КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Федеративное государство. Одной из основ конституционного строя России является ее федерализм
Одной из основ конституционного строя России является ее федерализм. Демократический характер Российского государства проявляется вего государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм закреплен в одном из наименований нашего государства - Российская Федерация (ст.1 Конституции РФ). При федерализме сложное государство безбоязненно и с пользой для сторон включает в свой состав ряд менее крупных образований, обладающих достаточной самостоятельностью. Федерализм позволяет на деле осуществить самоопределение различных этнических и территориальных общностей, полнее учитывать их культурно-исторические и регионально-экономические особенности, эффективнее и последовательнее осуществлять местное самооуправление. Федерализм предполагает согласие составных частей страны с государственным единством Федерации.1 Федерация - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее субъектов. Федерализм имеет исключительно важное значение для возрождения российской государственности и отражает стремление миллионов людей различных национальностей жить вместе, предотвратить распад политически и юридически реально существующего самостоятельного целостного государства, не подлежащего расчленению. Федеративный Договор, подписанный 31 марта 1992 года и одобренный VI Съездом народных депутатов Российской Федерации, явился правовой формой децентрализации полномочий и функций российского государства как единого целого. Статья 5 Конституции РФ включает принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство России: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации. 6.Республиканская форма правления. Форма правления - один из элементов формы государства. Форма правления есть способ организации верховной государственной власти. Форма правления характеризуется способами образования высших органов государственной власти, порядком распределения между ними полномочий. В форме правления находит внешнее выражение содержание государства. Различают две основные формы правления: монархию (абсолютная и ограниченная) и республику (парламентарная, президентская, смешанная). Будучи суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления. В статье 1 Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследственным статусом главы государства. Мировой конституционный опыт знает два основных вида республиканских форм правления - президентскую и парламентарную (парламентскую). Каковы же их отличия и какая форма по действующей Конституции характерна для Российской Федерации? Главной отличительной особенностью президентской республики является: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламетский способ формирования правительства. В основу системы высших органов государственной власти парламентарной республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентарной республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства. В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты президентской и парламентарной республики. К числу этих стран относится и Российская Федерация. Конституция России закрепила полупрезидентскую, полупарламентарную республику с доминирующим положением президента в структуре власти.1 В этой смешанной форме учтены позитивные стороны обеих традиционных форм, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Республиканская форма правления позволяет гражданам России участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избирать главу государства - Президента РФ. Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными гражданами России. Таким образом, исходя из нынешнего конституционного статуса федеральных органов государственной власти Российской Федерации, можно сделать вывод: в России конституционно возникла и закрепилась смешанная форма республиканского правления. Она является существенным элементом конституционного строя Российской Федерации. 7. Конституционно – правовое закрепление разделения властей. Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств. В России впервые принцип разделения властей был юридически закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Статья 13 Декларации гласит: "Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". С принятием Конституции РФ 1993 года, разделение властей - один из основных принципов конституционного строя России. В ст.10 Конституции РФ указывается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей означает, что ни один орган государства не может и не должен обладать всей полнотой власти. Власть должна быть распределена и демонополизирована так, что ни одна из них не сможет подчинить себе другую ветвь власти. Речь идет о выработке системы "сдержек" и "противовесов" при осуществлении государственной власти. Реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией РФ и другими законами. Разделение властей означает, что: 1) законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный орган; 2) исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; 3) судебная власть осуществляется независимыми судебными органами. Законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку объективно между ними существует взаимосвязь и взаимодействие). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч.1 ст.11 Конституции РФ).В Российской Федерации механизм разделения властей согласно Конституции РФ выглядит следующим образом: - законодательный орган - Федеральное Собрание - парламент, принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (возможность постановки вопроса о доверии Правительству), участвует в формировании Правительства, судебных органов; - исполнительную власть осуществляет Правительство РФ: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязанность предоставления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств. Возможность выражения недоверия Правительству сбалансировала возможностью роспуска Государственной Думы Президентом РФ. - судебную власть осуществляет Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды Российской Федерации и иные суды РФ. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие органы государственной власти. В части 1 ст. 11 Конституции РФ в числе органов, осуществляющих государственную власть в РФ, на первом месте стоит Президент РФ. В связи с этим возникает закономерный вопрос: к какой ветви власти относится Президент? Мнения ученых разные. М.В. Баглай пишет: "Власть, которая не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной, - это власть загадочная по своей юридической природе…ответом на эту загадку, рожденную Конституцией, может быть только включение президентской власти в исполнительную власть". Этого же мнения придерживается В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов. По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, "Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей" и на этом основании делается вывод о существовании у нас "института президентской власти". По мнению Г.Н. Чеботарева, "выделение президентской власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти ставит под сомнение корректность формулировки статьи 10 Конституции России".1 Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ (ч.2 ст.80), Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти. Итак, единство всей системы государственной власти в России предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются вышеназванные самостоятельные органы государства. С другой стороны, принцип разделения властей находит свое проявление в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ч.2,3 ст.11 Конституции РФ). Таким образом, разделение властей выступает как кардинальный принцип организации государственной власти, как одна из ведущих основ конституционного строя России.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |