Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налогоплательщики: основы правового статуса




Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупность закрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения. Следует различать общий налогово-правовой статус, которым наделяются все налогоплательщики, независимо от их индивидуальных и групповых особенностей, и специаль-ный, вытекающий из принадлежности лица к выделяемой по определен-ным критериям (организационно-правовая форма, вид деятельности, чис-ленность работающих, объем выручки и т.п.) категории налогоплательщи-

1 См.: Письмо МНС от 29.04.2004 № 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением» // Экономика и жизнь. 2004. № 29.


ков либо связанный с уплатой конкретного налога. Общий статус налого-плательщика в полном объеме регулируется частью первой НК РФ, специ-альный, как правило, – частью второй НК РФ. Права и обязанности нало-гоплательщика, составляющие общий налогово-правовой статус, могут быть названы основными, специальный – специальными.

Субъективное право налогоплательщика – это предусмотренная на-логово-правовой нормой мера дозволенного поведения, обеспеченная соот-ветствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и га-рантированная мерами административной и судебной защиты 1. Главное в правах налогоплательщиков – возможность их использования по собст-венному усмотрению без угрозы применения государственных санкций. Субъективное право всегда выступает юридическим средством для дости-жения определенного интереса, блага, ценности. Рассмотрим общие права и обязанности налогоплательщиков, закрепленные частью первой НК РФ, остановившись на наиболее актуальных аспектах их реализации.

1) Право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию. Содержание такой информации определено законодателем исчерпывающим образом и включает сведения: а) о действующих налогах и сборах, б) о налоговом законодательстве и иных актах, содержащих на-логово-правовые нормы, в) о правах и обязанностях налогоплательщиков, г) о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Информация должна предоставляться любым налоговым органом, в который обратился налогоплательщик, а не только налоговым органом в котором налогоплательщик состоит на учете. Единственное исключение – это когда у данного налогового органа запрашиваемая информация отсут-ствует. Ограничения на предоставляемую налогоплательщику информа-цию, установленную ведомственными актами, сводятся к следующему.

Во-первых, информация, содержащаяся в актах с грифами «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно», «Для служебного поль-зования», «Не для печати», предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера.

Во-вторых, информация, затрагивающая непосредственно права, сво-боды и законные интересы конкретного, поименованного в тексте налого-плательщика, предоставляется только этому налогоплательщику или его уполномоченному представителю.

В-третьих, информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы данного налогоплательщика2.

1 Интересная мысль высказана С.Г.Пепеляевым: «В широком смысле права плательщиков налогов и сбо-
ров
– это права на реализацию закрепленных в законодательстве основных (конституционных) принци-
пов налогообложения» (в кн.: Налоговое право: Учебник. / Под ред. С.Г.Пепеляева. – М., 2004. – С.167).

2 См.: Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов: Утв. Прика-
зом МНС РФ от 05.05.99 № ГБ-3-15/120 // Экономика и жизнь. – 1999. – № 29.


Информация по вопросам налогов и сборов может предоставляться налоговыми органами для общедоступного ознакомления в местах нахож-дения налоговых органов с использованием устных объявлений, информа-ционных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации. Кроме того, согласно ст. 16 НК РФ сведе-ния о действующих региональных налогах и сборах и об их основных по-ложениях ежеквартально публикуются МНС РФ, а сведения о действую-щих местных налогах и сборах и об их основных положениях – региональ-ными налоговыми органами (не реже одного раза в год).

2) Право получать от Минфина РФ письменные разъяснения по во-
просам применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного само-
управления - по вопросам применения соответственно регионального за-
конодательства о налогах и сборах и муниципальных нормативно-
правовых актов о местных налогах и сборах. Днем подачи письменного за-
проса (в том числе отправленного почтой) считается дата регистрации его
налоговым органом. Ответ на запрос дается бесплатно в письменном виде.
В качестве письменного ответа рассматриваются также телефонограммы и
иные сообщения, передаваемые с использованием подобных видов связи.

В запросе должна содержаться подробная информация о его предмете. Также требуется приложить все имеющиеся у налогоплательщика доку-менты и материалы, относящиеся к предмету запроса. В случае непредос-тавления либо неполного предоставления информации (документов, мате-риалов), не позволяющей дать полный ответ на заданный вопрос, налого-вый орган обязан уведомить налогоплательщика о том, какая информация (документы, материалы) необходима для рассмотрения вопроса. При игно-рировании такого уведомления налогоплательщиком налоговый орган вправе оставить запрос без ответа.

Запрос рассматривается не позднее чем в месячный срок со дня его получения. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц. В случае необходимости предоставления дополнительных документов и сведений срок рассмотрения запроса исчисляется со дня по-лучения последнего документа, информации или материалов1.

3) Право использовать налоговые льготы.

4) Право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инве-стиционный налоговый кредит. Данное право по своей природе близко к использованию налоговых льгот, но его отличительной особенностью яв-ляется индивидуальный характер. Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит представляют собой продление срока исполнения налоговой обязанности на определенный период времени. Глава 9 НК РФ исчерпывающе устанавливает обстоятельства, дающие ли-цу возможность реализовать право на изменение срока уплаты налога. При наличии таких обстоятельств налоговый орган не вправе отказать налого-

1 См.: Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов: утв. Прика-зом МНС РФ от 05.05.99 № ГБ-3-15/120 // Экономика и жизнь. – 1999. – № 29.


плательщику в предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

5) Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен-ных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

6) Право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя.

7) Право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

8) Право присутствовать при проведении выездной налоговой провер-ки.

9) Право получать копии акта налоговой проверки и решений налого-вых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате нало-гов. Законодатель не указал, о каком виде налоговой проверки идет речь в данном случае. Проблема состоит в том, что по итогам камеральной нало-говой проверки составление акта проверки законом не предусмотрено, на основании чего налоговые органы оформляют результаты камеральных проверок докладными (служебными) записками. Полагаем, что данное право должно носить универсальный характер и применяться независимо от вида налоговой проверки.

 

10) Право требовать от должностных лиц налоговых органов соблю-дения налогового законодательства при совершении ими действий в отно-шении налогоплательщиков.

11) Право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерными являются акты и требо-вания, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

12) Право обжаловать в установленном порядке акты налоговых орга-нов и действия (бездействие) их должностных лиц. Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

13) Право требовать соблюдения налоговой тайны.

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полу-ченные субъектами налогового контроля сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: а) разглашенных налогоплательщиком самостоя-тельно или с его согласия; б) об ИНН; в) предоставляемых органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашения-ми), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранитель-ными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Нало-говая тайна не подлежит разглашению, при этом к разглашению относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должно-стному лицу государственного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налого-вые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специаль-


ный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим нало-говую тайну, имеют должностные лица согласно перечням, определяемым соответствующими министерствами и ведомствами.

14) Право требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействи-ем) их должностных лиц. При проведении налогового контроля причине-ние неправомерного вреда налогоплательщикам либо имуществу, находя-щемуся в их владении, пользовании или распоряжении, не допускается. Убытки, причиненные неправомерными действиями субъектов налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Следует отметить, что убытки, причинен-ные правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных фе-деральными законами.

Пункт 2 ст. 21 НК РФ устанавливает, что помимо прямо перечислен-ных в данной статье прав налогоплательщики имеют также иные права, ус-тановленные НК РФ и другими актами налогового законодательства. Та-ким образом, законодатель произвел юридизацию субъективных прав нало-гоплательщиков, ограничив их правомочиями, прямо закрепленными в на-логовом законодательстве. Проблема состоит в том, чтобы совместить нормативный характер прав налогоплательщика с общедозволительным типом правового регулирования, применяемого в отношении частных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях, а именно «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Это необходимо, в частности, для того, чтобы распространить на правомочия, прямо не закрепленные законом, средства административной и судебной защиты. На наш взгляд, такие пра-вомочия являются законными интересами налогоплательщика.

Согласно ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется админи-стративная и судебная защита их прав и законных интересов; порядок за-щиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется НК РФ. Главное отличие субъективного права от законного интереса состоит как раз в том, что субъективное право всегда закрепляется нормативно, в то время как законные интересы представляют собой любые правомерные возможности, реализация которых не запрещена налоговым законодатель-ством. Многие права налогоплательщиков, выделяемые в литературе, – на-пример, право на вежливое и уважительное отношение, право на призна-ние действий добросовестными, право применять налоговое законодатель-ство наиболее выгодным способом1, – относятся именно к законным инте-ресам налогоплательщика.

Таким образом, законные интересы – это субъективные права нало-гоплательщика, не оформленные нормативно; законность этих интересов состоит в том, что они не противоречат актам налогового законода-тельства. Например, налоговая минимизация не закреплена в качестве

1 См.: Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2004. – С. 170-178.


права налогоплательщика, но может осуществляться в той мере, в какой она не противоречит действующим нормам налогового законодательства. Если права налогоплательщиков согласно ст. 22 НК РФ обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов, то законные интересы – нет. Иными словами, поскольку законный интерес не оформлен нормативно, государство юридически не обязано содейство-вать его реализации. С другой стороны, законные интересы, наряду с пра-вами, можно защищать в административном или судебном порядке.

Юридическая обязанность налогоплательщика – это предусмот-ренная налогово-правовой нормой мера должного поведения, обеспечивае-мая мерами государственного принуждения. При реализации обязанности у налогоплательщика отсутствует свобода выбора, от ее исполнения нельзя отказаться. Государство вправе принудительно обеспечивать надлежащее исполнение юридических обязанностей. В этом главное отличие обязанно-сти налогоплательщика от субъективного права, которое всегда реализует-ся добровольно, по свободному усмотрению лица. Общие обязанности на-логоплательщиков определены в ст. 23 НК РФ.

1) Обязанность уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность является основной, все иные обязанности налогоплательщика носят вспомогательный характер, обеспечивая ее надлежащее исполнение. О значимости этой обязанности свидетельствует придание ей конституци-онно-правового статуса – закрепление в ст. 57 Конституции РФ обязанно-сти каждого платить законно установленные налоги и сборы.

2) Обязанность встать на учет в налоговых органах. Согласно ст. 83 НК РФ постановке на учет и включению в Единый реестр налогоплатель-щиков подлежат: а) организации и индивидуальные предприниматели – в связи с их государственной регистрацией; б) организации, имеющие обо-собленные подразделения; в) организации и индивидуальные предприни-матели, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество и (или) транспортные средства. Для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, постановка на учет в налоговых органах обязанно-стью не является, их учет осуществляется непосредственно налоговыми органами на основе информации, предоставляемой уполномоченными субъектами, указанными в ст. 85 НК РФ.

3) Обязанность вести учет своих доходов (расходов) и объектов нало-гообложения. Эта обязанность касается как бухгалтерского, так и налого-вого учета. На основе данных этого учета налогоплательщиком исчисляет-ся налоговая база по налогам по итогам каждого налогового периода.

4) Обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность. Налоговая декларация выступает основ-ным источником информации при проведении камеральной налоговой проверки.


5) Обязанность представлять налоговым органам документы, необхо-димые для исчисления и уплаты налогов. Речь идет о различного рода пла-тежных поручениях, квитанциях, выписках банков, иных документах, сви-детельствующих об уплате налога. Эти документы представляются по тре-бованию должностных лиц налоговых органов при проведении мероприя-тий налогового контроля.

6) Обязанность выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых ор-ганов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

7) Обязанность предоставлять налоговому органу необходимую ин-формацию и документы.

8) Обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность дан-ных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчис-ления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих получен-ные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и упла-ченные (удержанные) налоги.

Перечень обязанностей, закрепленных в ст. 23 НК РФ, является от-крытым, то есть налогоплательщики обязаны нести и иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Налогоплательщики-организации и индивидуальные предпринимате-ли обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации либо месту жительства индивидуального предпринимателя: а) об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок; б) обо всех случаях участия в российских и иностранных организа-циях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; в) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Россий-ской Федерации, – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, ре-организации или ликвидации; г) о реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.