Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и система гарантий местного самоуправления




 

Гарантии местного самоуправления – это важнейшие и необходимые условия обеспечения и защиты прав местного самоуправления по осуществлению задач и функций в интересах населения муниципального образования.

 

Система гарантий местного самоуправления закреплена муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.

Система гарантий местного самоуправления может быть упорядочена по ряду классифицирующих признаков.

Система гарантий:

1. Общие гарантии - это экономические, политические, духовные устои и ценности общества, которые служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления; обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления; создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления:

А) Экономические гарантии местного самоуправления определяются экономическая системой всего общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность, их равная правовая защита.

Б) Политические гарантии местного самоуправления – это политико-правовой режим нашего государства; система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разграничение предметов ведения между органами государственной власти и местного самоуправления; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина.

В) Духовные гарантии местного самоуправления - система духовных ценностей и ориентацией деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания гражданина и общества.

2. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления – это правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, а также правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления в нормативных актах, принимаемых непосредственно органами местного самоуправления (положения, уставы и др.).

А) Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления:

· - Признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с другими формами собственности. (ст.8 Конституции РФ)

· - Возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст.9 Конституции РФ)

· - Передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

· (ст. 132 Конституции РФ)

· - Самостоятельность решения населением, органами местного самоуправления вопросов муниципальной собственности: владения, пользования, распоряжения объектами муниципальной собственности (ст.ст.130 и 132 Конституции РФ)

· - Право органов местного самоуправления самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность

· - Финансовая самостоятельность МС гарантируется правом органов МС самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет

· - Обеспечение минимальных местных бюджетов органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов

· - Органы МС вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, утверждают их уставы, определяя цели, условия и порядок деятельности. Назначают и увольняют их руководителей.

· - Органы МС имеют право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

· - Органы МС вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, устанавливать местные налоги, сборы, а также льготы по их оплате.

· - ОМС вправе, в установленном законом порядке и интересах населения, осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Б) Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность МС:

· Органы МС не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ)

· Структура органов МС определяется населением самостоятельно (ст.131 Конституции РФ)

· Изменение границ территорий, на которых осуществляется МС, допускается с учетом мнения населения муниципального образования

· Запрет ограничений прав МС, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами. (ст.133 Конституции РФ)

· Конституция РФ, Федеральные законы и основанные на них законодательные и иные правовые акты субъектов РФ устанавливают пределы контроля государственных органов за деятельностью органов МС

· Запрет образования органов МС и назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами

· Закон закрепляет предметы ведения и определяет вопросы местного значения, отнесенные к компетенции органов МС.

· Право муниципальных образований иметь собственную символику, отражающую исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции.

В) Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

 

Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные акты, исполнительные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных на защиту нарушений прав местного самоуправления и предупреждение таких нарушений.

 

В соответствии со ст.133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации наделено правом на судебную защиту.

 

Деятельность суда в сфере местного самоуправления имеет два направления:

1. Судебный контроль при решении вопросов об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, а также физическими и юридическими лицами;

2. Защита местного самоуправления от неправомерных действий государственных и иных органов власти, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, а также юридических и физических лиц.

 

Основания обращения в суд:

1. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

2. В случае не достижения согласия при передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность спор по заявлению сторон разрешается судом;

3. Необоснованный отказ государственных органов в регистрации уставов муниципальных образований по жалобе гражданина или органа местного самоуправления решается в судебном порядке

4. При нарушении конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, суд отменяет незаконный акт органов и должностных лиц и восстанавливает нарушенное право:

- в суд могут быть обжалованы решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, такие дела рассматриваются в 5 –дневный срок, если требуется дополнительная проверка – в 10-дневный срок, а поступившие в день выборов – незамедлительно (ст.5.1-5.25 КоАП РФ);

- дела о проведении предвыборной агитации в период ее запрещения; распространении анонимных материалов и другие нарушения избирательных прав граждан – ст.ст.401 –4013 КоАП РФ – рассматриваются судьей единолично;

- ст.ст.141, 142 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за соответственно воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и за заведомо неправильный подсчет голосов.

5. Неисполнение решения по вопросам местного значения, принятого на местном референдуме, а также на собраниях (сходах) граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий (ст.1933 КоАП РФ – штраф – до 20 МРОТ).

 

Иные правовые формы защиты прав местного самоуправления:

1. Право обращения органов и должностных лиц местного самоуправления к органам и должностным лицам государственной власти по вопросам защиты прав местного самоуправления. Эти обращения подлежат обязательному рассмотрению с мотивированным ответом.

Органы МС могут обращаться также к администрациям предприятиям, учреждениям, организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения.

2. Обращения в правоохранительные органы, так как правовая защита МС гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые осуществляют это в силу своих полномочий:

- Прокуратура РФ- надзор за соблюдением законодательства о МС;

- Министерство Юстиции РФ - юридическая экспертиза правовых актов по вопросам МС, принимаемых по вопросам местного самоуправления.

3. Право муниципальных образований объединятся в ассоциации и союзы, главная цель которых координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление прав и интересов МС.

4. Правовая защита МС осуществляется также путем принятия федеральных и региональных программ развития МС.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 9489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.