КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники международного трудового права
Базовые международно-правовые нормы в трудовой сфере сформулированы в документах ООН. Возможность участия ООН в международном регулировании труда основывается на положениях пункта 3 статьи 1 и статье 55 Устава ООН, определивших задачи международного сотрудничества по разрешению социальных проблем, обеспечению уважения к правам человека и основным свободам. К числу основных нормативных документов ООН в трудовой сфере относятся прежде всего входящие в Международный билль о правах человека Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) с двумя факультативными протоколами. В актах ООН закреплены, в частности, принципы: - равноправия всех людей и запрещения дискриминации; - право на труд и свободный выбор работы; - право на справедливые и благоприятные условия труда; - право на защиту от безработицы; - право создавать профсоюзы и вступать в них и т. д. Международные конвенции ООН о ликвидации расовой дискриминации (1966) и дискриминации в отношении женщин (1979) запрещают расовую и этническую дискриминацию, а также дискриминацию женщин, в частности, в сфере труда и трудовых отношений. В 1990 году ООН принята Международная конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, в которой существенное внимание уделено трудовым правам мигрантов. Особое значение для сферы трудовых отношений имеют документы, разработанные под эгидой Международной организации труда (МОТ). Она была образована как специализированное учреждение Лиги наций на основании Версальского договора 1919 года. В 1946 году МОТ стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной Организации объединенных наций, в настоящее время объединяет 177 государств. Характерная особенность структуры МОТ — трипартизм, то есть формирование большинства органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников. Высший орган — созываемая ежегодно Международная конференция труда — состоит из представителей государств — членов МОТ. Каждое государство представлено 4 делегатами: 2 — от правительства, 1 — от предпринимателей и 1 — от работников. Административный совет МОТ, избираемый на Международной конференции труда, состоит из 56 человек: 28 делегатов представляют правительства, 14 — предпринимателей и 14 — работников. Международное бюро труда — постоянный секретариат МОТ. Его состав формируется генеральным директором Международного бюро труда, которого, в свою очередь, назначает Административный совет. Согласно уставу МОТ одно из главных направлений деятельности этой организации — нормотворчество, то есть создание международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии на ежегодной Международной конференции труда конвенций и рекомендаций, а также протоколов. К середине 2006 года МОТ приняла почти 400 документов. Принципы, выработанные МОТ, закреплены также в уставе и двух декларациях: «О целях и задачах Международной организации труда» (1944) и «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998). В декларации 1998 года сформулированы 4 принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств — членов МОТ: - свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; - упразднение всех форм принудительного труда; - запрещение детского труда; - недопущение дискриминации в области труда и занятий. По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно классифицируются по следующим группам: - осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда; - относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы; - по безопасности и гигиене труда;
- регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите; - регулирующие труд отдельных категорий работников; - регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов. Следует отметить, что нормативные акты МОТ выходят за рамки проблематики собственно трудового права, предмета его регулирования. Они включают положения, относящиеся к праву социального обеспечения, свободному времени трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации и способам деятельности государственных органов по управлению трудом. Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным) работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям, а в ряде случаев — ко всему населению. Общий перечень Конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией, приведен в приложении'. Среди региональных международных соглашений для российского трудового права важную роль играют акты, принимаемые Советом Европы, членом которого является и РФ. На сегодняшний день Совет Европы принял более 130 конвенций, в том числе в области труда; в их число входит Европейская социальная хартия (1961 год, пересмотрена в 1996 году), которая с некоторыми изменениями, учитывающими региональную специфику, воспроизводит универсальные права человека в социальной и экономической областях, закрепленные в актах ООН и МОТ. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) запрещен принудительный труд и закреплена свобода ассоциации, включая право образовывать профсоюзы и вступать в них. Российская Федерация является участницей большинства многосторонних соглашений, принятых в рамках СНГ. Некоторые из них содержат положения, относящиеся к трудовой сфере. Это, в частности, соглашения о сотрудничестве в области охраны труда, о сотрудничестве в области миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов и ряд других соглашений2. Российская Федерация имеет также ряд двусторонних межправительственных соглашений в сфере труда. Прежде всего это соглашения о трудовой деятельности и защите прав граждан России в стране — участнице договора и ее граждан в России. Подобные соглашения заключены со многими государствами, в частности с Арменией, Беларусью, Испанией, Киргизией, Китаем, Литвой, Молдовой, Польшей, Таджикистаном, Украиной, Финляндией, Чехией. Большая часть поименованных актов ратифицирована бывшим СССР. Российская Федерация, ставшая государством — правопреемником Советского Союза, приняла на себя обязательство соблюдать конвенции, ратифицированные бывшим СССР. Например: «Межправительственное соглашение государств — участников СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов» (1994); «Соглашение государств — участников СНГ о сотрудничестве в области охраны труда» (1994); «Соглашение государств — участников СНГ о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания» (1994); «Соглашение государств — участников СНГ о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (1994). § 3. Основные права человека в области труда Право на труд впервые было провозглашено как одно из важнейших прав человека в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека. Затем оно в расширенном виде было зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Европейской социальной хартии. В Пакте право на труд трактуется как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь работой, которую он свободно выбирает или на которую свободно соглашается. Таким образом подчеркивается свобода труда и выбора конкретной работы. Устанавливается обязанность государства не только признать право на труд, но и обеспечить условия для его практической реализации, что предполагает проведение определенной социально-экономической политики, включающей программы профессионально-технического обучения, профессиональной ориентации, нацеленных на обеспечение экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости. В Европейской социальной хартии понятие права на труд в основном совпадает с формулировками Декларации и Пакта. Она обязывает государства обеспечить эффективное осуществление права на труд, для чего предлагается: - принять в качестве основной задачи достижение и поддержание максимально возможного и стабильного уровня занятости; - эффективно защищать права работника; - создавать бесплатные биржи труда для всех работников; - обеспечить профессиональную ориентацию, обучение и профессиональную реабилитацию для работников. Очевидно, что на первый план выходит обязанность государств приводить политику полной занятости как средства реализации права на труд. В рассмотренных актах делается особый акцент на том, что право на труд несовместимо с принудительным трудом. Однако конкретизированные нормы, касающиеся принудительного труда, закреплены в актах МОТ - Конвенции № 29 (1930) и Конвенции № 105 (1957). Конвенция № 29 обязывает государства упразднить применение принудительного труда во всех его формах в возможно краткие сроки. Она определяет принудительный труд как всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой наказания, если только данное лицо не предложило добровольно свои услуги. Однако Конвенция не применяется в отношении некоторых видов принудительного труда, которые допустимы при определенных условиях и ограничениях (в связи с чрезвычайными обстоятельствами, в силу законов об обязательной военной службе, для работ чисто военного характера, для работы, требуемой в силу судебного приговора, и др.). Конвенция № 105 расширяет круг обязательств государств по устранению принудительного труда и, в частности, дополняет Конвенцию № 29 запретом принудительного труда как средства политического или идеологического давления. Отдельно запрещаются следующие виды принудительного труда: - в качестве средства политического давления или воспитания, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений; - в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития страны; - в качестве средства поддержания трудовой дисциплины; - в качестве средства наказания за участие в забастовке; - в качестве меры дискриминации по признакам расовой, национальной, социальной принадлежности, вероисповедания и религиозной принадлежности. Равенство в отношении осуществления прав и свобод человека, право каждого на равную защиту закона провозглашены во всех международных актах. Это относится и к правам в сфере труда. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, помимо провозглашения равенства всех перед законом и запрещения дискриминации, особо указывается необходимость обеспечения равенства в отношении заработной платы (равное вознаграждение за равноценный труд). Запрет дискриминации дополняется и конкретизируется в Конвенциях ООН «О защите прав трудящихся-мигрантов», «О ликвидации дискриминации в отношении женщин», «О ликвидации всех форм расовой дискриминации». Множество норм и положений, направленных против дискриминации в сфере труда и трудовых отношений, содержится в конвенциях и рекомендациях МОТ: Конвенции № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенции № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Конвенции № 156 о трудящихся с семейными обязанностями, Конвенции № 100 о равном вознаграждении, Рекомендации № 162 о пожилых трудящихся. Конвенция № 111 обязывает государства определять и проводить политику, направленную на поощрение равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации. Дискриминация подразумевает всякое различие, недопущение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Конвенция № 100 обязывает государства использовать национальные методы установления ставок вознаграждения с целью обеспечивать применение принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за равноценный труд. Иными словами, ставки вознаграждения должны определяться без дискриминации по признаку пола. Наряду с универсальными актами МОТ о равенстве в сфере труда, запрете дискриминации действуют специальные конвенции и рекомендации, относящиеся к определенным категориям работников: мигрантам, лицам с семейными обязанностями, пожилым, морякам, сельскохозяйственным рабочим, представителям коренного населения. Право на объединение закреплено практически во всех международных актах, однако основной массив конкретных норм содержится в актах МОТ. В этой области действуют две главные конвенции универсального значения: Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенция № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных договоров. В Конвенции № 87 свобода объединения понимается как право работников и предпринимателей образовывать организации (союзы, ассоциации) по своему выбору без предварительного разрешения, а также право вступать в них на единственном условии подчинения уставу. Организации работников и работодателей имеют право создавать уставы, свободно выбирать представителей, организовывать аппарат и свою деятельность, формулировать программу действий. Они не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Эти организации могут создавать федерации и конфедерации, а также присоединяться к ним, и каждая из них имеет право вступать в международные организации трудящихся и предпринимателей. Установленная Конвенцией № 87 обязанность государств-участников принять необходимые нормативные акты для обеспечения свободного осуществления права работников и работодателей на организацию обеспечивается дополнительными гарантиями, определенными в Конвенции № 98. В этом документе установлена защита трудящихся в отношении любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения. Кроме того, организации работников и работодателей должны использовать надлежащую защиту против любых актов вмешательства со стороны друг друга. Указанные положения о праве на объединение носят универсальный характер, то есть относятся, за рядом исключений (армия, правоохранительные органы), ко всем работникам. Наряду с этим МОТ принят ряд специализированных актов о праве на ассоциацию в сельском хозяйстве, государственной службе. В частности, Конвенция № 151 устанавливает, что на государственных служащих распространяется свобода объединения и они защищаются от дискриминации, направленной на ущемление этого права. В числе прочего запрещается выдвигать в качестве условия приема на государственную службу требование о невступлении в профсоюз или выходе из него; не допускается увольнение государственного служащего или нанесение ему иного вреда за то, что он является членом организации или принимает участие в ее деятельности. Права представителей трудящихся на предприятиях. Во многих странах на предприятиях функционируют не только профсоюзы, но и иные представительные органы, избираемые работниками. Согласно Конвенции № 135 представители работников должны пользоваться защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение в связи с их деятельностью. Они должны иметь необходимые возможности для быстрого и эффективного исполнения своих функций, при этом предоставление особых прав представителям работников не должно снижать общей эффективности работы предприятия. Если на одном и том же предприятии работают как представители профсоюза, так и выборные представители трудового коллектива, должны быть приняты меры для того, чтобы выборные представители не использовались для подрыва позиций профсоюзов; требуется всячески поощрять сотрудничество между выборными представителями трудовых коллективов и профсоюзами. Функции представительства работников не должны включать деятельность, которая признана в качестве исключительной прерогативы профсоюзов. Акты ООН не предусматривают права на ведение коллективных переговоров и на заключение коллективных договоров. Зато этому вопросу уделяет большое внимание МОТ, которая согласно Уставу стремится способствовать действенному признанию права на коллективные переговоры. Статья 4 Конвенции МОТ № 98 гласит: «Там, где это необходимо, принимаются меры, соответствующие условиям страны, в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров». Большая часть конкретных норм по коллективно-договорному регулированию труда содержится в Конвенции № 154 о содействии коллективным переговорам, в одноименной Рекомендации № 163, а также в Рекомендации № 91 о коллективных договорах. Конвенция № 154 охватывает все области экономической деятельности, не распространяясь лишь на армию и правоохранительные органы; кроме того, национальное законодательство может установить особые способы ее применения в отношении государственных служащих. Под коллективными переговорами понимаются переговоры между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников — с другой, в целях определения условий труда и занятости. Национальное законодательство должно оказывать всяческое содействие таким переговорам. Конвенция № 154 лишь частично регулирует вопрос о коллективных переговорах, субъектом которых являются не профсоюзы, а другие выборные организации работников. Решение вопроса об их функциях в коллективных переговорах передано на усмотрение национального законодательства. При этом в случае необходимости должны приниматься меры для того, чтобы присутствие этих представителей не могло ослабить позиций других заинтересованных организаций работников, прежде всего профсоюзов. Положения и нормы, относящиеся к коллективным договорам, содержатся в Рекомендации № 91, определяющей их как письменные соглашения относительно условий труда и найма, заключаемые между предпринимателем, группой предпринимателей либо одной или не- сколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими представительными организациями работников или, при отсутствии таких организаций, представителями самих работников, избранными и уполномоченными согласно национальному законодательству, — с другой. Коллективный договор связывает подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Предприниматели и работники не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора. Они недействительны и должны заменяться соответствующими положениями коллективного договора; вместе с тем условия трудовых договоров, более благоприятные для работников, не считаются противоречащими коллективному договору. Положения коллективного договора распространяются на всех трудящихся, работающих в охватываемых коллективным договором организациях, если иное не предусмотрено самим коллективным договором. В случае необходимости в национальном законодательстве могут быть предусмотрены меры по распространению всех или отдельных положений коллективного договора на всех предпринимателей и работников, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора. Право на забастовку на международном уровне закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Европейской социальной хартии. В актах МОТ право на забастовку не установлено, однако, по мнению контрольно-надзорных органов МОТ, оно косвенно вытекает из Конвенции № 87. Считается, что эффективно пользоваться свободой объединения при запрете права на забастовку невозможно; таким образом, забастовка — вполне законное средство защиты профессиональных интересов работников. Из этого следует вывод, что прямой запрет забастовок, как и принудительный арбитраж, представляют собой ограничение возможностей профсоюзов. С точки зрения МОТ, ограничения права на забастовку допустимы лишь в определенных случаях: на государственной службе, в существенных услугах (видах деятельности, остановка которых ведет к потенциальному разрушению национальной экономики), при чрезвычайных обстоятельствах либо на период переговоров или третейского суда. Во всех этих случаях должны быть предусмотрены гарантии обеспечения интересов работников.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |