Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статус депутата представительного органа муниципального образования




Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления включает в себя права и обязанности депутата, а также гарантии осуществления им депутатской деятельности.

Правовой статус депутатов регулируется Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иными федеральными законами, а также законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее подробно статус депутата регулируется региональным законодательством. Во многих субъектах приняты специальные законы, посвященные регулированию данного вопроса (например, Закон Псковской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления», Закон Нижегородской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления», Закон Чукотского автономного округа «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Чукотском автономном округе» и т.д.).

Согласно ст.40 Закона 2003 г. депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования. Этот срок не может быть менее 2-х и более 5-ти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы представительного органа нового созыва. Установленный срок полномочий депутатов не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Как уже было сказано, депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Согласно Закону 2003 г., на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа.

Осуществление полномочий на постоянной основе предполагает, что эта работа является единственным видом трудовой деятельности депутатов, за которую они получают денежное вознаграждение.

В отношении таких депутатов, т.е. осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, законодательством установлены определенные ограничения, в частности:

- они не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. В то же время, они не могут занимать административные посты в учебных заведениях, учреждениях науки, культуры и т.п.

Ограничение числа депутатов, работающих на постоянной основе, связано с финансовыми возможностями местного самоуправления. Кроме того, работа депутатов в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

Депутат, работающий на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности. Как правило, такому депутату может предоставляться до 3-х дней в месяц. Освобождение от работы производится администрацией предприятия, учреждения, организации, с которыми депутат состоит в трудовых отношениях, на основании официального уведомления представительного органа.

Отпуск депутата для участия в работе представительного органа, а также для работы в избирательном округе оплачивается из средств местного бюджета в размере среднего заработка, начисляемого по месту основной работы.

Как правило, законодательство субъектов Федерации к формам депутатской деятельности относит следующие:

1) участие в заседаниях представительного органа

2) участие в работе комиссий, создаваемых представительным органом

Депутат обязан лично участвовать в работе заседаний представительного органа и комиссии, в состав которой он избран. Отсутствие депутата на заседании без уважительной причины не допускается.

3) участие в работе депутатских объединений

4) участие в выполнении поручений представительного органа (комиссии)

Депутат обязан выполнять поручения представительного органа (комиссии), которые даны в пределах их компетенции. По поручению представительного органа (комиссии) депутат участвует в проверках исполнения правовых актов, принятых представительным органом. О результатах выполнения поручений депутат информирует представительный орган (комиссию), вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение правовых актов представительно органа.

5) подготовка и внесение проектов решений на рассмотрение представительного органа

6) обращение с депутатским запросом

Депутат (группа депутатов) имеет право на обращение в письменной форме к должностным лицам местного самоуправления, руководителям муниципальных предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа.

Как правило, депутатское обращение называется депутатским запросом в том случае, если это обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами Конституции России, федерального или регионального законодательства, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления или вопросов, имеющих общественное значение. Вносится депутатский запрос на заседании представительного органа.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в течение определенного срока (как правило, в течение 10 - 15 дней).

В остальных ситуациях, обращение депутатов именуется либо депутатским обращением, либо депутатским вопросом.

7) работа с избирателями

- депутат поддерживает связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им

- депутат рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному их разрешению.

- проводит личный прием избирателей, как правило, не реже 1 раза в месяц, изучает общественное мнение

Как правило, в законодательстве субъектов или в уставах муниципальных образований предусмотрено, что депутат обязан отчитываться перед избирателями своего округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы в установленные сроки (не реже одного раза в год). Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ.

Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству.

Для осуществления своей деятельности, депутат наделяется правами и обязанностями.

Права депутата можно подразделить на 2 группы:

1) права, реализуемые на заседаниях представительного органа:

- депутат имеет право избирать и быть избранным в комиссии представительного органа

- предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом

- вносить предложения и замечания по повестке дня, по существу рассматриваемых вопросов

- вносить предложения о проведении депутатских расследований

- ставить вопрос о разработке и принятии новых решений

- вносить на заседание проекты решений и т.п.

2) иные права:

- право на безотлагательный прием должностными лицами

По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования.

- право на получение и распространение информации

Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми органами местного самоуправления, а также документами, информационными и справочными документами, официально распространяемыми государственными органами и общественными объединениями.

Депутат имеет право обращаться в учреждения, предприятия и организации, независимо от форм собственности за информацией по вопросам осуществления своих полномочий, соответствующие документы или сведения подлежат предоставлению безотлагательно.

Кроме того, депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в СМИ.

Обязанности депутатов:

К основным обязанностям относится, естественно, участие в заседаниях представительного органа и комиссий, а также выполнение поручений представительного органа и комиссий.

Кроме того, депутат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа (об этом уже говорилось).

Наконец, депутат обязан соблюдать правила трудового внутреннего распорядка и положения законодательства о труде.

Ограничения, связанные с депутатской деятельностью:

Выше уже было сказано, что депутаты, работающие на постоянной основе, не имеют право заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, творческой и педагогической.

Кроме того, Закон 2003 г., а также законы субъектов Федерации устанавливают, что депутат представительного органа местного самоуправления не может быть одновременно:

депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательного органа субъекта Федерации, или депутатом представительного органа другого муниципального образования, состоять на государственной или муниципальной службе, если иное не предусмотрено законодательством.

Основные гарантии депутатской деятельности:

Гарантии депутатской деятельности – условия и средства, обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление депутатами своей деятельности. Для беспрепятственного осуществления своих полномочий, депутаты наделяются целым рядом правовых и материально-финансовых гарантий.

1) неприкосновенность – одна из важнейших правовых гарантий деятельности депутатов, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

Естественно, объем неприкосновенности депутата представительного органа местного самоуправления значительно уже объема неприкосновенности депутата Государственной Думы. Тем не менее, определенные гарантии в этом плане установлены и в отношении депутатов местных органов.

Так, федеральными законами установлены гарантии прав депутатов:

а) при привлечении их к уголовной или административной ответственности

б) при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий

Например, гл.52 УПК РФ устанавливает особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления. В частности, решение о возбуждение уголовного дела в отношении депутата либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимается прокурором субъекта Федерации.

в) при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого или служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов.

В законах субъектов Федерации положения, касающиеся неприкосновенности депутата, в основном, сформулированы однотипно. Выглядит это приблизительно так: «депутат на территории соответствующего муниципального образования не может быть задержан (кроме случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к административной или уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации». Эта формулировка дублирует положения Закона 1995 г.

Кроме того, депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока их полномочий.

2) социальные, материально-финансовые гарантии

- депутату, работающему на постоянной основе, выплачивается денежное вознаграждение, а также производятся иные, предусмотренные законодательством выплаты из средств местного бюджета.

Например, согласно Закону Санкт-Петербурга «О реестрах муниципальных должностей в Санкт-Петербурге», размер должностного оклада председателя муниципального совета составляет – 22 расчетные единицы (1 р.е. – 600 руб.)

- депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30-ти календарных дней

- депутату, работающему на постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи.

- по решению представительного органа депутат, работающий на постоянной основе, по его просьбе и рекомендации соответствующей комиссии может быть направлен на учебу, переподготовку и курсы повышения квалификации. Расходы на обучение депутат возмещаются из средств местного бюджета.

- жизнь и здоровье депутата подлежат государственному страхованию за счет средств местного бюджета

- депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью

- для содействия в осуществлении депутатских полномочий, депутат вправе иметь помощника (или помощников), работающего на нештатной (неоплачиваемой) основе.

3) трудовые гарантии

- Срок полномочий депутата, работающего на постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж.

Законом Чукотского автономного округа установлено, что депутату выплачивается пособие в размере его средней заработной платы в случае истечения срока депутатских полномочий до устройства на новое место работы в течение 1-го года.

- Депутат, работающий на непостоянной основе, не может по инициативе администрации быть уволен, переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу, без согласия представительного органа.

В законах субъектов Федерации обычно встречается положение, согласно которому: невыполнение должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций законных требований депутата либо создание препятствий в его работе, влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа могут быть установлены иные гарантии депутатской деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.