КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема10. Конституционно-правовые основы российского государства. В главе I Конституции установлены основы государственного устройства Российской Федерации
В главе I Конституции установлены основы государственного устройства Российской Федерации. Студентам следует уяснить характерные черты российского государства как основы конституционного строя. В первую очередь необходимо понять правовое регулирование принципа разделения властей в конституционном законодательстве, особенности механизма сдержек и противовесов в отношениях между органами различных ветвей власти по горизонтали и проблемы разделения властей по вертикали. Важно усвоить какими признаками демократического государства наделила конституция Россию в главе I, понять механизм, гарантии и проблемы реализации данного правового института Уясняя Россию, как правовое государство следует усвоить действие механизмов обеспечивающих: равенство всех перед законом, равенство прав у всех на судебную защиту, верховенство закона, противодействие коррупции и т.д. Студентам важно усвоить, социальную функцию российского государства, роль государства в поддержании социального согласия и в разрешении социальных конфликтов, проблемы построения социального государства в Российской Федерации как основу конституционного строя. Понять федеративное устройство России позволит уяснить особенности ее государственно устройства, механизм взаимоотношений федерации и субъектов в ее составе, порядок реализации права наций на самоопределение через возможность иметь свою государственность. Для понимания России как суверенного государства следует уяснитькатегорию « суверенитет», концепцию суверенитета в федеративном государстве, понятие и признаки государственного суверенитета. Важно так же понять соотношение государственного суверенитета и прав человека, соотношение государственного суверенитета с народным суверенитетом. В завершении необходимо изучить Декларация о государственном суверенитете РСФСР, ее содержание и значение в становлении подлинно суверенного статуса России, политические, экономические и юридические гарантии суверенитета Российской Федерации, механизм защиты государственного суверенитета Российской Федерации. Рассматривать Россию как«светское государство» необходимо через призму соотношения светской власти и церкви. Следует уметь отличать светское государство от клерикального. Необходимо способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений. Важно понять действие механизмов регулирования деятельности религиозных объединений как элементов политической системы общества.
Тема 11. Основы конституционного статуса личности как правовой институт Для полноты усвоения данной темы в первую очередь необходимо понять, как соотносятся между собой категории «правовой статус личности», «правовое положение личности», «правовое состояние». Затем надо установить, в чем состоит разница между конституционным статусом личности и конституционно-правовым статусом личности. Первый более узок по объему, и включает только те элементы, которые закреплены непосредственно в основном законе государства. Важно уяснить особенности юридической силы норм Конституции Российской Федерации, закрепляющих правовое положение личности. В основном они сосредоточены в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», и обладают повышенной правовой защитой, поскольку не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации (ч.1 ст.135 Конституции Российской Федерации). Далее следует уделить внимание понятиям «человек», «гражданин», «личность». В Конституции Российской Федерации упоминаются они все, и их конституционный смысл различен. Термином «человек» в юриспруденции охватывается индивид как биологическое существо, как социальное явление и как политический феномен. Немаловажным является знание структуры конституционного статуса личности. Необходимо последовательно охарактеризовать каждый из этих элементов, назвать их место в структуре конституционного статуса личности. Существенное значение для понимания правового положения личности имеет изучение его теоретических концепций. Далее надо определить, какая концепция правового статуса личности была взята за основу Конституцией Российской Федерации и получила развитие в российском законодательстве. Следующий шаг в уяснении темы — рассмотрение вопроса о гарантиях конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации, их системе, видах и значении. Изучение темы завершается исследованием содержания решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам конституционного статуса личности.
Тема 12. Конституционные основы гражданства Российской Федерации Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Надо осмыслить, соответствующие конституционные принципы гражданства, уяснить содержание принципов, зафиксированных в федеральном законодательстве, что оно едино на всей территории Российской Федерации. У субъектов Федерации нет собственного гражданства. Конституция России относит данные вопросы к исключительному ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 7.). Существенная роль в наполнении этих положений реальным содержанием принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, решения и правовые позиции которого поданным вопросам надлежит знать.. Отдельное внимание надо уделить институту двойного гражданства: в каких случаях оно признается, необходимо изучить механизм о порядке приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Студент должен обратить внимание на то, чем отличаются друг от друга процедуры приобретения гражданства по указанным основаниям. Аналогичным образом исследуются правила прекращения гражданства. В заключение рассматриваются полномочия органов государственной власти, ведающими делами о гражданстве (Президент Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и его службы, Министерство иностранных дел Российской Федерации и представительства России за рубежом). Тема 13. Конституционные права и свободы человека и гражданина Права и свободы человека и гражданина являются ядром конституционного статуса личности. Для начала надо установить, что представляют собой субъективные права и свободы, в чем состоит разница между правом и свободой, в каком соотношении находятся права, свободы, законные интересы и обязанности личности. Важно установить взаимозависимость между нормами российского основного закона и международными актами, содержащими общепризнанные принципы и нормы о правах человека. Следует иметь в виду, что при разработке российской Конституции в 1993 году ее глава 2 строилась по образцу Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Все права и свободы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, надо рассматривать системно. Необходимо объяснить, чем обусловлен их перечень, а также привести различные варианты классификации их видов, существующих в конституционно-правовой науке: в зависимости от «поколения» (первого, второго или третьего); от субъекта — носителя (права человека и права гражданина); от способа реализации (индивидуальные и коллективные); от сферы общественных отношений (личные, политические, социальные, экономические, культурные). Студент должен уметь, последовательно охарактеризовать каждое право, содержащееся в российской Конституции, с учетом решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. При этом надо оценивать не только содержание данных прав и свобод, но и особенности реализации каждого из них. Тема 14. Основные обязанности в конституционном статусе личности Основные обязанности граждан — это мера их должного поведения, закрепленная в Конституции Российской Федерации. При изучении основных обязанностей надо уделить внимание их конституционной характеристике. В частности, необходимо учитывать, кому они адресуются (так, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы вменяется не только гражданам и их объединениям, но и органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, в то время как защита Отечества является долгом и обязанностью лишь граждан Российской Федерации).
Тема 15. Конституционные гарантии реализации и охраны (защиты) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Гарантии конституционного статуса личности проявляются как в системе запретов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц так и в предоставлении ряда специальных прав. К числу конституционных запретов относится запрет любых форм ограничения прав граждан. Специальные права связаны с защитой нарушенных прав. Студент должен уделить внимание государственной, в том числе судебной, защите прав и свобод человека. Необходимо назвать органы государственной власти, призванные осуществлять такую защиту, и описать способы восстановления прав, компенсирования ущерба, полученного в результате их нарушения. Отдельно стоит рассмотреть возможность самозащиты гражданами своих прав всеми способами, не запрещенными законом. В целях профилизации надо максимально полно осветить вопросы, связанные с судебной защитой прав и свобод человека и гражданина, и с соответствующими правами-гарантиями (право на доступ к правосудию: право на справедливое рассмотрение дела; право на получение юридической помощи; право на получение компенсации) с учетом широкого крута решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в этой сфере. Здесь же исследуются возможности российских граждан обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международным договором, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Тема 16. Конституционные основы федеративного устройства России Студент должен знать основные моменты становления современной Российской Федерации: от принятия 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР до закрепления федеративного устройства России в действующей Конституции Российской Федерации. Особую роль в этом процессе сыграл Федеративный договор, заключенный 31 марта 1992 года, действующий в настоящее время лишь в части, не противоречащей основному закону России. Далее необходимо установить, к какому типу федераций относится Россия. Мировая практика знает две разновидности способа формирования федераций: конституционный идоговорный. Следуетуяснить, какой из них реализован в современной Российской Федерации. Студент должен проанализировать роль договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, которые заключались в 90-е годы XX века, и сформулировать собственное мнение насчет необходимости и целесообразности возврата к такому формату регулирования федеративных. Надо рассмотреть, какие критерии — национальный или территориальный — положены в основу их выделения, назвать их достоинства и недостатки соответствующих подходов. Следующим вопросом, требующим рассмотрения, является характеристика конституционных принципов федеративного устройства российского государства (ст. 5 Конституции Российской Федерации). Особое внимание надо уделить последнему из обозначенных принципов, уяснив, какие проблемы в его реализации существовали ранее, и продолжают сохраняться до настоящего времени.
Тема 17. Конституционный статус Российской Федерации Устройство в форме федерации отражено в наименовании государства: Российская Федерация — Россия (ст. 1 Конституции Российской Федерации). Важной статусной чертой любого государства является его суверенитет. Конституция Российской Федерации не предполагает: какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Следующий элемент статуса Российской Федерации — ее гражданство, которое является единым и равным на всей ее территории. Вопросы гражданства относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Статус Российской Федерации характеризует и государственный язык — русский. Следует определить, способ установления компетенции Российской Федерации, необходимо назвать предметы ее исключительного ведения, указать объем полномочий России по предметам совместного с субъектами Российской Федерации ведения. Немаловажно указать на особенности международной правосубъектности России. Таковой обладает только Федерация. Рассмотрев особенности статуса Российской Федерации, целесообразно упомянуть о семи федеральных округах, существующих в ней. Статус федеральных округов не имеет отношения к федеративному устройству России. Тема 18. Конституционный статус субъектов Российской Федерации Конституция Российской Федерации различает шесть видов субъектов России: республики, края, обрасти, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Для начала необходимо назвать особенности статуса каждого из них, имея при этом в виду принцип их равноправия, из которого исходит Конституция Российской Федерации, отметить, какие отличия между ними предусмотрены самой Конституцией России. Республики, например, именуются в ней государством. Автономная область и автономные округа могут инициировать принятие федерального закона о них (ч. 3 ст. 66 Конституции Российской Федерации). Студенты должны попытаться самостоятельно найти иные отличия в статусе различных субъектов Российской Федерации по российской Конституции и законодательству. Далее дастся характеристика элементов статуса субъекта Российской Федерации: наименование, территория, компетенция (в том числе полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов), конституции (уставы) и законодательство, система органов государственной власти, собственность, символы. Необходимо соотнести их с элементами статуса Российской Федерации, определить, какие из статусных характеристик России отсутствуют у ее субъектов либо обладают существенной спецификой. Отдельно стоит упомянуть о возможности изменения статуса субъекта Российской Федерации. Продолжая изучение статуса субъектов Российской Федерации, необходимо осветить вопросы их административно-территориального деления. Надо иметь в виду, что термин «административно-территориальное устройство» обозначает также форму территориальной организации унитарных государств. Следует сказать, в чьей компетенции находится определение состава административно-территориальных единиц на территории субъекта Российской Федерации, как соотносятся административно-территориальные единицы с территориями муниципальных образований. Студент должен изучить особенности устройства субъектов Российской Федерации, образованных в результате объединения двух или более ранее существовавших, автономные становятся административно-территориальными единицами с особым статусом в границах нового субъекта России.
Тема 19. Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации Органы государственной власти являются составной частью системы публичной власти. Система органов государственной власти в Российской Федерации базируется на принципе ее разделения «по горизонтали» и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами «по вертикали». Надо обратить внимание, что горизонтальное разделение власти действует и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации. Далее следует назвать и последовательно охарактеризовать конкретные органы государственной власти на обоих уровнях государственного устройства России, уделив внимание различным способам их формирования. Последний аспект лучше излагать с учетом его динамики. Здесь же надо упомянуть о территориальных, местных органах федеральной исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, и показать их отличия от органов местного самоуправления. Отдельно необходимо обозначить роль Президента Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации). Следует охарактеризовать и государственные органы, созданные Президентом Российской Федерации для содействия ему в реализации такого полномочия.
Тема 20. Избирательное право Российской Федерации Понятие избирательного права следует понимать в субъективном и объективном смыслах. Уясняя понятие избирательной системы важно различать ее разновидности. Необходимо усвоить для выбора, каких органов власти применяется то или иной вид избирательной системы, механизм подсчета голосов. Затем следует изучить избирательное право и избирательную систему в соотношении. Далее необходимо понять действие источников избирательного права. Важную роль в механизме регулирования избирательным процессом играют принципы избирательного права. Для уяснения данного механизма следует усвоить понятия принципы: всеобщее избирательное права, активное и пассивное избирательное право, избирательные цензы, усвоить соотношение всеобщего избирательного права и несовместимости, прямое избирательное право, тайное голосование, равное избирательное право, состязательность выборов, свободное и добровольное участие граждан в выборах Российской Федерации. Необходимо уяснить механизм реализации данных принципов проблемы и гарантии их реализации по действующему законодательству России. Для этого следует рассмотреть так же и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам реализации всеобщего, равного избирательного права в России, материалы практики общих судов, ответственность, применяемую за нарушение норм избирательного права. Следует усвоить понятие многостепенные и косвенные выборы, условия практики их применения, достоинства и недостатки. Необходимо понять механизм устанавливающий регулярность проведения выборов органов государственной власти, уяснить правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о возможности продления и досрочного прекращения полномочий органов государственной власти. Важнейшим элементом механизма реализации избирательного права - избирательный процесс. Следует усвоить виды, порядок образования избирательных участков, округов и избирательных комиссий в соответствии с принципами равного избирательного права. Затем необходимо уяснить стадии избирательного процесса: составление списков избирателей, выдвижение, регистрация и правовой статус зарегистрированного кандидата, предвыборная агитация, порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
Тема 21. Конституционный статус Президента Российской Федерации Согласно Конституции Российской Федерации. Президент России является главой государства, и осуществляет значительный объем функций и полномочий в различных государственно-правовых сферах. Здесь же надо раскрыть конституционно-правовые характеристики Президента Российской Федерации как главы государства. Студенты должны знать требования, предъявляемые Конституцией России к кандидату на должность Президента Российской Федерации; порядок проведения выборов и определения их результатов; процедуру вступления его в должность. Необходимо проанализировать, чем обусловлен шестилетний срок пребывания Президента Российской Федерации в должности. Конституция Российской Федерации предусматривает несколько оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации (отставка: стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; отрешение от должности). Необходимо изучить порядок реализации каждого из них, и объяснить, почему самым сложным в достижении является отрешение Президента России от должности. Надо знать, какие действия не вправе осуществлять временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации. Следующий вопрос, раскрывающий особенности статуса Президента Российской Федерации — его конституционные функции (выступление гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определение основных направлений внешней и внутренней политики государства; представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях). Осветив их содержание, надо обратиться к полномочиям Президента по всем указанным направлениям его деятельности, включая принятие подзаконных правовых актов и посланий Федеральному Собранию Российской Федерации. В завершение изучения темы следует описать организацию работы Президента Российской Федерации, назвав, какие государственные органы он формирует и возглавляет, и для каких целей их существование необходимо.
Тема 22. Конституционный статус Федерального Собрания Российской Федерации Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации имеет двойственную природу. Структурно Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат. Необходимо рассмотреть достоинства и недостатки двухпалатной структуры парламента, а также продумать, наличествует ли у палат Федерального Собрания Российской Федерации равноправие, или они построены по принципу «верхней» и «нижней» палат с различным объемом правомочий. В рамках темы нужно охарактеризовать особенности статуса каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации. Для начала стоит рассмотреть численный состав и порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Следует иметь в виду, что менялся порядок формирования плат, а для депутатов Государственной Думы изменились сроки исполнения полномочий, новые требования к политическим партиям по списку избирателей необходимого для того, что бы быть допущенной к выборам в Государственную Думу. Далее исследуется, внутренне устройство и правовые акты палат, особенности их правового положения. Студент должен определить, какая его разновидность реализована в статусе депутата Государственной Думы и члена и Совета Федерации (свободный, полусвободный, императивный). Еще один немаловажный аспект темы — контрольные полномочия Федерального Собрания Российской Федерации. Необходимо изучить способы и средства осуществления контроля в его деятельности: при принятии федеральных законов, с помощью института парламентского расследования, через Счетную палату и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Тема 23. