КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Математический компонент в нематематических направлениях подготовки
Математическая магистратура Необходимым и важнейшим компонентом магистерских программ должна быть профессиональная деятельность обучающихся в составе коллективов, ведущих эту деятельность, как основную. Такой коллектив может быть:
При этом указанные (внешние по отношению к вузу) организации несут часть ответственности (во многих случаях – и материальной) за качество процесса и результата подготовки, востребованность ее содержания и результатов, трудоустройство лучших выпускников. Одним из простейших, но не единственных вариантов является (традиционное для многих вузов, в том числе – для МГУ и МФТИ) совмещение должности профессора кафедры с должностью заведующего отделом или ведущего научного сотрудника академического НИИ или отраслевого КБ (а теперь – все чаще – и коммерческого предприятия, корпорации). Одна из форм математической магистратуры может быть построена на базе опыта «инженерных потоков» мех-мата МГУ, когда-то игравших важную роль для многих направлений прикладных исследований, требовавших серьезного математического уровня специалистов. Содержание образования и педагогический потенциал для указанного компонента должны удовлетворять двум критериям:
Эти очевидные условия сегодня выполняются далеко не всегда. Их обеспечение являются частью процесса реализации настоящей Концепции. В случае, если профессиональная область сегодня не обращается к математике за пределами школьного содержания, основным является общекультурное значение математики. Результатами обучения должны стать:
Аттестация кадров и аккредитация институтов При оценке качества (лицензирование, аккредитация) программ высшего образования по направлениям, предполагающим математический компонент за пределами общекультурного, и в конкурсах на замещение вакантных должностей математических кафедр вузов необходимо предусматривать требования к недавним публикациям ведущих преподавателей в авторитетных научных изданиях. Для педагогических направлений подготовки принципиальным является требование как участия педагогов математических кафедр в образовательном процессе общего образования (в частности, в экспертизе заданий экзаменов 9-го и 11-го классов, проверке работ выпускников), так и соответствие аттестационным требованиям, предъявляемым к учителю. Естественным требованием к основным преподавателям, обеспечивающим «общекультурный» математический компонент в программах высшего образования является магистерская степень или квалификация специалиста в области высшего математического образования, полученная в ведущем, «математически авторитетном» вузе. При оценке качества (лицензирование, аккредитация) программ высшего образования по техническим и естественно-научным направлениям и в конкурсах на замещение вакантных должностей математических кафедр необходимо предусматривать требования к недавним публикациям в авторитетных, прежде всего – математических изданиях. Исходя из сказанного выше, математические кафедры, включая кафедры прикладной математики, программирования и т. д. могут быть аттестованы в качестве:
Управление содержанием математического образования Содержание математического образования в определенной степени регулируется стандартами, примерными и рабочими программами. Необходима модернизация этого аппарата, его профессиональная экспертиза, установление степеней свободы и механизмов их индивидуального расширения. Введение единых механизмов государственной итоговой аттестации (в частности, экзаменов в общем образовании) для выпускников дало возможность для управления содержанием общего образования, как через учебную литературу, так и через учителя и напрямую адресуясь к учащемуся. Особо важным является то, что при наличии долгосрочных целей можно осуществлять их постепенное достижение с заранее известным ориентирами. Например, уже сегодня в открытый банк заданий могут быть помещены задачи, для которых срок их вхождения указан: «через 5 лет». В то же время проблема формирования содержания не исчерпывается только стандартами, программами и заданиями итоговой аттестации. Учебники также, с одной стороны, слишком детерминируют содержание, с другой стороны не формулируют явно «многомерный» результат, например, уровень самостоятельности и безошибочности выполнения тех или иных заданий. Законом установлено включение в федеральный государственный образовательный стандарт требований к условиям образования, в том числе – к оснащению образовательного процесса, к которому относятся все информационные источники (например, задачники в печатном виде и интернете), инструменты деятельности (например, системы геометрических и графических построений и символьных вычислений, обработки данных, программирования). Необходима разработка соответствующих функциональных педагогических требований к техносфере в области математического образования.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |