Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекращение полномочий представительного органа




Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

7) отзыва избирателями;

8) досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления;

9) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом. На этот пункт следует обратить внимание, поскольку основания досрочного прекращения депутатом своих полномочий могут устанавливаться только федеральными законами, но не законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.16 ст.35 Закона полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочнов случае его роспуска. Основания и порядок роспуска представительного органа предусмотрены ст.73 Закона (в этой статье идет речь о роспуске представительного органа как форме его ответственности перед государством – и этот вопрос вы еще будете подробно рассматривать на лекции, посвященной ответственности органов местного самоуправления). Поэтому в данный момент мы не будем останавливаться на основаниях и порядке роспуска представительного органа, предусмотренных ст.73 Закона.

Существуют и другие случаи досрочного прекращения полномочий представительного органа. Они также указаны в ч.16 ст.35 Закона:

1) в случае принятия представительным органом решения о самороспуске. Решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования.

Касаясь в целом института самороспуска, необходимо отметить, что значительной практики в этом плане пока не наработано. Возникает немало вопросов по поводу осуществления данной процедуры и, в частности, каким количеством голосов принимается данное решение. Половиной, двумя третями или тремя четвертями? Может ли часть депутатов, пусть и большая часть, лишить остальных депутатских полномочий против их воли, правомерно ли данное решение?

Как уже было сказано, решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Как показывает анализ уставов некоторых муниципальных образований, не во всех из них такой порядок предусмотрен. Тем не менее, есть уставы, где такие положения встречаются.

Например, в уставах муниципальных образований г. Сестрорецк и г. Петергоф установлено, что решение о самороспуске представительного органа принимается депутатами единогласно. А вот согласно уставам муниципальных образований г. Уссурийск, г. Велиж, г. Липецк, решение о самороспуске представительного органа считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Что касается оснований самороспуска представительного органа, то уставы, в основном, лишь предусматривают самороспуск, не называя его оснований. Хотя их закрепление, несомненно, было бы целесообразно.

2) в случае вступления в силу решения суда (верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) о неправомочности данного состава депутатов представительного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законом 2003 г. закреплено: "Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (п. 1 ст. 35), и по смыслу такое же количество депутатов должно сохраняться на весь период осуществления своих полномочий представительным органом данного созыва.

Однако, в течение срока полномочий депутат может сложить свои полномочия по различным основаниям, как то: отставка по собственному желанию; прекращение гражданства РФ; вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; отзыв избирателями и т.п. Прекращение полномочий более одной трети депутатов может привести к тому, что состав представительного органа муниципального образования станет неправомочным.

В этом случае возникнет необходимость признания судом состава депутатов представительного органа муниципального образования неправомочным.

Нужно отметить, что возможность признания неправомочным состава депутатов представительного органа удобна для оппозиции. Депутаты, представители оппозиции, по договоренности могут досрочно сложить свои полномочия, что может привести к неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования и к новым основным выборам всего состава депутатов.

3) в случае преобразования муниципального образования.

Напомню, что преобразование муниципального образования – это объединение двух и более муниципальных образований в одно, разделение муниципального образования на два и более и, наконец, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа (либо лишением такого статуса).

Завершая рассмотрение случаев досрочного прекращения полномочий представительного органа, следует также упомянуть о том, что в Законе о местном самоуправлении нет решения на тот случай, когда полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. И найти решение в данном случае сложно, так как сход граждан ни теоретически, ни практически распустить невозможно.

Далее. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа проводятся досрочные выборы. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение 1 месяца избрать в состав представительного органа других депутатов. Таким образом получается, что в данном случае главы поселений не несут никакой ответственности.

 

Глава муниципального образования.

Глава муниципального образования - это высшее должностное лицо муниципального образования. Он наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Правовой статус главы муниципального образования регулируется Законом о местном самоуправлении, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. В некоторых муниципальных образованиях приняты специальные нормативно-правовые акты, регулирующие статус главы муниципального образования. Например, «Положение о статусе главы города» Междуреченска Кемеровской области.

Кстати, следует отметить, что статус главы муниципального образования, как выборного должностного лица, имеет много общего со статусом депутата представительного органа. Недаром статьи Законов о местном самоуправлении, посвященные регулированию этого вопроса, так и называются: «Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления». Другое дело, что конкретизируется этот статус, выявляются особенности правового положения тех или других должностных лиц в законах субъектов Федерации.

Деятельность главы муниципального образования осуществляется на постоянной основе. Он не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной или иной творческой деятельности.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Правила осуществления контроля населением и представительным органом за деятельностью главы муниципального образования регулируются уставами муниципальных образований.

Например, согласно уставу г. Вологды, глава города представляет в городскую Думу и обнародует в СМИ отчет о своей деятельности за год. Население, как вы помните, вправе отозвать выборное должностное лицо, каковым является глава муниципального образования в случае совершения им конкретных противоправных действий или решений, подтвержденных в судебном порядке.

Глава муниципального образования:

1) может избираться на муниципальных выборах.

В этом случае он либо возглавляет местную администрацию, либо входит в состав представительного органа и является его председателем.

2) может избираться представительным органом муниципального образования из своего состава. В этом случае он является председателем представительного органа.

 

 


Способ избрания главы муниципального образования должен быть закреплен в уставе.

Если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, он считается избранным, если за его кандидатуру проголосуют более половины от установленной численности депутатов.

Согласно Закону 2003 г., глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации.

Это положение Закона не распространяется на поселения с численностью населения менее 1000 человек, в которых допускается совмещение полномочий председателя представительного органа и главы местной администрации, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

Срок полномочий главы муниципального образования не может быть менее 2-х и более 5-ти лет. Как правило, глава муниципального образования избирается сроком на 5 лет. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются со дня вступления в должность избранного главы муниципального образования.

Как правило, уставы муниципальных образований устанавливают, что глава МО вступает в должность со дня принесения присяги. Это происходит на 10 – 15 день с момента официального опубликования результатов выборов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.