Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые органы




Перспективным и малоизученным остается вопрос о правовом стату-се государства как самостоятельного субъекта налогового права. Сама по-становка проблемы достаточно нова и, как правило, в литературе обходит-ся молчанием.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в налоговых правоотношениях не непосредственно, но в лице уполномоченных органов, наделяемых государством соответствующей компетенцией. Последние действуют от имени и в интересах представляе-мого лица – государства, а не по собственному усмотрению. Какого-либо собственного интереса они не имеют. «В отношениях по уплате налога, – верно замечает В.Е. Кириллина, – субъектом права является Российская Федерация, а субъектом правоотношения – налоговый орган, выступаю-щий от лица государства»1. Таким образом, основным представителем го-сударства в налоговых правоотношениях выступают налоговые органы.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильно-стью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответст-вующий бюджет иных обязательных платежей (п. 1 ст. 30 НК РФ).

1 Кириллина В.Е. Субъект налогового права как правовая категория // Финансовое право. – 2004. – № 3. – С. 32.


Налоговыми органами в настоящее время являются Федеральная на-логовая служба (далее – ФНС РФ) и ее территориальные подразделения на местах. Создание каких-либо иных налоговых органов, не входящих в единую централизованную систему ФНС РФ, не допускается, что вытекает из принципа единства налоговой системы России. Правовой статус налого-вых органов помимо НК РФ регулируется Федеральным законом от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах» (ред. от 18.07.2005), Положением о ФНС РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 23.11.2005), и целым рядом ведомственных нор-мативных актов. Согласно п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 ФНС РФ находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых ор-ганов в случае их несоответствия налоговому законодательству.

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделя-ют: а) учет налогоплательщиков; б) налоговый контроль; в) применение налоговых санкций; г) выработку налоговой политики государства; д) разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства. Основная цель деятельности налоговых органов - обес-печение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджет-ные фонды) налогов и сборов. Для реализации возложенных государством задач налоговые органы наделаются специальной компетенцией – сово-купностью государственно-властных полномочий по определенным пред-метам ведения.

Статьи 31 и 32 НК РФ закрепляют общие права и обязанности налого-вых органов. Соотношение нормативных категорий «права», «полномо-чия» и «обязанности» налоговых органов вызывает обоснованную дискус-сию общетеоретического характера. Существуют следующие мнения по этой проблеме: 1) полномочия – это права налоговых органов; 2) полномо-чия – это обязанности; 3) права, обязанности и полномочия – понятия, то-ждественные между собой; 4) полномочия – это собирательная категория, включающая совокупность прав и обязанностей налоговых органов.

Разграничение «прав» и «обязанностей» применительно к налоговым органам является весьма условным в силу того, что реализация предостав-ленных прав для них является функционально-целевым назначением. Нало-говые органы не вправе по своему усмотрению отказаться от реализации своих прав. То, что они делать вправе (например, проводить налоговые проверки или взыскивать недоимки), – они делать обязаны, и наоборот. Права и обязанности здесь сливаются воедино, образуют некий «сплав» право-обязанностей, нередко именуемых в литературе «государственно-властными полномочиями». Не случайно ст. 33 НК РФ устанавливает, что должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Однако различие в правовой природе прав и обязанностей налоговых органов все-таки существует. Согласно ст. 22 НК РФ права налогопла-тельщиков обеспечиваются соответствующими обязанности должностных


лиц налоговых органов. Таким образом, обязанности налоговых органов всегда так или иначе связаны с обеспечением прав налогоплательщиков, идет ли речь об осуществлении налогового контроля, возврате излишне уплаченных сумм налогов, соблюдении налоговой тайны или иных дейст-виях. Обязанности налоговых органов как бы противостоят правам нало-гоплательщиков. Права налоговых органов имеют в этом контексте само-стоятельное значение, им соответствуют уже обязанности (а не права) на-логоплательщиков. Налицо классическая конструкция правоотношения, где субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого.

К общим правам налоговых органов ст. 31 НК РФ относит следующие:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисле-ния) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правиль-ность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Налоговые органы при проведении налоговых проверок вправе истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты на-логов (п. 4 ст. 88, ст. 93 НК РФ);

2) проводить налоговые проверки;

3) производить выемку документов, свидетельствующих о соверше-нии налоговых правонарушений, когда есть достаточные основания пола-гать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заме-нены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые ор-ганы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков и нало-говых агентов в банках и налагать арест на их имущество;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщи-ком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов нало-гообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвента-ризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов расчетным путем на основании имею-щейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных анало-гичных налогоплательщиках. Это право может быть реализовано в случа-ях: а) отказа налогоплательщика допустить должностных лиц к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помеще-ний и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; б) непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов; в) отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов нало-гообложения; г) ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить налоги;


8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их предста-вителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства;

9) взыскивать недоимки, пени и штрафы;

 

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкас-совых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть извест-ны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налого-вого контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты.

Для защиты фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право участвовать в исковом производстве и предъявлять в суды иски: а) о взыскании налоговых санкций; б) о признании недействи-тельной государственной регистрации юридического лица или индивиду-ального предпринимателя; в) о ликвидации организации; г) о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; д) о взыскании недоимки, числящейся более трех ме-сяцев либо за организациями, являющимися зависимыми (дочерними), с основных (преобладающих, участвующих) организаций, когда на счета по-следних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услу-ги) зависимых (дочерних) организаций, либо наоборот – за организациями, являющимися основными, с зависимых (дочерних) организаций, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, ус-луги) основных организаций.

Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны: 1) соблюдать на-логовое законодательство; 2) осуществлять налоговый контроль; 3) вести учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налого-вых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налого-вой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять воз-врат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм нало-гов, пеней и штрафов; 6) соблюдать налоговую тайну; 7) направлять нало-гоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и


решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Должностные лица налоговых органов обязаны: 1) действовать в стро-гом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; 2) реализо-вывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых ор-ганов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не уни-жать их честь и достоинство (ст. 33 НК РФ).

На налоговые органы в полном объеме распространяется принцип за-конности. Согласно п. 3 ст. 30 НК РФ они действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством. Нало-говые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогопла-тельщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или без-действия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимают-ся расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно бу-дет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повре-ждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского обо-рота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет фе-дерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными феде-ральными законами (п. 1 ст. 35 НК РФ). В данном случае налоговое зако-нодательство конкретизирует применительно к налоговым правоотноше-ниям норму, закрепленную в ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет пра-во на возмещение государством вреда, причиненного незаконными дейст-виями (или бездействием) органов государственной власти или их должно-стных лиц».

К сожалению, доказать наличие, размер и причинно-следственную связь нанесенных убытков с неправомерными деяниями должностных лиц невероятно сложно. Порядок возмещения убытков регулируется граждан-ским законодательством. Поскольку, как уже отмечалось выше, налоговые органы являются представителями государства в налоговых правоотноше-ниях, реальным ответчиком в данном случае выступает государство. Не случайно причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35 НК РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.