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации Изучение законодательного процесса следует начать с исследования процесса подготовки законопроектов: кто может это осуществлять, какие юридико-технические правила оформления проектов законов необходимо соблюдать. Далее необходимо обратиться к стадии законодательной инициативы, в частности, отграничив ее от законотворческой инициативы. Законодательная инициатива (право внесения законопроектов в Государственную Думу) принадлежит ограниченному кругу органов и лиц, перечисленных в Конституции Российской Федерации. Надо обратить внимание, что высшие суды России (Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) могут выступать с законодательной инициативой лишь по вопросам собственного ведения. Важно осветить процедуру рассмотрения законопроектов и принятия законов Государственной Думой. Студент должен знать последовательность проведения чтений по законопроектам, их количество применительно к отдельным разновидностям законов. Анализируя следующую стадию законодательного процесса — одобрение принятых Государственной Думой законов Советам Федерации — надо иметь в виду, что только часть законов должна быть обязательно рассмотрена в заседании данной палаты парламента (законы о поправках к Конституции Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира). Все остальные федеральные законы будут считаться одобренными и в том случае, если в течение четырнадцати дней с момента их поступления в Совет Федерации они не будут им рассмотрены. Отдельно необходимо поговорить о случаях отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона, и действиях, которые необходимо предпринять палатам Федерального Собрания для преодоления возникших разногласий. Подписание и обнародование федеральных законов — полномочие Президента Российской Федерации. Надо знать о его возможности наложить вето на принятый закон, и изучить порядок преодоления вето палатами Федерального Собрания. Нужно иметь в виду, что президентское вето невозможно в отношении законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов. Изучение темы завершается вопросом об обязательном официальном опубликовании федеральных законов и вступлении их в юридическую силу. Студенты должны знать, в каких периодических изданиях публикуются нормативные правовые акты, и какими способами они могут вводиться в действие.
Тема 24. Конституционный статус Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации возглавляет систему исполнительных органов власти. Определяя сущность и назначение Правительства Российской Федерации, надо указать, перед каким органом государственной власти (главой государства или парламентом) оно ответственно. Необходимо определить, каков характер взаимоотношений между Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. Следует рассмотреть порядок формирования Правительства Российской Федерации испособы прекращения его деятельности. Отдельное внимание стоит уделить процедуре выражения недоверия Правительству Российской Федерации Государственной Думой и возможным в этой связи действиям Президента Российской Федерации. Далее исследуются вопросы структуры российского Правительства. Оно является коллегиальным органом и состоит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Нужно указать, каким значением оно обладает в системе организации и функционирования единой исполнительной власти России. Говоря о полномочиях Правительства, надо рассмотреть не только его роль в управлении государственными делами, но и в законодательном процессе (оно разрабатывает и представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете; дает заключения на законопроекты, касающиеся налогового регулирования, финансовых обязательств государства, а также законопроекты, предусматривающие расходы из федерального бюджета).
Тема 25. Конституционный статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации При изучении данной темы необходимо исходить из того, что наличие в субъектах Российской Федерации собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти является элементом их конституционно-правового статуса. Конституция Российской Федерации говорит о том, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с общими принципами, зафиксированными в федеральном законе (ч. 1 ст. 77). На сегодняшний день это Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года. Надо обратить внимание, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации и представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации не объединены в «вертикаль», и не связаны между собой организационно и иерархически. В то же время федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов образуют единую властную систему (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации). Студенты рассматривают общие принципы формирования, структурной организации, порядка деятельности и компетенции органов власти субъектов России. Отдельно надо изучить статус глав субъектов Российской Федерации, в частности, процедуру наделения их полномочиями представительными (законодательными) органами по предложению Президента Российской Федерации, проанализировав в этой связи имеющиеся решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Тема 26. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации Первый вопрос, требующий установления при изучении данной темы — место и роль судебной власти в системе разделения государственной власти. Оно определяется, в первую очередь, ее самостоятельностью и производной от самостоятельности независимостью. Самостоятельность и независимость судебной власти, в свою очередь, базируются на ее основном предназначении защищать права и свободы человека и гражданина (что вытекает из ст. 2 и 10 Конституции Российской Федерации) и гарантированное каждому судебной защиты его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Судебная власть в России осуществляется через специально созданную систему судов. Они призваны вершить правосудие, а также осуществлять иные функции (нормоконтроль, судебный надзор и т.