпляры произведений и фонограмм, если их использование (сдача в прокат без разрешения правообладателя и т.п.) влекут нарушение авторского права и смежных прав. 4. Пункт 2 комментируемой статьи расширяет понятие "контрафактные экземпляры", приравнивая к ним экземпляры произведений и объектов смежных прав, пользующихся охраной в Республике Беларусь, и импортируемые в республику без согласия авторов или иных правообладателей. Исключительные авторские и смежные права имеют территориальный характер. Это означает, что территория распространения правомерно изготовленных экземпляров произведений и фонограмм определяется правообладателем при введении их в гражданский оборот. Именно поэтому экземпляры произведения, не являющиеся контрафактными в одном государстве, попадая на территорию другого государства, могут стать контрафактными, если правообладатель, определяя условия выпуска произведений или фонограмм в свет, не назвал в условиях лицензии территорию этого государства. 5. К категории контрафактных законодатель также относит любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения автора или иного правообладателя устранена или на которых изменена информация об управлении правами либо которые изготовлены в обход технических средств защиты авторского права или смежных прав. О понятиях "техническое средство защиты авторского права или смежных прав" и "информация об управлении правами" см. комментарий к ст. 4 Закона. 6. Норма п. 4 комментируемой статьи определяет юридическую судьбу контрафактных экземпляров. Законодатель устанавливает, что они подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права или смежных прав. Изъятие из гражданского оборота контрафактных экземпляров занимает особое место в процессе защиты исключительных авторских и смежных прав. Однако выделять изъятие контрафактных экземпляров в самостоятельный способ защиты будет методологически неверно, поскольку действия по устранению из гражданского оборота вещей, появившихся в результате нарушения права, являются одним из вариантов реализации требования о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права. Тем не менее данный вариант защиты авторских и смежных прав заслуживает отдельного рассмотрения. Предусмотренная Законом конфискация соответствует названному в ст. 989 ГК "изъятию материальных объектов, созданных в результате нарушения исключительных прав". Однако гражданско-правовая конфискация имеет определенные особенности. Согласно ст. 244 ГК в случаях, предусмотренных законодательными актами, имущество может быть конфисковано у собственника в виде санкции за совершение правонарушения. Таким образом, применение конфискации возможно только в отношении собственника контрафактных экземпляров, а лица, реализующие такую продукцию на основании договора комиссии, осуществляющие его хранение и т.п., не являются надлежащими ответчиками в споре о конфискации контрафактных экземпляров. Однако остается вопрос о том, может ли конфискация применяться в отношении лиц, которые, являясь собственниками контрафактных экземпляров, непосредственно не связаны с их изготовлением. Если исходить из природы исключительного права и его абсолютного характера, можно говорить о том, что требование о конфискации контрафактных экземпляров как мера защиты может применяться в отношении любого лица, являющегося собственником контрафактных экземпляров и осуществляющего их введение в гражданский оборот (т.е. продавца). Этот тезис подтверждается и судебной практикой. Хозяйственный суд М-ой области, рассматривавший иск издательства "Н", являвшегося на основании заключенного с автором договора обладателем исключительного права на издание методического пособия "Е", к редакции журнала "Ч", выпустившей в свет это же пособие под другим названием, о взыскании убытков и восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, решением от 29.06.1998 помимо возмещения причиненных истцу убытков постановил конфисковать и уничтожить все признанные контрафактными экземпляры издания "Е", находящиеся как у самого ответчика, так и у третьих лиц - книготорговых предприятий <382>. -------------------------------- <382> Лосев, С. Защита прав интеллектуальной собственности: теория и практика / С.Лосев // ИБ "КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск" [Электронный ресурс]. - Минск, 2012.
А вот вопрос о том, будет ли конфискация мерой ответственности, должен, на наш взгляд, зависеть от степени вины продавца. Если продавец может доказать отсутствие своей вины, т.е. доказать, что он действовал добросовестно в соответствии с существующими правилами хозяйственного оборота, то он должен иметь возможность потребовать в порядке регресса возмещения убытков, причиненных конфискацией, от производителя или поставщика контрафактной продукции. Если же продавец знал или должен был знать, что реализуемые им экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными, применяемая в отношении его конфискация должна быть мерой ответственности и он по общему правилу не вправе требовать от производителя (поставщика) возмещения понесенных убытков в размере стоимости конфискованного товара, если только иное не предусмотрено в заключенном между ними договоре. 7. Формулировка комментируемой нормы п. 4 ст. 57 Закона о том, что контрафактные экземпляры "подлежат обязательной конфискации по решению суда", заставляет задуматься о том, может ли суд принимать решение о конфискации, если подобное требование правообладателем не заявлено. Согласно ст. 298 ГПК суд по общему правилу не вправе по своей инициативе без согласия истца изменить предмет иска; Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь вообще не содержит норм, позволяющих суду самостоятельно изменять предмет иска. Анализ сложившейся судебной практики позволяет говорить о том, что суды не принимают решения о конфискации контрафактных экземпляров, если истец не заявляет подобного требования. 8. Норма п. 5 комментируемой статьи предусматривает меры дополнительной ответственности. Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, используемых для незаконного воспроизведения и (или) сообщения для всеобщего сведения произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Норма п. 5 ст. 57 Закона является конкретизацией нормы ст. 989 ГК о возможном изъятии материальных объектов, с помощью которых нарушены исключительные права, уточняя, что под изъятием понимается конфискация в доход государства. Следует обратить внимание на то, что данная мера ответственности не связана непосредственно с изготовлением или распространением контрафактных экземпляров. 9. Норма п. 6 комментируемой статьи определяет дальнейшую судьбу конфискованных по решению суда экземпляров. Нормы Закона редакции 1998 года предоставляли альтернативную возможность: контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания могли быть переданы правообладателям по их требованию, а не востребованные обладателями авторского права и смежных прав контрафактные экземпляры подлежали уничтожению или переработке с обращением в доход государства. Действующий Закон такой альтернативы не предусматривает, и конфискованные по решению суда контрафактные экземпляры подлежат уничтожению за счет нарушителя. 10. Судебная практика свидетельствует о том, что при рассмотрении данной категории споров применяется более широкое толкование понятия "контрафактный экземпляр". Решением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь от 17.01.2007 по иску гражданки Б. к ООО "С" и гражданину К. удовлетворено требование истицы об изъятии из продажи учебно-справочного пособия "Практикум по риторике". Основанием для подобного решения стало то, что в процессе рассмотрения спора суд установил факт использования гражданином К. в названном учебно-справочном пособии нескольких глав из книги истицы "Ораторское искусство и деловое общение" без заключения с нею договора. Несмотря на то, что объем заимствованного из книги истицы авторского материала не превысил 6 процентов от общего объема пособия "Практикум по риторике", это издание было признано контрафактным и решением суда ООО "С" было обязано изъять имеющиеся в продаже экземпляры и уничтожить их <383>. -------------------------------- <383> Архив судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. - Дело N 12-01/15-2007.
ГЛАВА 8 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 58. Внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь
Внести в Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., N 7 - 9, ст. 101) следующие изменения и дополнения: 1. В части второй пункта 1 статьи 982 слово "Изготовителям" заменить словом "Производителям". 2. Часть вторую пункта 1 статьи 985 дополнить словами ", если иное не предусмотрено этим договором". 3. В подпункте 3 пункта 1 статьи 991 слова "(их правопреемниками - гражданами других государств)" заменить словами "- гражданами других государств и их правопреемниками". 4. Подпункт 4 пункта 2 статьи 992 изложить в следующей редакции: "4) изображения (рисунок, эскиз, картина, карта, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, фотокадр и т.д.);". 5. В пункте 1 статьи 993: подпункт 6 дополнить словами "и дизайна"; в подпункте 8 слово "и" заменить словами ", в том числе"; в подпункте 9 слово "топографии" заменить словом "картографии"; дополнить пункт подпунктом 10-1 следующего содержания: "10-1) монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и другие произведения науки;". 6. Из части первой статьи 994 слово "постановки," исключить. 7. В статье 995: в пункте 1: в подпункте 2 слова ", постановка впервые имели" заменить словами "впервые имело"; в подпункте 3 слова ", постановка записаны" заменить словом "записано"; в подпункте 4 слова "постановка, не записанные на фонограмму, включены" заменить словами "не записанное на фонограмму, включено"; дополнить пункт подпунктом 5 следующего содержания: "5) в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь."; в пункте 2: в абзаце первом и подпункте 1 слова "изготовителя" и "изготовитель" заменить соответственно словами "производителя" и "производитель"; дополнить пункт подпунктом 3 следующего содержания: "3) в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь."; пункт 3 дополнить словами ", а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь".
Комментарий к статье 58
Комментируемая статья предусматривает изменение отдельных норм ГК, посвященных вопросам авторского права и смежных прав. Основное назначение данных изменений состоит в гармонизации положений ГК и Закона. Наиболее существенными изменениями и дополнениями, внесенными в ГК, являются: включение в число объектов авторского права, упоминаемых в ст. 993 ГК, произведений дизайна, а также произведений науки (монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и др.); единообразное терминологическое определение субъекта смежного права - "производитель фонограммы"; единообразное определение сфер действия авторского права и смежных прав; дополнение нормы ст. 985 ГК указанием на то, что лицензионный договор предполагается возмездным, если иное не предусмотрено этим договором.
Статья 59. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений
Признать утратившими силу: Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 года "Об авторском праве и смежных правах" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., N 20, ст. 366); Закон Республики Беларусь от 11 августа 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., N 31 - 32, ст. 472); статью 8 Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 8, 2/932); статью 28 Закона Республики Беларусь от 14 июля 2008 года "О геодезической и картографической деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 175, 2/1493).
Комментарий к статье 59
Комментируемая статья определяет законодательные акты, которые утратили силу в связи с принятием Закона. Норма ст. 28 Закона Республики Беларусь от 14.07.2008 N 396-З "О геодезической и картографической деятельности" признается утратившей силу в связи с тем, что она предусматривала внесение изменения в Закон редакции 1998 года в части определения картографического произведения.
Статья 60. Применение настоящего Закона
1. Настоящий Закон применяется к отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим после вступления в силу настоящего Закона. 2. До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону. 3. Права на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемые на день вступления в силу настоящего Закона, продолжают охраняться в соответствии с настоящим Законом. 4. Личные неимущественные права, включая право на неприкосновенность произведений науки, литературы, искусства и исполнений, признаются за авторами и исполнителями независимо от того, предоставлялись ли они авторам и исполнителям в момент создания произведений и исполнений. 5. Первоначальный обладатель исключительного права определяется в соответствии с актами законодательства, действовавшими в момент создания произведений науки, литературы и искусства, исполнения, записи фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания.
Комментарий к статье 60
1. Согласно комментируемой статье нормы Закона применяются к отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим после вступления Закона в силу. Из нормы п. 1 ст. 60 Закона следует, что при разрешении споров, связанных с нарушениями авторского права или смежных прав, имевших место до 1 декабря 2011 г., должны применяться нормы Закона редакции 1998 года. 2. Введение Закона в действие потребовало внесения изменений в отдельные правоотношения, возникшие до этого момента. Наиболее существенные изменения коснулись договоров, действовавших на момент вступления в силу Закона. Согласно п. 2 ст. 392 ГК условия договора подлежат приведению в соответствие с законодательством. Сделанная в ст. 392 ГК оговорка "если иное не предусмотрено законодательством" в данной ситуации, очевидно, неприменима, поскольку в комментируемой статье 60 Закона говорится о применении его норм к отношениям, возникающим в последующем, но при этом не говорится о сохранении в силе условий ранее заключенных договоров. Наиболее существенные изменения претерпело регулирование договоров, заключенных в сфере коллективного управления имущественными авторскими правами. В связи с вступлением Закона в силу подлежали пересмотру заключенные НЦИС с пользователями договоры в части определения перечня произведений, на которые распространяется действие соответствующего договора. Также подлежали приведению в соответствие с нормами Закона ранее заключенные лицензионные договоры об использовании объектов авторского права и смежных прав в части права автора на получение вознаграждения, в т.ч. в случае передачи права пользования объектом на основании сублицензионного договора. 3. Формулировка о том, что "до приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону", означает, что иные акты законодательства, обладающие по сравнению с Законом равной или меньшей юридической силой и содержащие нормы, регулирующие отношения, входящие в предмет правового регулирования Закона, не подлежат применению, если они устанавливают иные правила, нежели содержащиеся в Законе. 4. Норма п. 3 комментируемой статьи, согласно которой права на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемые на день вступления в силу настоящего Закона, продолжают охраняться в соответствии с настоящим Законом, является в большей степени декларативной в связи с тем, что комментируемый Закон не вносит сколь-либо существенных изменений в систему охраняемых объектов авторского права и смежных прав, а также не изменяет продолжительность их охраны. 5. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что личные неимущественные права, включая право на неприкосновенность произведений науки, литературы, искусства и исполнений, признаются за авторами и исполнителями независимо от того, предоставлялись ли они авторам и исполнителям в момент создания произведений и исполнений. Необходимость нормы п. 4 ст. 60 Закона связана с тем, что комментируемый Закон внес существенные изменения в содержание личных неимущественных прав авторов и исполнителей, признав за ними вместо права на защиту репутации право на неприкосновенность соответственно произведения (ст. 15 Закона) и исполнения (ст. 25 Закона). Однако данные права должны признаваться за авторами и исполнителями независимо от момента создания произведения (исполнения). 6. Норма п. 5 комментируемой статьи, согласно которой первоначальный обладатель исключительного права определяется в соответствии с актами законодательства, действовавшими в момент создания соответствующего произведения или объекта смежных прав, имеет чрезвычайно важное значение для применения норм Закона в отношении целого ряда охраняемых объектов, таких как кинофильмы и телефильмы, авторское право на которые в соответствии со ст. 483 ГК 1964 года признавалось за организациями, осуществившими их съемку, а также служебных произведений, в отношении которых принадлежность исключительного права признавалась в соответствии с ГК 1964 года и Законом редакции 1996 года за автором, а в соответствии с Законом редакции 1998 года - за нанимателем автора.
Статья 61. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок: привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом; обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом; принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.
Комментарий к статье 61
Комментируемая статья содержит ряд поручений Совету Министров Республики Беларусь, касающихся приведения действующих подзаконных актов в соответствие с положениями Закона, а также принятия на уровне Правительства Республики Беларусь нормативных правовых актов, необходимых для создания механизма реализации норм Закона. Нормы, предполагающие принятие Правительством Республики Беларусь нормативных правовых актов, содержатся в следующих статьях Закона: 1) согласно п. 3 ст. 16 Закона Совет Министров Республики Беларусь устанавливает минимальный размер авторского вознаграждения, выплачиваемого автору (наследникам автора) за использование произведения; 2) согласно п. 2 ст. 18 Закона Советом Министров Республики Беларусь определяется порядок выплаты отчислений от цены перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, оригиналов рукописей произведений писателей, композиторов и ученых при реализации права следования; 3) согласно п. 6 ст. 25 Закона Совет Министров Республики Беларусь устанавливает минимальный размер вознаграждения, выплачиваемого исполнителю (наследникам исполнителя) за использование исполнения; 4) согласно п. 3 ст. 28 Закона Совет Министров Республики Беларусь устанавливает минимальный размер вознаграждения, выплачиваемого производителю фонограммы или иному правообладателю за использование фонограммы; 5) согласно п. 4 ст. 29 Закона Совет Министров Республики Беларусь устанавливает минимальный размер вознаграждения, выплачиваемого организации эфирного или кабельного вещания или иному правообладателю за использование передачи; 6) согласно п. 3 ст. 35 Закона Советом Министров Республики Беларусь определяются минимальный размер вознаграждения, условия его выплаты и пропорции распределения между авторами или иными правообладателями, а также исполнителями и производителями фонограмм (их правопреемниками) за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах; 7) в соответствии со ст. 48 Закона Совет Министров Республики Беларусь утверждает Положение о комиссии по аккредитации организаций по коллективному управлению имущественными правами, ее состав, а также определяет порядок проведения государственной аккредитации; 8) согласно п. 5 ст. 49 Закона Советом Министров Республики Беларусь определяется порядок расходования средств, направляемых организациями по коллективному управлению имущественными правами на цели социальной поддержки авторов и исполнителей Республики Беларусь; 9) согласно п. 5 ст. 50 Закона Советом Министров Республики Беларусь определяются правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения организациями по коллективному управлению имущественными правами авторам или иным правообладателям, а также порядок перечисления невыплаченного вознаграждения в доход республиканского бюджета; 10) согласно п. 3 ст. 51 Закона Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются минимальные ставки вознаграждения за использование произведений и (или) объектов смежных прав, выплачиваемого на основании договора между организацией по коллективному управлению имущественными правами и пользователем. В числе иных мер по реализации положений Закона следует назвать разработку предложений по внесению изменений и дополнений в иные законодательные акты, связанные с осуществлением и защитой авторского права и смежных прав.
Статья 62. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 61, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Комментарий к статье 62
Комментируемая статья определяет порядок вступления Закона в силу. Официальное опубликование Закона состоялось 30 мая 2011 г. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь. В соответствии с комментируемой статьей Закон вступил в силу с 1 декабря 2011 г. Статья 61 Закона, содержащая поручения Правительству Республики Беларусь, вступила в силу с момента официального опубликования Закона.
Приложение 1
УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МНОГОСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антимонов, Б.С. Авторское право / Б.С.Антимонов, Е.А.Флейшиц. - М.: Госюриздат, 1957. - 269 с. 2. Введение в интеллектуальную собственность: публикация ВОИС N 478 (R). - Женева: ВОИС, 1998. - 652 с. 3. Гаврилов Э.П. Советское авторское право: основные положения, тенденции развития. - М.: Наука, 1984. - 222 с. 4. Гаврилов, Э.П. Комментарий к Закону "Об авторском праве и смежных правах": судеб. практика / Э.П.Гаврилов. - М.: Экзамен, 2002. - 350 с. 5. Дозорцев, В.А. Интеллектуальные права: понятие, система, задачи кодификации: сб. статей / В.А.Дозорцев; Исследовательский центр частного права. - М.: Статут, 2005. - 413 с. 6. Дюма, Р. Литературная и художественная собственность: авт. право Франции / Р.Дюма. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 380 с. 7. Ионас, В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике / В.Я.Ионас. - М.: Юрид. лит., 1963. - 140 с. 8. Калятин, В.О. Интеллектуальная собственность: исключ. права: учебник / В.О.Калятин. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2000. - 459 с. 9. Канторович, Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения / Я.А.Канторович. - Петроград: Тип. АО "Брокгаузъ - Ефронъ", 1916. - 791 с.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |