Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налогового учета




Учет налогоплательщиков

Начало исчисления срока возврата

Проценты за нарушение срока возврата

НО обязан вернуть переплату в течение 1 месяца. За нарушение этого срока на сумму, не возращенную в срок, подлежат уплате налогоплательщику проценты за каждый день нарушения срока возврата в размере ставки ЦБ. Интересно, что проценты за опоздание с возвратом нельзя зачесть в счет будущих платежей по этому налогу или налогам соответствующего вида по заявлению налогоплательщика.

Срок начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее, чем с момента завершения камеральной налоговой проверки. При этом, указанное обстоятельство не должно учитываться, когда факт излишней уплаты налога уже установлен НО к моменту подачи налогоплательщиком заявления о возврате. Например, если факт излишней уплаты установлен актом сверки расчетов, проценты подлежат исчислению через месяц после подачи заявления, а не после окончания камеральной налоговой проверки.

Для осуществления налогового контроля НО должны обладать информацией о налогоплательщиках. С этой целью все налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет и внесению в единый государственный реестр налогоплательщиков, который ведется отдельно от единого гос реестра ЮЛ и предпринимателей. Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков, а к плательщикам сборов не имеет отношения.

Учет налогоплательщиков – это комплекс, установленных НЗ мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков и внесений сведений о них в ЕГРН.

Обособленные подразделения организаций не являются налогоплательщиками и поэтому не подлежат на налоговый учет. По месту их нахождения ставится создавшая их организация.

Общие характеристики осуществления налогового учета:

1. Он осуществляется в целях проведения налогового контроля

2. Осуществляется налоговыми органами

3. Имеет общеобязательный характер для всех налогоплательщиков

4. Налоговый учет одного и того же налогоплательщика может одновременно осуществляться по разным основаниям

5. Налоговый учет является основой для ведения ЕГРН и осуществления документооборота по уплате налоговых платежей

6. Основные элементы НУ установлены НК

7. За нарушение порядка налогового учета установлена налоговая ответственность

1. Единство НУ на всей территории РФ

2. Принцип множественности НУ – один и тот же налогоплательщик может ставиться на налоговый учет в разных НО, но по разным основаниям

3. Принцип территориальности налогового учета – в большинстве случае налогоплательщик взаимодействует с НО, где он стоит на налоговом учете

4. Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений, получаемых НО при постановке налогоплательщика на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН)

5. Принцип всеобщности налогового учета

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев налогоплательщику не вменено в обязанность в течение определенного срока подавать заявление о постановке на НУ. Его осуществляют НО на основании сведений, получаемых от других государственных и муниципальных структур.

Основания налогового учета:

1) Постановка на учет по месту регистрации организации, предпринимателя, фермерского хозяйства. В отношении адвокатов, нотариусов и иных лиц, приравненных к предпринимателям, которые осуществляют свою деятельность после получения специального разрешения, постановка на налоговый учет осуществляется НО на основе сведений, представляемых им органами, выдающими такие разрешения. ФЛ ставятся на НУ по месту регистрации, месту жительства (в исключительных случаях по месту регистрации, по месту пребывания). Такая регистрация осуществляется на основании сведений, представляемых гос органами в НО, регистрирующий ФЛ по месту жительства или пребывания. Органы ЗАГС обязаны представлять в НО сведения о рождении и смерти ФЛ, на основании которых последние ставят (снимают) с НУ ФЛ.

ФЛ вправе подать заявление в НО о постановке на НУ, которое НО в течение 5 дней обязан рассмотреть и выдать в течение еще 5 дней ФЛ свидетельство о постановке на НУ.

2) ФЛ и организации подлежат постановке на НУ по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и ТС. Пока такая постановка осуществляется автоматически на основании сведений, представляемых в НО органами, осуществляющими гос регистрацию такого имущества.

3) Для организаций установлено третье основание, т.е постановка на НУ по месту нахождения ее любых обособленных подразделений. При создании филиалов и представительств на НУ по месту их нахождения организация ставится на основании изменений учредительных документов, которые организация представляет в НО как в орган, осуществляющий гос регистрацию ЮЛ. Если организация создает иное обособленное подразделение, т.е создание хотя бы одного стационарного рабочего места вне места нахождения основной организации на срок более месяца, НК предусматривает один случай подачи специального уведомления о постановке на НУ организацией. Такое уведомление подается в течение месяца, за его нарушение ч.1 ст.116 установлена ответственность. Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет влечет ответственность по ч.2 ст.116.

НК регулирует также изменение сведений о налогоплательщике или налоговый переучет, снятие с НУ, которые в большинстве случаев осуществляются НО автоматически на основании сведений, представляемых рассмотренными выше органами. Однако, на организации возложена обязанность в течение 3 дней сообщать в налоговый орган о ликвидации филиала или представительства либо иного обособленного подразделения. При постановке на НУ выдается свидетельство, в котором указан ИНН (идентификационный номер налогоплательщика)

Теорию по контролю – см.финансовый контроль

Налоговый контроль в узком понимании – разновидность межведомственного финансового контроля, осуществляемого налоговыми и в ряде случаев таможенными органами по проверке соблюдения налогового законодательства, а также правильности исчисления полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в формах и методами, установленными НК.

Методы НК: различные мероприятия налогового контроля, среди которых основное место занимают налоговые проверки.

Налоговая проверка – совокупность специальных приемов и способов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами для установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налоговых платежей в документах, отчетах, бухгалтерских балансах.

Виды проверок:

1. По характеру проверяемого материала:

· Документальные

· Фактические

2. По объему:

· Тематические

· Комплексные

3. По степени охвата данных:

· Сплошные

· Выборочные

4. По организации:

· Плановые

· Внеплановые

НК предусматривает 2 вида проверок: камеральные и выездные.

Участники налоговых проверок – лица, наделенные полномочиями либо правами или обязанностями при совершении действий в ходе осуществления налоговой проверки.

В ходе НП фактически исследуется объективная сторона возможного правонарушения. Предмет – документы и предметы, свидетельствующие о совершении налоговых операций (договоры, сметы, платежные документы, декларации, расчеты авансовых платежей по налогам).

Общие правила проведения камеральных налоговых проверок:

1) Могут проводиться не только в отношении организаций и предпринимателей, но и обычных ФЛ

2) Проводится без специального решения налогового органа, а в силу должностных обязанностей налоговым инспектором

3) Проводится в течение 3 месяцев со дня представления налоговых деклараций, расчетов авансовых платежей и прилагаемых к ним документов

4) Проводится на основании налоговых деклараций, расчетов по налогам и прилагаемых к ним документов, представляемых налогоплательщиком и документов, имеющихся у налогового органа. Последний не вправе требовать представления какие – либо иных документов, не предусмотренных НК, если их представление с декларацией (расчетом) Кодексом не предусмотрены, за исключением документов, подтверждающих право на налоговые льготы; документов, подтверждающих правомерность вычетов по НДС, любых документов по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

5) При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий в их сведениях НО направляет налогоплательщику требование представить в течение 5 дней необходимые пояснения или в этот же срок внести исправления. Исправления в декларации или расчеты по налогам вносятся путем представления новой уточненной налоговой декларации. Если до окончания камеральной проверки представлена уточненная декларация или расчет, проверка ранее поданных документов прекращается и начинается новая на основе уточненных документов, при этом документы и сведения, полученные при первоначальной проверке, могут использоваться для проведения мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

6) Если по результатам камеральной проверки выявлен факт совершения налогового правонарушения, то составляется акт проверки, если не выявлен, то акт не составляют.

7) Она проводится только месту нахождения НО

Общие правила проведения выездной налоговой проверки:

1) Проводится в основном в отношении организаций и предпринимателей, поскольку она проводится по месту нахождения налогоплательщика, а доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц запрещен в отношении ФЛ и в отношении предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по месту жительства, она может проводиться только в исключительных случаях путем истребования документов у указанных лиц, т.е по месту нахождения НО. Возможна выездная проверка обособленных подразделений организации совместно с основной организацией или отдельно. В этом случае срок проверки увеличивается на 1 месяц по каждому обособленному подразделению.

2) Проводится на основании отдельно принимаемого решения руководителя НО или его заместителя

3) В отличие от камеральной они могут проводится по одному или нескольким налогам

4) Запрещено проводить в течение одного календарного года 2 и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключения: если она проводится при реорганизации или ликвидации ЮЛ; повторные проверки – вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего проводившего первоначальную проверку и налоговым органов ранее проводившим проверку, если после ее проведения налогоплательщиком представлена уточненная декларация, в которой указана сумма налога в размере меньшем, ранее заявленном (в этом случае проверяется только период, за который представлена уточненная декларация). Если при проведении повторной проверки обеих разновидностей выявлен факт налогового правонарушения, не обнаруженный при проведении первоначальной, то налоговые санкции на налогоплательщика не налагаются. За исключением выявления сговора между ним и ДЛ НО, проводившим первоначальную проверку.

5) Глубина выездной проверки – 3 года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки

6) Продолжительность выездной проверки по общему правилу – 2 месяца, в исключительных случаях по решению вышестоящего НО, этот срок может быть продлен до 4 или 6 месяцев. Этот срок начинает течь с момента вынесения решения о проведения выездной проверки и завершается днем составления справки о ее проведении

7) В отличие от камеральной проведение выездной проверки может быть приостановлено по решению руководителя НО или его заместителя для:

· Встречной проверки (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы)

· Получение информации от иностранных гос органов

· Проведение экспертизы

· Перевод на русский язык документов, представленных на иностранном языке

Общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев, а по второму основанию 9 месяцев.

В случае приостановления выездной проверки запрещено проводить связанные с ней действия на территории налогоплательщика, истребование у него документов. Ему возвращаются все ранее истребованные оригиналы документов за исключением полученных в результате выемки.

8) Заканчивается выездная проверка составлением справки о ее проведении и акта проверки – он составляется как в случае выявления нарушений, так и при их отсутствии

Участники налоговых проверок:

1. Должностные лица НО

2. Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и их представители

3. Могут участвовать в проверке свидетели, переводчики, понятые, эксперты и специалисты

Процессуальные действия, осуществляемые в ходе налоговых проверок:

1. Доступ ДЛ НО на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения выездной проверки: он осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя НО или его заместителя о проведении выездной проверки этого налогоплательщика. При воспрепятствовании доступу составляется одноименный акт, на основании которого налоговый орган вправе определить подлежащую уплате сумму налога на основании имеющихся у него данных или данных об ином аналогичном налогоплательщики. Это не распространяется на доступ в жилые помещения, в этом случае отказ в доступе является правомерным и указанные последствия не наступают.

2. Осмотр: ДЛ НО, проводящие проверку вправе производить осмотр используемых для предпринимательской деятельности помещений и территорий, либо объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком. При воспрепятствовании осмотру составляется акт, правовые последствия аналогичны воспрепятствовании доступу. Осмотр документов и предметов возможен вне рамок выездной проверки, если они были получены в результате ранее проведенных контрольных налоговых действий или при согласии налогоплательщика на проведение осмотра. При осмотре в обязательном порядке присутствуют понятые, проверяемое лицо, могут привлекаться специалисты и переводчики. В необходимых случаях может производиться фотосъемка, видео запись, копирование документов и иные действия. Действия, производимые в ходе осмотра и его результаты фиксируются в протоколе осмотра.

3. Проведение инвентаризации имущества налогоплательщика – она возможна только при выездной налоговой проверке и регулируется приказом Минфина. Основными целями инвентаризации являются:

· Выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов налогообложения

· Сопоставление фактического наличия имущества с данными бух. учета

· Проверка полноты отражения в учете обязательств налогоплательщика

О ее проведении, сроках, составе инвентаризационной комиссии, перечню имущества, подлежащего инвентаризации руководителем НО или его заместителем принимается отдельное решение. Для проведения инвентаризации могут привлекаться специалисты. Проверка фактического наличия имущества осуществляется в присутствии ДЛ, материально – ответственных лиц, работников бух службы налогоплательщика. Материально – ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бух регистрах или переданы комиссии, и все ценности, поступившие под их ответственность оприходованы. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущество или доверенности на его получение. Сведения о фактическом наличии имущества записывают в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, технического расчета. Наименование инвентаризируемых ценностей и объектов, их количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Описи подписываю все члены инвентаризационной комиссии и материально – ответственные лица. Последние в конце описи дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких – либо претензий. По результатам инвентаризации составляются акт и ведомость результатов, которые подписываются председателем комиссии, отражаются в акте налоговой проверки и учитываются при рассмотрении ее материалов

4. Истребование документов – оно проводится в рамках выездной проверки, как исключение в рамках камеральной проверки. Истребование возможно вне рамок проверки в процессе реализации дополнительных мероприятий налогового контроля. В НК выделяют 2 вида истребования документов:

1) У налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (ст.93 НК). Для истребования документов налоговый орган направляет требование способом, свидетельствующим о дате его получения. Это требование налогоплательщик обязан исполнить в 10 дневный срок со дня получения, если он не укладывается в этот срок, то не позднее дня, следующего за днем получения требования, он вправе направить в НО уведомление о невозможности представить документы в этот срок с указанием причин и срока, в течение которого они могут быть представлены. В течение 2 дней со дня получения уведомления руководитель НО или его заместитель вправе продлить срок или отказать в его продлении, о чем выносится отдельное решение. Документы могут быть представлены в НО лично, направлены заказным письмом с описью вложения или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных копий, т.е подписью налогоплательщика, печатью организации или предпринимателя, с указанием даты и надписи «копия верна». В случае необходимости НО вправе ознакомиться с подлинными экземплярами документов. Отказ предоставить истребуемые документы или нарушение сроков их представления влекут ответственность по ст.126 НК. Дополнительно в случае отказа возможно проведение другого процессуального действия – выемки документов. НО не вправе истребовать документы, ранее представленные в НО при проведении камеральных и выездных проверок, за исключением случаев возврата этих документов налогоплательщику и если они были утрачены НО вследствие непреодолимой силы.

2) Встречная проверка – истребование документов и информации о деятельности проверяемого налогоплательщика у третьих, связанных с ним, лиц (ст.93.1 НК). Такое истребование осуществляется путем направления НО осуществляющим налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, письменного поручения об истребовании в НО по месту учета лица, у которого истребуются документы. В течение 5 дней со дня его получения НО направляет требование указанному в поручении лицу (прилагается копия поручения). Лицо, получившее требование, обязано направить документы в НО в течение 5 дней со дня получения требования или в этот же срок сообщить о том, что не располагает такими документами или информацией. Это лицо вправе подать ходатайство в НО о продлении сроков представления документов или информации. Процедура, формы такие же как и в ст.93 НК. Отказ лица предоставить истребуемые документы или информацию, а также нарушение сроков их представления, влекут ответственность по ст.129.1 НК.

5. Выемка документов и предметов – она проводится, если есть достаточное основание полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения, могут быть изменены, заменены или скрыты, а также в случаях отказа представить истребуемые документы. В обязательном порядке при проведении выемки участвуют понятые и представители налогоплательщика. Могут участвовать специалисты и переводчики. Не допускается проведение выемки в ночное время. До начала выемки ДЛ НО предъявляет постановление о производстве выемки, разъясняет присутствующим их права и обязанности, предлагает лицу добровольно выдать документы и предметы и в случае отказа выемка производиться принудительно. При отказе лица вскрыть помещения или иные места, где может находиться подлежащее выемке имущество или документы, ДЛ НО вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения, не вызываемых необходимостью, повреждения дверей и других предметов. В этом случае вред, причиненный налогоплательщику, является правомерным и не возмещается.

6. Изъятые документы и предметы: перечисляются и описываются в протоколе выемки или прилагаемых к нему описях, пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью проверяемого лица. При изъятии подлинных экземпляров документов с них изготавливаются копии, которые заверяются ДЛ НО, проводившего проверку и вручаются проверяемому лицу. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в выемке. О производстве выемки, изъятии документов и предметов составляется протокол, копия которого вручается проверяемому лицу, способом свидетельствующим о дате его получения.

7. Экспертиза – см. материалы, который дал Кузнецов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.