д.). Конституция Российской Федерации относит установление системы судебной власти к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Необходимо изучить положения Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года устанавливающего разграничение российских судов по уровню (федеральные и субъектов Российской Федерации) и по сферам юрисдикции (Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; суды общей юрисдикции, арбитражные суды). Данный закон предусматривает возможность создания специализированных судов. Студент должен продумать и изложить свое мнение относительно учреждения таких органов, как административные, ювенальные суды и т.д. Далее необходимо охарактеризовать основные особенности организации и деятельности всех федеральных судов (Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и подчиненная ему подсистема судов общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд и подсистема арбитражных судов) и судов субъектов Российской Федерации (конституционные (уставные) суды и мировые судьи). Надо обратить внимание, что Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не связаны узами иерархии, соподчиненности. в то время как мировые судьи являются низшим звеном судов обшей юрисдикции. Следующий немаловажный шаг в усвоении темы изучение конституционных основ статуса российских судей. Студент должен знать требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, учитывая, однако, что они различаются применительно к звеньям судебной системы и виду суда. Самый обширный перечень требований закон предъявляет к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. В рамках данного вопроса исследуется порядок назначения судей Конституционного Суда Российской Федерации. Верховного Суда Российской Федерации. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания России по представлению Президента Российской Федерации, и судей других федеральных судов Президентом Российской Федерации. Студент должен иметь представление и о том, как назначаются мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В заключение изучаются конституционные принципы статуса судей России (независимость, несменяемость, неприкосновенность); принципы судоустройства (самостоятельность и независимость судебной власти, бюджетное финансирование; возможность участия граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей); принципы судопроизводства (открытость разбирательства: состязательность и равноправие сторон; возможность исправления судебной ошибки и другие).
Тема 27. Конституционные основы местного самоуправления Особенность природы местного самоуправления состоит в том, что оно является, с одной стороны,составной частью публичной власти, а с другой — элементом гражданского общества. Оно призвано решать значительный круг вопросов, непосредственно приближенных к населению. Студент должен попытаться самостоятельно определить, в чем заключается публично-правовая природа местного самоуправления, а в чем проявляется его сущность как общественного института, проанализировав, в первую очередь, нормы Конституции Российской Федерации. Важно изучить, в каких формах возможно осуществление местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция России в этой связи говорит о непосредственном народовластии (референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления).
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов В процессе изучения курса следует пользоваться изданными комментариями к Конституции Российской Федерации, а также учебниками и учебными пособиями по конституционному праву России (по выбору). Большое внимание в рамках учебной дисциплины уделяется нормативным правовым актам, регулирующим различные вопросы российского конституционного права. Перечень наиболее важных из них дан в разделе «Литература» настоящего учебно-методического комплекса. Однако поскольку современное российское законодательство достаточно динамично развивается, необходимо следить за его актуальностью, фиксировать тенденции его развития. Официальная публикация таких документов производится в Собрании законодательства Российской Федерации. Российской газете. Несомненным подспорьем здесь будет использование электронных справочно-правовых систем («Гарант», «Консультант-Плюс» и др.). Структура настоящего учебно-методического комплекса, предложенная в нем методика изучения курса «Конституционное право Российской Федерации» предусматривают, что основной объем учебного и правового материала студенты заочной формы должны изучать в рамках самостоятельной работы. В этих целях в разделе «Контрольные задания для самостоятельной работы» предложены по каждой теме учебной дисциплины варианты заданий, включающих контрольные вопросы, задачи, вопросы для изучения и письменного изложения. В целях профессиональной подготовки будущих работников судебной системы необходимо изучение практики судов общей и арбитражной юрисдикции, судов субъектов Российской Федерации (конституционных и уставных судов, мировых судей) по вопросам программы учебного курса. Особое внимание следует уделить решениям и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, правовым позициям судей данного суда. Для выработки практических навыков разрешения спорных ситуаций, толкования правовых актов, составления юридических документов, осуществления правовой оценки конкретных правовых ситуаций и других компетенций студентам предлагаются задачи, контрольные вопросы, практические задания. В целях углубления теоретических знаний, развития умений самостоятельно работать с литературой, осуществлять анализ и делать выводы для получения новых знаний, студентам на самостоятельную подготовку предлагаются для изучения и изложения в письменном виде вопросы проблемного характера. Выполнение данных контрольных заданий студентами осуществляется в соответствие с учебными планами и в сроки предлагаемые кафедрой. Контрольные задания для самостоятельной работы студентов
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |